Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:50, реферат
Принятое в России определение занятости также учитывает это деление и в основном соответствует критериям и рекомендациям МОТ, содержащимся в резолюции 13-й Международной конференции по статистике труда.
1.Занятость как экономическая категория ……………………………………2
2.Типы занятости ……………………………………………………………….3
3.Качество занятости……………………………………………………………7
4.Служба занятости населения. Основные функции, правовые основы деятельности………………………………………………………………………8
5.Классификация населения по статусу в занятости…………………………11
6.Понятия категорий ЭАН и ЭНАН, общая экономическая
Характеристика ………………………………………………………………..13
7.Труд и занятость: ретроспективный взгляд ………………………………17
8.Заключение……………………………………………………………………21
9.Список использованной литературы ……………………………………….23
Безработными, в соответствии с законодательством РФ признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней6. Согласно рекомендациям МОТ, адаптированным к условиям России, безработный - неработающий гражданин трудоспособного возраста, который ищет работу и готов сразу к ней приступить или стремится организовать собственное дело. Число безработных в России, по трактовке МОТ, основывается на выборочных обследованиях и значительно превышает число официально зарегистрированных.
Кроме того, экономически активное население классифицируется по статусу занятости, по которому определяется положение индивидуума в обществе. Критерием при определении статуса является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями с другими работниками предприятия. Классификация по статусу в занятости включает следующие группы:
1)Наемные работники – лица, выполняющие работу по найму, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или определенным лицом об условиях трудовой деятельности , за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами, либо в натуральной форме. По длительности найма наемные рабочие делятся на постоянных, временных, сезонных и нанятых на случайную встречу.
2)Лица, работающие не по найму. К ним относятся:
- Работодатели – лица, постоянно работающие на собственном частном предприятии;
- Лица, занимающиеся профсоюзной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе;
- Лица, работающие самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами, осуществляющие деятельность, приносящую доход и не использующие труд наемных рабочих на постоянных условиях;
-
Неоплачиваемые работники
-
Члены коллективных
3) Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.
К экономически неактивному населению относятся лица, не входящие в состав рабочей силы, то есть они не предлагают свои услуги на рынке труда по ряду причин.
Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.
Население,
обычно неактивное, включает всех лиц
в возрасте, установленном для
измерения экономической
Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:
прочие
(все остальные лица, не попадающие
ни под одну из перечисленных выше
категорий).
Труд и занятость: ретроспективный взгляд
За рубежом активно заниматься проблемами занятости молодежи теоретики и практики начали вскоре после Второй Мировой войны. Там уже тогда была понята важность сохранения и развития человеческого потенциала. За последние десятилетия в других странах был накоплен немалый опыт в этой области, который неплохо бы было использовать в России. В нашей стране только недавно начали осознавать актуальность проблемы занятости молодежи.
На
протяжении значительного
Механизм
включения молодежи в производственную
Ни
в теории, ни в практике не принималось
во внимание то, как соотносятся качество
создаваемых рабочих мест и потребности
людей, включающихся в производственную
сферу. Более того, несмотря на планово-централизованный
Политика воспроизводства рабочей силы была направлена на формирование индустриального типа работника и на индустриальную систему занятости. Идеалом этой системы являлся специализированный рабочий и стабильная рабочая сила. Существующий образовательный и технический уровень не являлся важным фактором. В системе квалификации акцент делался на производственный опыт и гораздо меньше (для подавляющей части рабочих в материальном производстве) - на интеллект и знания.
Вряд можно согласиться с тем, что в условиях административно-командной системы управления производством имел место рынок труда. Как известно, на рынке может продаваться лишь товар, а в условиях административно-командной системы управления производством рабочая сила не являлась товаром ни теоретически, ни тем более практически. Работник не был лично свободен, поскольку его свобода ограничивалась институтом прописки и даже отсутствием до 60-х годов паспорта у колхозников. Юридически в Конституции СССР была провозглашена и закреплена обязательность труда в общественном производстве. Фактически существовала единая государственная собственность, при которой обмен результатами труда носил прямой (а порой и натуральный характер), что не имело ничего общего с рыночными отношениями. Государство представляло собой единого (и единственного) собственника, колоссального моносубъекта всех экономических и, в том числе, трудовых отношений.
Движение
рабочей силы в этих условиях происходило
целенаправленно путем жесткой регламентации, в
заранее оговоренных и не нарушаемых рамках
и масштабах. Характер регламентации был
во многом внеэкономическим,
В 70-80-ые годы, разрабатывая прогнозы движения трудовых ресурсов и социального развития, специалисты зачастую рассматривали этот прогноз как полностью автономный.
Достаточной увязкой
Разумеется, сегодня подобные методы неприменимы. В условиях переходной экономики на первый план выдвигаются проблемы изменения именно тех социальных и экономических параметров, которые прежде были стабильными. Роль и значение человеческого капитала возрастает. Экономически активный человек во все большей мере становиться новым источником экономического равновесия и роста. В связи с этим важнейшим самостоятельным компонентом рынка труда должна стать социальная защита экономически активного населения, его развитие и стимулирование. Социальная защита экономически активного населения выступает как система мер защиты экономически активного населения во взаимосвязи и взаимодействии труда и капитала7.
На современном рынке труда в России все больше возрастает конкуренция за рабочее место, развивается безработица. Главным направлением помощи экономически активному населению в данном случае является создание новых рабочих мест.
Важнейшим
направлением социальной защиты экономически
активного населения в современных условиях
является организация переподготовки
кадров, повышение их квалификации.
Модернизация производства, расширение
применения новых наукоемких технологий
и их развитие приводят к изменению профессионально-
В
Концепции действий на рынке труда
на 2008-2010 года стимулирование экономической
активности выделено отдельным пунктом
и является одной из приоритетных задач.
Особое внимание уделяется способности
максимально эффективно использовать
существующий в Российской Федерации
человеческий потенциал, включая безработных
граждан. Государство должно содействовать
интеграции в рынок труда граждан, обладающих
недостаточной конкурентоспособностью
на рынке труда и испытывающих трудности
в поиске работы (инвалиды, одинокие и
многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей и детей-инвалидов,
выпускники общеобразовательных учреждений,
ищущие работу впервые, несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного
возраста, потерявшие работу, женщины,
стремящиеся возобновить трудовую деятельность
после перерыва, связанного с рождением
и воспитанием детей, граждане, уволенные
с военной службы и члены их семей, граждане,
подвергшиеся воздействию радиации, вынужденные
переселенцы и другие).
Заключение
В заключении необходимо отметить, что именно занятость создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Поэтому при разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально - экономического развития, но и качественные характеристики, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей. Лишь осуществление комплекса мероприятий на каждом вышеназванном уровне при условии их согласования может привести к эффективной занятости, что в итоге будет способствовать росту производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Каждая
из реализуемых программ занятости
должна быть результативна в трех
ракурсах. Во-первых, программы должны
быть полезны на индивидуальном уровне,
возвращая конкретного
Информация о работе Занятость населения: социально-экономическое содержание, виды, формы, показатели