Занятость населения и безработица в Беларуси: проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является рынок труда и занятость населения.
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и занятости, а также проблемы регулирования.

Содержание

Введение
1. Понятие занятости и безработицы
1.1 Понятие, сущность, виды и формы занятости
1.1.1 Полная и эффективная занятости
1.1.2 Структурные виды занятости
1.2 Понятие, сущность, виды и формы безработицы
1.2.1 Понятие безработицы
1.2.2 Виды безработицы
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена
1.3.1 Последствия безработицы
1.4 Политика государства в области занятости
1.4.1 Методы воздействия государства
1.5 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь
1.5.1 Причины безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 86.82 Кб (Скачать)

Истинная безработица представлена следующими видами.

Структурная безработица – это  такая безработица, которая возникает  под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может  резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться.

Технологическая безработица прямо  связана с научно-технической  революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения новой техники и технологии.

Региональная безработица –  та, которая характерна по каким-то причинам (например, демографическим, этническим) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана  с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица – это обычно незаметная, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся  в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два. [13]

Таким образом, можно выделить огромное количество всевозможных типов и  видов безработицы. И каждому  такому виду будет соответствовать своя политика борьбы с ей.

 

    1. Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена

 

При всём многообразии различают абсолютные и относительные; общенациональные, отраслевые и региональные показатели безработицы, а также в разрезе  социальных групп (молодёжь, женщины); официальные и расчётные (аналитические) показатели.

Официальный уровень безработицы  обычно рассчитывается как отношение  официально зарегистрированных безработных  к экономически активной армии труда. [15]

Реальный уровень безработицы  рассчитывается с учётом всего выявленного  объёма «вынужденно незанятого населения». Чтобы получить необходимую информацию о масштабах реальной безработицы, используются разные приёмы, включая  балансовый метод, обследование домашних хозяйств и другие.

С учётом фактора времени и опасности  обесценивания профессиональных навыков  используется показатель продолжительности  безработицы. Низкие сроки безработицы  свидетельствуют о высокой мобильности  рабочей силы, о высокой скорости проводимых структурных сдвигов, о  высокой степени адаптации населения  к изменяющимся социально-экономическим  условиям.

В социальном плане особую опасность  представляет продолжительная (хроническая) безработица (отсутствие работы свыше 40 недель). [5]

Таким образом, безработица - это нечто  большее, чем экономическое бедствие, это и социальная катастрофа. Депрессия  приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (например, приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

 

1.3.1 Последствия безработицы

 

Безработица несёт с собой многие негативные последствия.

Во-первых, в связи с отторжением  от производства определённой части  работников потенциально возможный  выпуск продукции общество безвозвратно теряет. Отставание реального ВНП  от потенциального его объёма характеризует  эти потери. Известный учёный А. Оукен вывел закон, названный его именем, согласно которому повышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% даёт отставание объёма ВНП на 2,5%. (см. приложение Г)

Во-вторых, большие экономические  потери терпят граждане, особенно те, кто  оказывается отторгнутым экономикой и становится безработным. [7]

В-третьих, безработица, особенно циклическая, не только экономическое бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведёт к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, росту смертности людей. Результаты исследований, проведённых в Финляндии, свидетельствуют о том, что среди безработных и в их семьях смертность в 2 раза выше, чем среди работающих.

Современную рыночную экономику характеризуют  и такие явления, как существование  безработицы и вакансий (свободных  рабочих мест). Это объясняется  несовпадением уровня подготовки ищущего  работу и требований нанимателя, а также асимметрией информации на рынке труда.

Таким образом, безработица имеет  слишком негативные социальные последствия, поэтому МОТ в своих документах рекомендует всем странам разрабатывать  специальные программы по регулированию  занятости и безработицы. [16]

 

1.4 Политика государства в области занятости

 

Формирование механизма  регулирования занятости предусматривает  специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и  взаимосвязанные действия, позволяющие  добиваться устранения диспропорций между  спросом и предложением рабочей  силы, а также предотвратить обострение проблем занятости. [21]

 

1.4.1 Методы воздействия государства

 

Государство может использовать два  типа регулирующего воздействия:

1) пассивный; 2) активный.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми  в документах МОТ, являются следующие:

  • добровольность занятости;
  • равные возможности занятости для всех граждан;
  • содействие трудовой мобильности;
  • социальное партнёрство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
  • обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием средств на определённое возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах.

Первая форма – социальное страхование  по случаю потери работы. Оно предусматривает  пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учётом прежнего заработка  и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют  более чем в 70% развитых стран  и являются основными источниками  помощи при потере работы. [19]

Вторая форма – вспомоществование  – применяется чаще по отношению  к длительно безработным в  виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице  различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции – 40, в  США – 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США – 7 месяцев, в Германии – 14. В Республике Беларусь согласно Закону о занятости (ст.18) пособие по безработице  выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня  обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100 – 90 – 70% средней заработной платы в первые 13 календарных недель до 75 – 70 – 50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда конкретных условий. [7,с.151]

Активный тип политики занятости  и воздействия на безработицу  означает активное воздействие на состояние  рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: 1) повышение спроса на рабочую силу; 2) сокращение предложения рабочей  силы.

Первый метод осуществляется мерами как общеэкономического характера, так и мерами по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами повышения  спроса рабочей силы выступают:

  • установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приёма-увольнения, графики работ);
  • льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
  • кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
  • дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодёжь, инвалиды);
  • обучение и переобучение.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:

    • общественные работы;
    • надомные работы;
    • разделение рабочего места;
    • занятость по вызову и др.

Общественные работы, используемые всё шире, берут своё начало со времён «великой депрессии». Они появились  в США там, где существовала необходимость  трудоёмких работ, не требующих специальной  квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель –  включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Общественные работы – это общедоступные  виды временного трудоустройства, не требующие  специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового  договора и содействующие включению  безработного в сферу трудовой активности.

Второй метод, применяемый при  активном типе регулирования занятости, в отличие от первого, основан  на мерах по сокращению предложения  рабочей силы на рынке труда. Они  проводятся по ряду направлений. [3]

1.Расширение программ по подготовке  кадров, включая общеобразовательную  и профессиональную подготовку.

2.Повышение пособий и сроков  отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому  оттоку рабочей силы с рынка  труда.

3.Введение учебных и творческих  отпусков. Эта мера, способствуя  сокращению предложения рабочей  силы сегодня, обеспечит её  большую продуктивность завтра.

4.Увеличение пенсий. Повышение  материального благосостояния людей  пенсионного возраста оттягивает  с рынка труда определённую  долю рабочей силы старшего  возраста.

5.Введение частичных и досрочных  пенсий при сокращённом режиме  работы или при досрочном оставлении  её. Такие меры также способны  снизить давление предложения  рабочей силы на рынке труда.

Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны  МОТ, в частности в Конвенции  №142 и рекомендациях №150. В последнее  десятилетие они всё шире применяются  и в Республике Беларусь.

 

      1.5 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

 

      1.5.1 Причины безработицы в Республике Беларусь

 

3ападные экономисты признают, что  безработица – неотъемлемый атрибут  рыночной системы хозяйства, она  неизбежна, а в своем «естественном»  варианте даже полезна для  обеспечения необходимой гибкости  рынка труда.

Но до сих пор не одно экономическое  учение не является бесспорным с точки  зрения объяснения причин безработицы  и занятости.

Все имеющиеся взгляды на причины  безработицы можно сгруппировать  следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может  стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым  уровнем национального производства. Во-вторых, безработица является результатом  изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица временно увеличивается из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости. [20]

Таким образом, все эти причины  представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы  являются не рыночные пропорции и  условия, складывающиеся на рынке труда, так как рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции  между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного  участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка  труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой  для общества. [21]

 

 

2.2 Современные  тенденции рынка труда в Республике  Беларусь

 

Главная характеристика рынка труда  республики заключается в превышении предложения рабочей силы над  спросом на неё. Это, несомненно, поддерживает «в тонусе» напряжённость на рынке труда.

Информация о работе Занятость населения и безработица в Беларуси: проблемы регулирования