Занятость населения и безработица в Беларуси: проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является рынок труда и занятость населения.
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и занятости, а также проблемы регулирования.

Содержание

Введение
1. Понятие занятости и безработицы
1.1 Понятие, сущность, виды и формы занятости
1.1.1 Полная и эффективная занятости
1.1.2 Структурные виды занятости
1.2 Понятие, сущность, виды и формы безработицы
1.2.1 Понятие безработицы
1.2.2 Виды безработицы
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена
1.3.1 Последствия безработицы
1.4 Политика государства в области занятости
1.4.1 Методы воздействия государства
1.5 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь
1.5.1 Причины безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 86.82 Кб (Скачать)

Безусловно, государство сохраняет  контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась к началу 2012 года до 0,7% к численности экономически активного населения. Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру»  на рынке труда. Так, соотношение  между числом принятых и уволенных  работников составило 95,8%. На треть  уменьшились масштабы высвобождения  работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое  снизилась напряжённость на рынке  труда. На треть возрос спрос нанимателей  на рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей  в необходимых кадрах и трудоустройству  граждан способствовало овладение  безработными новыми профессиональными  навыками по направлению центров  занятости – после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются. [5]

Пристальное внимание обращено на трудоустройство  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К  ним относятся инвалиды, многодетные  семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства. [8]

Вместе с тем опрометчиво  рисовать ситуацию в сфере занятости  в радужном свете. Число безработных  в возрасте от 16 до 29 лет снизилось  за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы  удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практику, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение. [12]

Между тем в структуре безработных  представительницы слабого пола доминируют. На 1 декабря 2011 года они  составляли 51,3% от общей численности  безработных (это на 0,8% меньше, чем  на аналогичную дату 2010 года). (см. приложение Д)

По-прежнему значительная доля безработных  окажется неконкурентоспособной на рынке труда (молодёжь, женщины с  маленькими детьми, инвалиды, а также  лица, освободившиеся из мест лишения  свободы).

Таким образом, конъюнктура рынка  труда останется трудоизбыточной, а конкуренция среди безработных и незанятых граждан усилится. В этих условиях будут предприниматься уже испытанные и давшие положительный результат меры по регулированию процессов на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, а также предупреждению её наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной безработицы. [19]

 

2.3 Политика  государства в области решения  проблемы безработицы

 

Особенности развития рынка труда  в развитых странах говорят о  необходимости взвешенной политики регулирования трудовых отношений, а внимательное изучение опыта зарубежных стран в этой сфере помогает выявить  наиболее приемлемые для реализации в Беларуси методы и механизмы, адаптировать их к условиям нашей экономики. (см. приложение Е)

Исследование рынка труда Республики Беларусь обнаруживает ряд тенденций  в соотношении спроса и предложения  рабочей силы: увеличение предложения рабочей силы при одновременном уменьшении спроса, что связано со структурной перестройкой экономики на фоне замедления темпов её развития; омоложение контингента безработных, в значительной мере обусловленное низким уровнем их образования (общее среднее образование составляет 40,2 %) (см. приложение Ж); преобладание женщин (до 53%) среди временно не работающих; усиление дисбаланса между структурами спроса и предложения в плане наличного и необходимого уровня образования и профессионально-квалификационных характеристик работников. Наличие таких тенденций позволяет сделать вывод о том, что в республике идёт становление спросоограниченного рынка труда. Очевидна в этой ситуации необходимость соответствующих корректив со стороны государства. [20]

Социально-экономические механизмы  управления спросом рабочей силы включают бюджетные, инвестиционные, кредитные  и налоговые инструменты, направленные на стимулирование создания рабочих  мест при сохранении кадрового потенциала, а также на эффективное использование  рабочей силы в соответствии с  потребностями структурной перестройки  производства.

На современном этапе это  – создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих  мест на основе их модернизации и технического перевооружения: крупные инвестиционные программы, позволяющие наряду с  противодействием безработице решать и другие важные социальные проблемы, в частности, жилищную; содействие развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Малый бизнес позволяет вовлечь в производство на нестандартных условиях занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. [17]

Важный социально-экономический  механизм управления спросом рабочей  силы – субсидирование расходов по профессиональной переподготовке кадров на производстве, создание фонда профессионального  обучения. Речь идёт о непрерывном  обучении и переобучении, особенно в новых отраслях (робототехника, микроэлектроника); по некоторым оценкам на автоматизированных предприятиях будущего профессиональное постоянное обучение будет занимать 10-15% рабочего времени. В таких условиях назревает необходимость создания Государственной программы субсидирования хотя бы части расходов по профессиональной подготовке кадров на производстве, а также - государственных и негосударственных фондов профессионального обучения.

Социально-экономические механизмы  формирования предложения рабочей  силы включают: повышение профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы; содействие трудоустройству различных категорий  временно незанятого населения; развитие форм занятости; повышение социальной защиты населения; совершенствование  нормативно-правовой базы в соответствии с рекомендациями МОТ. [19]

Содействие трудоустройству различных  категорий временно незанятого населения  осуществляется государственной службой  занятости населения. По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих. [14, с.61]

Таким образом, первый по значимости мотив регистрации в службе занятости  – стремление безработных трудоустроиться. Второй мотив диктуется желанием безработных получить специальность (профессию) на курсах по направлению  службы занятости. И третий по значимости мотив регистрации в службе занятости  – надежда получить материальную поддержку в виде пособия по безработице.

Состояние экономики в республике способствует дифференциации населения  по типу экономического поведения на три основные группы: носителей пассивного (50%), адаптивного (20%), и активного (30%) экономического поведения. [14, с.63] Можно говорить о том, что активное экономическое поведение приобретает вынужденный характер, связанный в меньшей мере с удовлетворением профессиональных интересов, и в большей – материальных нужд, и определяемый по критериям количества и качества дополнительных работ и подработок. Между тем, воплощение в реальность модели развития общества, в центре внимания которой – человеческий интеллект, предполагает увеличение доли лиц, реализующих профессионально активный тип экономического поведения.

Таким образом, успешно функционирующий  рынок труда – реальная потребность  Республики Беларусь в условиях реформирования экономики, но находится он на стадии формирования. Успешное становление  и функционирование этого института  будут во многом зависеть от способности  органов управления использовать ту часть зарубежного опыта, которая  может быть реализована в наших  условиях, учесть ошибки и просчёты других стран или создать свою собственную модель рыночных отношений.

 

 

2. Предложения и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь

 

Совет Министров утвердил Программу  занятости населения Республики Беларусь, предусматривающую комплекс мер, направленных на решение проблемы безработицы. Однако анализ Системы  государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики и процессов, происходящих на рынке  труда, существующих тенденций и  динамики их развития даёт основание  полагать, что напряжённость на рынке  труда будет возрастать, а качество жизни населения по-прежнему будет  оставаться невысоким. [22]

Главная цель реформирования рынка  труда должна сводиться к минимизации  деятельности государства при формировании трудовых отношений, что в свою очередь  предоставит свободу во взаимодействии субъектам рыночных отношений (работникам и работодателям).

Для успешного решения проблем  воспроизводства человеческого  капитала требуется демократическое  как по форме, так и по содержанию управление, обеспечивающее единство интересов и действующее в  интересах человека, предприятия, государства  и общества. А именно:

  • эффективные государственные институты власти и управления;
  • социально-политические и экономические свободы и возможность граждан участвовать в принятии решений, определяющих их жизнь;
  • система гарантий, ответственности, защиты и страхования от возможных экономических, политических и социальных рисков.

Причем необходимо отметить, что  задачи воспроизводства рабочей  силы требуют разработки комплексных  подходов решения на всех уровнях  в блоке: макроуровень – региональный уровень – микроуровень.

На макроуровне требуется:

  • государственное воздействие на демографическую ситуацию;
  • эффективная программа подготовки персонала (исключающая невозвратность затрат);
  • определение экономических принципов и создание механизмов востребованности кадрового потенциала (то есть создание привлекательной конкурентной среды для реализации профессионального потенциала);
  • государственное регулирование форм и структуры безработицы и занятости;
  • информированность, основанная на глубоком изучении и прогнозировании рынка рабочей силы (составление развёрнутых таблиц квалификационной структуры по отраслям и регионам);
  • создание реальных механизмов практического применения конституционных свобод, исключающих дискриминацию по полу, возрасту и так далее при найме на работу;
  • совершенствование системы здравоохранения;
  • повышение уровня и качества жизни людей.

На региональном уровне требуется:

  • взаимодействие предприятий и учреждений в целевой подготовке персонала;
  • рациональное (географически и профессионально) размещение рабочей силы;
  • развитие инфраструктуры и социально-бытового обеспечения населения;
  • создание возможностей в трудоустройстве для лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда. [12]

На микроуровне требуется:

  • подбор и отбор персонала, основанный на мотивации (с учётом соответствия типов мышления и интеллектуальных автоматизмов кандидатов для формирования команды);
  • создание экономически и социально эффективных рабочих мест путём формирования внутреннего рынка труда предприятия, аттестации и сокращения избыточной занятости;
  • адекватная оплата качественного труда и другие способы стимулирования;
  • рациональное использование и оценка эффективности использования рабочей силы, предусматривающая сквозную функцию управления, контроля и методологии ведения кадрового учёта;
  • планирование карьеры, развитие и обучение персонала, базирующееся на создании целостной непрерывной системы тренингов и переобучения;
  • обеспечение безопасности персонала через охрану труда, технику безопасности, промэкологию, льготы и гарантии для работников предприятия.

Ключом для достижения этих ориентиров является сформулированная в Декларации тысячелетия национальная ответственность, то есть реальная заинтересованность правительства и населения страны в решении назревших проблем. [12]

Таким образом, приоритетной задачей  государства является разработка и  осуществление такой политики занятости  населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, систему гарантий, ответственности, защиты и страхования от возможных  экономических, политических и социальных рисков, повышение эффективности  труда, смягчение последствий безработицы  и приведение ее к естественному  уровню.

Реализация поставленной задачи возможна лишь путем обеспечения социально-политических и экономических свобод и возможностей граждан участвовать в принятии решений, определяющих их жизнь, совершенствования  налоговой политики и других регулирующих механизмов. Причем необходимо отметить, что задачи воспроизводства рабочей силы требуют разработки комплексных подходов решения на всех уровнях в блоке: макроуровень – региональный уровень – микроуровень.

Информация о работе Занятость населения и безработица в Беларуси: проблемы регулирования