Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Понятие безработицы и занятости населения 5
1.2. Формы безработицы и ее естественный уровень 9
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 13
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А.Оукена 13
2.2. Программы регулирования безработицы 15
2.3. Динамика и структура безработицы в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2011 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (в 2010 году – 0,8 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий почти в шесть раз больше, чем безработных [7, c.141].
Рис. 2.6. Динамика уровня безработицы
в январе-июле 2010-2011 гг.
На 01.08.2011 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,5 процента.
Уровень безработицы 1,3 процента
зарегистрирован в Ганцевичском
Напряженность на рынке труда варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске.
Таблица 2.6
Напряженность на рынке труда
Напряженность на 01.08.2011, % | |
Брестская область |
0,7 |
Витебская область |
0,7 |
Гомельская область |
1,0 |
Гродненская область |
0,6 |
г. Минск |
0,2 |
Минская область |
0,6 |
Могилевская область |
0,6 |
Республика Беларусь |
0,5 |
В первом полугодии 2011 г.
средняя продолжительность
Таблица 2.7
Продолжительность безработицы
Средняя продолжительность безработицы в январе-июне 2010 г., мес. |
Средняя продолжительность безработицы в январе-июне 2011 г., мес. |
4,1 |
3,9 |
За первое полугодие 2011 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В тоже время у женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).
Таблица 2.8
Период трудоустройства
Годы |
Средний период трудоустройства, мес. | |||
Всего по Республике Беларусь |
мужчин |
женщин |
молодежи | |
2010 г. (январь-июнь) |
1,7 |
1,3 |
2,5 |
1,5 |
2011 г. (январь-июнь) |
1,5 |
1,2 |
2,0 |
1,3 |
Основными мерами, принятыми для достижения целей политики Республики Беларусь в сфере занятости населения являются:
- организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;
- развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;
- развитие системы оплачиваемых общественных работ;
- содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;
- информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;
- социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи [7, c.144].
Важнейшим показателем
– индикатором социально-
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
В целях содействия занятости и защиты населения от безработицы Совет Министров Республики Беларусь ежегодно утверждает Государственную программу занятости населения Республики Беларусь, разработанную Министерством труда и социальной защиты совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом, объединениями нанимателей и профсоюзов.
Основной целью
настоящей Государственной программы
являются обеспечение уровня регистрируемой
безработицы в пределах параметров,
определенных прогнозом социально-