Занятость населения: социально-экономическое содержание, виды, формы, показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

Принятое в России определение занятости также учитывает это деление и в основном соответствует критериям и рекомендациям МОТ, содержащимся в резолюции 13-й Международной конференции по статистике труда.

Содержание

1.Занятость как экономическая категория ……………………………………2
2.Типы занятости ……………………………………………………………….3
3.Качество занятости……………………………………………………………7
4.Служба занятости населения. Основные функции, правовые основы деятельности………………………………………………………………………8
5.Классификация населения по статусу в занятости…………………………11
6.Понятия категорий ЭАН и ЭНАН, общая экономическая
Характеристика ………………………………………………………………..13
7.Труд и занятость: ретроспективный взгляд ………………………………17
8.Заключение……………………………………………………………………21
9.Список использованной литературы ……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

контрольная работа РТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 

       Уровень общей безработицы по Самарской области остается заметно ниже, чем в среднем по России и ПФО. В 2009 году была разработана Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области. В мероприятиях Программы приняло участие свыше 101 тысячи человек. Только за ноябрь 2009 численность участников возросла более чем на 25 тысяч человек. Наиболее востребованными являются общественные и временные работы, а также самозанятость. Во временных работах в области в 2009 году участвовало свыше 90 тысяч человек.

       Как показал мониторинг работодателей  в Самарской области, планировалось  высвободить 65,7 тыс. человек. Проводимые областным правительством активные мероприятия позволили сократить  количество фактически высвобожденных к началу декабря до 34 тыс. человек. Губернатор обратил особое внимание на проблемы монопрофильных территорий, среди которых крупнейший моногород России - Тольятти. К 9 декабря здесь заключено 900 договоров на сумму 1 млрд 350 млн рублей для участия в мероприятиях примерно 68 тыс. человек. Кассовый расход - 773,9 млн рублей. Платежные поручения еще на 265 млн рублей находятся на исполнении. Во временных работах принимают участие 40,7 тыс. человек. С учетом ситуации на ОАО "АВТОВАЗ" была скорректирована областная Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год: увеличен объем финансирования с 788 млн рублей до 1 млрд 854,5 млн рублей. Артяков напомнил, что принято постановление правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области". В соответствии с этим документом, региону в 2009 году уже предоставлена субсидия на сумму 712,6 млн рублей. В 2010 году на реализацию мероприятий по обеспечению занятости 14,6 тысяч работников ОАО "АВТОВАЗ", его дочерних акционерных обществ было предоставлено 4,2 млрд рублей. Договор на выплату субсидий ОАО "АВТОВАЗ" подписан. Средства в объеме 485,2 млн рублей перечислены предприятию.

       В 2010-2011 г. реализация дополнительных программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, будет продолжена.  

       Служба  занятости населения. Основные функции, правовые основы деятельности

       Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

       Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно3.

       Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

       Служба  занятости обеспечивает организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения4;

       В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии5.

       В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы  профориентации, охватывающей все категории  населения, определения статуса  различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров  профориентации и психологической поддержки.

       Профориентационные  услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим  гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. 

       Классификация населения по статусу  в занятости

       Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых. По статусу в занятости классифицируется только экономически активное население, то есть занятые и безработные.

       По  сути, по статусу в занятости определяется социальное положение индивидуума в обществе. Основным критерием служит степень экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношений лица, наделенного определенными полномочиями, с другими работниками или предприятиями.

       Группы  по статусу в занятости определяются с учетом различия между работой по найму, с одной стороны, и работой на собственном предприятии (самозанятостью), с другой.

       Работа  по найму — это вид трудовой деятельности, при котором заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо не зависящее от дохода предприятия или организации. При этом основные фонды и активы являются собственностью других лиц.

       Работа  на собственном предприятии —  это вид трудовой деятельности, при  котором вознаграждение прямо зависит  от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лица, занимающиеся такой деятельностью, принимают управленческие решения или делегируют их принятие другим лицам, сохраняя за собой ответственность за деятельность предприятия.

       Классификация населения по статусу в занятости включает следующие группы.

       1. Наемные работники — это лица, выполняющие работу по найму,  которые заключили письменный  трудовой договор с руководителем  предприятия любой формы собственности  или определенным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами либо в натуральной форме.

       Наемные работники подразделяются на гражданское население и военнослужащих.

       По  длительности найма на работу наемные  работники делятся на:

       ·         постоянных работников (в их составе выделяются работники, у которых трудовой договор не определяет продолжительность найма, и работники, у которых договор определяет продолжительность найма, но она достаточно большая для отнесения их к временным работникам или занятым на случайной работе);

    ·         временных работников;

    ·         сезонных работников;

    ·         работников, нанятых на случайные работы.

       2.  Работодатели — это лица, постоянно работающие на собственном частном предприятии, и лица, занимающиеся профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

       3.  Лица, работающие на индивидуальной основе, — это лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наемных работников на постоянной основе.

       4.  Неоплачиваемые работники семейных предприятий — это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.

       5.  Члены коллективных предприятий — это лица, работающие на коллективных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников этого предприятия. Каждый член коллективного предприятия имеет равные с другими членами права при решении вопросов производства, сбыта и др.

       6.  Лица, не поддающиеся классификации по статусу в занятости — это лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных выше категорий.

       Для безработных лиц, которые раньше имели работу, их статус определяется по предыдущей их занятости. Если безработные  лица ранее не занимались трудовой деятельностью, их относят к шестой группе. 

       Понятия категорий ЭАН  и ЭНАН, общая экономическая характеристика.

       Экономически активное население – это население, которое  предлагает свой труд для производства товаров и услуг. По международным  стандартам экономически активное население  имеет два значения, в зависимости  от периода времени к которому оно применяется:

  1. Население, активное в данный период. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила».
  2. Обычно активное население. Если определяется экономически активное население за длительный период более недели.

       При выделении  категории экономически активного населения применяются  возрастные ограничения, ограничения  по дееспособности лица, по его профессиональной подготовке, а так же законодательные. По международным стандартам указывается минимальный и максимальный возраст экономической активности. В некоторых странах указывается два минимальных возраста: один, более низкий, используется для сбора информации об экономической деятельности, второй, более высокий, для группировки экономически активного населения. В России эта двойственность присутствует, так сказать, с обеих сторон: к экономически активному населению относят лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-60 лет, женщины 16-55лет), а при проведении обследований занятости возраст, используемый для измерения экономической активности, определен как 15-72 года. Это связано с тем, что именно в нашей стране существует такая категория населения, как работающие пенсионеры.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  экономически активное население - это часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (в возрасте от 15 до 72 лет), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

       В численность экономически активного  населения включаются лица, занятые  экономической деятельностью, и  безработные. Занятыми, в соответствии с «Законом о занятости населения  РФ», признаются:

  • Работающие по трудовому договору;
  • Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • Проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • Отсутствующие на рабочих местах по установленным законом причинам;
  • Учредители и участники хозяйственных обществ и товариществ.

Информация о работе Занятость населения: социально-экономическое содержание, виды, формы, показатели