Занятость населения: социально-экономическое содержание, виды, формы, показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

Принятое в России определение занятости также учитывает это деление и в основном соответствует критериям и рекомендациям МОТ, содержащимся в резолюции 13-й Международной конференции по статистике труда.

Содержание

1.Занятость как экономическая категория ……………………………………2
2.Типы занятости ……………………………………………………………….3
3.Качество занятости……………………………………………………………7
4.Служба занятости населения. Основные функции, правовые основы деятельности………………………………………………………………………8
5.Классификация населения по статусу в занятости…………………………11
6.Понятия категорий ЭАН и ЭНАН, общая экономическая
Характеристика ………………………………………………………………..13
7.Труд и занятость: ретроспективный взгляд ………………………………17
8.Заключение……………………………………………………………………21
9.Список использованной литературы ……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

контрольная работа РТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

       Безработными, в соответствии с законодательством РФ признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней6. Согласно рекомендациям МОТ, адаптированным к условиям России, безработный - неработающий гражданин трудоспособного возраста, который ищет работу и готов сразу к ней приступить или стремится организовать собственное дело. Число безработных в России, по трактовке МОТ, основывается на выборочных обследованиях и значительно превышает число официально зарегистрированных.

       Кроме того, экономически активное население  классифицируется по статусу занятости, по которому определяется положение  индивидуума в обществе. Критерием при определении статуса является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями с другими работниками предприятия. Классификация по статусу в занятости включает следующие группы:

       1)Наемные  работники – лица, выполняющие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или определенным лицом об условиях трудовой деятельности , за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами, либо в натуральной форме. По длительности найма наемные рабочие делятся на постоянных, временных, сезонных и нанятых на случайную встречу.

       2)Лица, работающие не по найму. К  ним относятся: 

       - Работодатели – лица, постоянно работающие на собственном частном предприятии;

       - Лица, занимающиеся профсоюзной  деятельностью или ремеслом на  самостоятельной основе;

       - Лица, работающие самостоятельно  либо с одним или несколькими  партнерами, осуществляющие деятельность, приносящую доход и не использующие труд наемных рабочих на постоянных условиях;

       - Неоплачиваемые работники семейных  предприятий; 

       - Члены коллективных предприятий. 

       3) Лица, не поддающиеся классификации  по статусу занятости.

       К экономически неактивному населению  относятся лица, не входящие в состав рабочей силы, то есть они не предлагают свои услуги на рынке труда по ряду причин.

       Экономически  неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

       Население, обычно неактивное, включает всех лиц  в возрасте, установленном для  измерения экономической активности, основным статусом которых в течение  отчетного года не была ни занятость, ни безработица. Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане, во-первых, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет, во-вторых, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды, в-третьих, не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

       Экономически  неактивное население, исходя из социального  статуса, делится на следующие категории:

  • студенты и учащиеся дневной формы обучения;
  • пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;
  • пенсионеры по инвалидности;
  • лица, которым нет необходимости работать, в независимости от источника их доходов;
  • домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом, детьми, больными и пр.;
  • отчаявшиеся найти работу

       прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий). 

       Труд  и занятость: ретроспективный  взгляд

       За  рубежом активно заниматься проблемами занятости молодежи теоретики и  практики начали вскоре после Второй Мировой войны. Там уже тогда  была понята важность сохранения и  развития человеческого потенциала. За последние десятилетия в других странах был накоплен немалый опыт в этой области, который неплохо бы было использовать в России. В нашей стране только недавно начали осознавать актуальность проблемы занятости молодежи.

       На  протяжении  значительного  периода  времени отечественная наука не обращалась к изучению проблем молодежного рынка труда.  В этом не было необходимости, поскольку в условиях нерыночной экономики процесс трудоустройства вообще, и молодежи, в частности, имел по сути своей формальный характер.  Согласно достигаемого в тот  или  иной  период времени возраста  предписывалось  нахождение  молодого человека в той или иной сфере общественной жизни  (школе,   армии,   вузе  и т.д.). Далее, на основе демографических данных - отчетных и прогнозных - в рамках баланса трудовых  ресурсов  определялось  количество вновь  входящих в процесс общественного производства и количество вновь создаваемых рабочих мест.

       Механизм  включения молодежи в  производственную  деятельность носил по существу принудительный характер и “был жестко регламентирован. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет. Служба в армии, набор рабочих по лимиту, призывы на молодежные стройки и т. д. в конечном счете были направлены на обеспечение потребностей экстенсивного типа производства в трудовых ресурсах.” 

       Ни  в  теории,   ни в практике не принималось во внимание то, как соотносятся качество создаваемых рабочих мест  и  потребности людей, включающихся в производственную сферу. Более того, несмотря на  планово-централизованный  характер  экономической  системы возник и все более увеличивался разрыв между потребностями экономики в тех или иных специальностях и тем перечнем специальностей, который предлагался системой подготовки кадров.

       Политика воспроизводства рабочей силы была направлена на формирование индустриального типа работника и на индустриальную систему занятости. Идеалом этой системы являлся специализированный рабочий и стабильная рабочая сила.  Существующий образовательный и технический уровень не являлся важным фактором. В системе квалификации акцент делался на производственный опыт и гораздо меньше (для подавляющей части рабочих в материальном производстве) - на интеллект и знания.

       Вряд  можно согласиться с тем, что  в условиях административно-командной системы управления производством имел место рынок труда. Как известно, на рынке может продаваться лишь товар, а в условиях административно-командной системы управления  производством рабочая сила не являлась товаром ни теоретически, ни тем более практически. Работник не был лично свободен, поскольку его свобода ограничивалась институтом прописки и даже отсутствием до 60-х годов паспорта у колхозников.  Юридически в Конституции СССР была провозглашена и закреплена обязательность труда в общественном производстве.  Фактически существовала единая государственная собственность,  при которой обмен результатами труда носил прямой (а порой и натуральный характер),  что не имело ничего  общего  с рыночными отношениями. Государство представляло собой единого (и единственного) собственника, колоссального моносубъекта всех экономических и, в том числе, трудовых отношений.

       Движение  рабочей  силы  в этих условиях происходило целенаправленно путем жесткой регламентации,  в заранее оговоренных и не нарушаемых рамках и масштабах. Характер регламентации был во многом  внеэкономическим, формировался под сильным влиянием идеологии, принимал во многих случаях принудительный характер. Работник, включаясь в трудовую сферу жизнедеятельности, практически сразу получал программу своего пребывания в ней,  которая предопределяла,  как начнется его трудовая жизнь,  как она будет развиваться,  какими пределами будут ограничены его достижения в  этой сфере,  каким,  наконец,  должно  быть поведение работника в этих условиях.

       В 70-80-ые годы, разрабатывая прогнозы движения трудовых ресурсов и социального  развития, специалисты зачастую рассматривали  этот прогноз как полностью  автономный.

       Достаточной  увязкой  считалось  определение соотношения прироста человеческих ресурсов с количеством рабочих мест, формируемых за счет развития производства.

       Разумеется, сегодня подобные методы неприменимы. В условиях переходной экономики  на первый план выдвигаются проблемы изменения именно тех социальных и экономических параметров, которые прежде были стабильными. Роль и значение человеческого капитала возрастает. Экономически активный человек во все большей мере становиться новым источником экономического равновесия и роста. В связи с этим важнейшим самостоятельным компонентом рынка труда должна стать социальная защита экономически активного населения, его развитие и стимулирование. Социальная защита экономически активного населения выступает как система мер защиты экономически активного населения во взаимосвязи и взаимодействии труда и капитала7.

       На  современном рынке труда в  России все больше возрастает конкуренция  за рабочее место, развивается безработица. Главным направлением помощи экономически активному населению в данном случае является создание новых рабочих  мест.

       Важнейшим направлением социальной защиты экономически активного населения в современных условиях является организация переподготовки кадров, повышение их квалификации.  Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

       В Концепции действий на рынке труда  на 2008-2010 года стимулирование экономической  активности выделено отдельным пунктом и является одной из приоритетных задач. Особое внимание уделяется способности максимально эффективно использовать существующий в Российской Федерации человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государство должно содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, выпускники общеобразовательных учреждений, ищущие работу впервые, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного возраста, потерявшие работу, женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вынужденные переселенцы и другие). 

       Заключение

       В заключении необходимо отметить, что  именно занятость создает необходимые  предпосылки эффективного использования  трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Поэтому при разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально - экономического развития, но и качественные характеристики, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей. Лишь осуществление комплекса мероприятий на каждом вышеназванном уровне при условии их согласования может привести к эффективной занятости, что в итоге будет способствовать росту производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий.

       Ориентация  государственной политики в области  регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз  их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения  кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

       Каждая  из реализуемых программ занятости  должна быть результативна в трех ракурсах. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на целевой группе и на рабочей силе в целом. В-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счет привлечения разных объемов ресурсов. Необходима более тщательная ориентация программ на целевые группы работников или проблемы рынка труда. Эти группы должны быть максимально четко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики занятости населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Занятость населения: социально-экономическое содержание, виды, формы, показатели