Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является рынок труда и занятость населения.
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и занятости, а также проблемы регулирования.
Введение
1. Понятие занятости и безработицы
1.1 Понятие, сущность, виды и формы занятости
1.1.1 Полная и эффективная занятости
1.1.2 Структурные виды занятости
1.2 Понятие, сущность, виды и формы безработицы
1.2.1 Понятие безработицы
1.2.2 Виды безработицы
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена
1.3.1 Последствия безработицы
1.4 Политика государства в области занятости
1.4.1 Методы воздействия государства
1.5 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь
1.5.1 Причины безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Безусловно, государство сохраняет
контроль над ситуацией. Регистрируемая
безработица сократилась к
Пристальное внимание обращено на трудоустройство граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относятся инвалиды, многодетные семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства. [8]
Вместе с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете. Число безработных в возрасте от 16 до 29 лет снизилось за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практику, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение. [12]
Между тем в структуре безработных представительницы слабого пола доминируют. На 1 декабря 2011 года они составляли 51,3% от общей численности безработных (это на 0,8% меньше, чем на аналогичную дату 2010 года). (см. приложение Д)
По-прежнему значительная доля безработных окажется неконкурентоспособной на рынке труда (молодёжь, женщины с маленькими детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы).
Таким образом, конъюнктура рынка
труда останется
2.3 Политика государства в области решения проблемы безработицы
Особенности развития рынка труда в развитых странах говорят о необходимости взвешенной политики регулирования трудовых отношений, а внимательное изучение опыта зарубежных стран в этой сфере помогает выявить наиболее приемлемые для реализации в Беларуси методы и механизмы, адаптировать их к условиям нашей экономики. (см. приложение Е)
Исследование рынка труда
Социально-экономические
На современном этапе это – создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения: крупные инвестиционные программы, позволяющие наряду с противодействием безработице решать и другие важные социальные проблемы, в частности, жилищную; содействие развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Малый бизнес позволяет вовлечь в производство на нестандартных условиях занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. [17]
Важный социально-
Социально-экономические
Содействие трудоустройству
Таким образом, первый по значимости мотив регистрации в службе занятости – стремление безработных трудоустроиться. Второй мотив диктуется желанием безработных получить специальность (профессию) на курсах по направлению службы занятости. И третий по значимости мотив регистрации в службе занятости – надежда получить материальную поддержку в виде пособия по безработице.
Состояние экономики в республике способствует дифференциации населения по типу экономического поведения на три основные группы: носителей пассивного (50%), адаптивного (20%), и активного (30%) экономического поведения. [14, с.63] Можно говорить о том, что активное экономическое поведение приобретает вынужденный характер, связанный в меньшей мере с удовлетворением профессиональных интересов, и в большей – материальных нужд, и определяемый по критериям количества и качества дополнительных работ и подработок. Между тем, воплощение в реальность модели развития общества, в центре внимания которой – человеческий интеллект, предполагает увеличение доли лиц, реализующих профессионально активный тип экономического поведения.
Таким образом, успешно функционирующий рынок труда – реальная потребность Республики Беларусь в условиях реформирования экономики, но находится он на стадии формирования. Успешное становление и функционирование этого института будут во многом зависеть от способности органов управления использовать ту часть зарубежного опыта, которая может быть реализована в наших условиях, учесть ошибки и просчёты других стран или создать свою собственную модель рыночных отношений.
2. Предложения и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь
Совет Министров утвердил Программу занятости населения Республики Беларусь, предусматривающую комплекс мер, направленных на решение проблемы безработицы. Однако анализ Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики и процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития даёт основание полагать, что напряжённость на рынке труда будет возрастать, а качество жизни населения по-прежнему будет оставаться невысоким. [22]
Главная цель реформирования рынка труда должна сводиться к минимизации деятельности государства при формировании трудовых отношений, что в свою очередь предоставит свободу во взаимодействии субъектам рыночных отношений (работникам и работодателям).
Для успешного решения проблем воспроизводства человеческого капитала требуется демократическое как по форме, так и по содержанию управление, обеспечивающее единство интересов и действующее в интересах человека, предприятия, государства и общества. А именно:
Причем необходимо отметить, что задачи воспроизводства рабочей силы требуют разработки комплексных подходов решения на всех уровнях в блоке: макроуровень – региональный уровень – микроуровень.
На макроуровне требуется:
На региональном уровне требуется:
На микроуровне требуется:
Ключом для достижения этих ориентиров
является сформулированная в Декларации
тысячелетия национальная ответственность,
то есть реальная заинтересованность
правительства и населения
Таким образом, приоритетной задачей
государства является разработка и
осуществление такой политики занятости
населения, которая сможет обеспечить
социальную стабильность в обществе,
систему гарантий, ответственности,
защиты и страхования от возможных
экономических, политических и социальных
рисков, повышение эффективности
труда, смягчение последствий
Реализация поставленной задачи возможна
лишь путем обеспечения социально-
Информация о работе Занятость населения и безработица в Беларуси: проблемы регулирования