Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Понятие безработицы и занятости населения 5
1.2. Формы безработицы и ее естественный уровень 9
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 13
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А.Оукена 13
2.2. Программы регулирования безработицы 15
2.3. Динамика и структура безработицы в Республике Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Занятость и безработица населения.doc

— 644.00 Кб (Скачать)

Отрицание эластичности заработной платы и цен - важный постулат в кейнсианской теории макрорегулирования. Снижение заработной платы и цен  способствует сокращению покупательной способности и доходов предпринимателей, что, естественно, тормозит развитие производства, увеличение спроса на труд, сокращает занятость. Однако законодательство о минимальной ставке заработной платы (а также наличие профсоюзов), по существу, устраняет возможность значительного снижения заработной платы.

Сторонники рассмотренных  выше концепций регулирования занятости  для доказательства некоторых теоретических  положений нередко используют институциональные  аргументы: Кейнс, например, отсутствие мгновенной реакции уровня заработной платы на изменение совокупного спроса объяснял действиями профсоюзов, заинтересованных в увеличении доходов трудящихся, и наличием контрактных обязательств между работодателями и наемными работниками. Тем не менее факторам институционального порядка, важнейшим из которых является деятельность правительства, все еще уделяется недостаточно внимания.

Необходимость государственного вмешательства в трудовую сферу  общепризнана. Оно особенно актуально  для российской экономики, поскольку хозяйствующие субъекты не имеют средств, необходимых для финансирования ускоренного роста производства и занятости. Однако вопрос о механизме такого воздействия остается открытым. С момента начала реформ российское государство довольно долго поддерживало спрос в экономике (через рост бюджетных расходов). Но ”накачка” спроса в экономической системе, где процесс формирования активов достаточно специфичен, в итоге оборачивается очередным витком инфляции, что делает бесплодной и дискреционную стабилизационную политику. Инфляционные ожидания экономических субъектов, стремление предотвратить нежелательное воздействие инфляции на реальные доходы всех участников экономических отношений (наемных работников, предприятий, кредиторов) ведут к росту заработной платы, цен на продукцию, процентных ставок, сводя на нет политику ”дешевых денег”, нацеленную на увеличение реального объема производства и занятости [11, c.155].

Более того, инфляционные ожидания, обусловленные психологическими особенностями индивида, его жизненным опытом или опытом окружающих, сами по себе способны усиливать инфляцию. Поэтому государству чрезвычайно важно выработать стабильные правила поведения для всех экономических агентов, включая правительство и региональные экономические органы, обеспечив предсказуемость их политики.

2.3. Динамика и структура безработицы в Республике Беларусь

 

Основной целью социальной политики Республики Беларусь является обеспечение устойчивого роста  уровня и качества жизни населения  и сокращение бедности.

Занятость и безработица – важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения.

Вопросы обеспечения  занятости населения стали предметом  постоянного внимания органов государственного управления всех уровней и находятся под особым контролем Правительства и Президента Республики Беларусь.

В основе реализации государственной  политики занятости лежит ежегодно разрабатываемая Государственная  программа содействия занятости  населения, которая  предусматривает приоритет активных мер политики занятости. 

В рамках данной программы  решаются вопросы повышения эффективности  использования трудовых ресурсов, подготовки квалифицированных кадров, создания рабочих мест, улучшения условий труда, создания  условий для полной занятости трудоспособных граждан.

На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили  сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года [17, c.10].  

 

   

 

Рис. 2.1. Динамика спроса и предложения рабочей силы в 2010-2011 годах (на конец месяца)

 

В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных [17, c.11].

 

 

 

    Таблица 2.1

Уровень безработицы  по месяцам

 

2010 год 

2011 год 

2011 год к 2010 году,

%

Зарегистрировано безработных,

тыс. человек

Зарегистрировано безработных,

тыс. человек 

январь 

17,9

17,0

95,0

февраль

19,5

16,9

86,7

март 

20,8

18,2

87,5

апрель 

17,9

15,5

86,6

май

15,7

13,7

87,3

июнь 

16,3

14,5

89,0

июль 

15,2

13,2

86,8


 

 

 

 

 


Рис. 2.2. Динамика регистрации  безработных в 2010-2011 годах (тыс. человек)  

 

На 1 июля 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных  – женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16-29 лет составляет (37 процентов) [17, c.13].

 

 

 

  Таблица 2.2

Состав безработных  по полу

На конец июня 2010 г.

На конец июня 2011 г.

Численность безработных - всего

человек

%

Численность безработных - всего

человек

%

38903

100

30573

100

из них женщин

20258

52,1

из них женщин

15681

51,3

 мужчин 

18645

47,9

 мужчин 

14892

48,7

молодежь 16-29 лет 

14686

37,8

молодежь 16-29 лет 

11339

37,1


 

 

Безработные, состоящие  на учете на 01.07.2011, имеют образование:

общее среднее - 40,2 процента,

общее базовое - 11,2 процента,

профессионально-техническое  – 24,8 процента,

среднее специальное  – 13,5 процента,

высшее и послевузовское – 10,2 процента [18, c.2].    

Таблица 2.3

Состав безработных  по образованию

 

На конец июня 2010 г.  

 

На конец июня 2011 г.

Численность езработных

всего

38 903

человек

100

%

Численность безработных 

всего

30 573

человек

100

%

Распределение общей численности  безработных по образованию:

   

Распределение общей численности  безработных по образованию:

   

- общее базовое 

4540

11,7

- общее базовое

3409

11,2

- общее среднее  

15 378

39,5

- общее среднее 

12305

40,2

- профессионально-   техническое  

9 458

24,3

- профессионально- техническое 

7593

24,8

- среднее специальное  

5 550

14,3

- среднее специальное 

4136

13,5

- высшее 

3 960

10,2

- высшее  

3112  

10,2

- послевузовское 

17

0,04

- послевузовское  

18  

0,1


 

           

В составе безработных  наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая  составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.    

Таблица 2.4

Состав безработных  по возрасту

 

На конец июня 2010 г.  

 

На конец июня 2011 г.

 

Численность безработных 

всего

 

38 903

человек

 

100

%

 

Численность безработных 

всего

 

30 573

человек

 

100

%

Распределение общей численности  безработных по возрасту:

   

Распределение общей численности безработных по возрасту:

   

16-17 лет 

840

2,2

16-17 лет 

836

2,7

 

18-19

 

1 880

 

4,8

 

18-19

 

1322

 

4,3

 

20-24

 

6 552

 

16,8

 

20-24

 

4941

 

16,2

 

25-29

 

5 414

 

13,9

 

25-29

 

4240

 

13,9

 

30-34

 

4 533

 

11,7

 

30-34

 

3733

 

12,2

 

35-39

 

4 188

 

10,8

 

35-39

 

3210

 

10,5

 

40-44

 

4 013

 

10,3

 

40-44

 

3119

 

10,2

 

45-49

 

4 379

 

11,3

 

45-49

 

3422

 

11,2

 

50-54

 

5 164

 

13,3

 

50-54

 

4160

 

13,6

 

55-59

 

1 937

 

5,0

 

55-59

 

1581

 

5,2

 

60 и старше 

 

2

 

0,05

 

60 и старше 

 

9

 

0,03


 

  

 

В первой половине 2011 г. регистрация  безработных, особо нуждающихся  в социальной защите, увеличилась  на 0,7 процента и по сравнению с  аналогичным периодом 2010 года составила 19,8 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в 2010 году – 19,1 процента) [18, c.7].

На 01.07.2011 состав безработных  по категориям представлен на диаграмме:   

 

 


Рис. 2.3. Состав безработных по категориям

Списочная численность  работников в среднем за январь –  июль 2011 г.  составила 3 464,4 тыс. человек.

В январе-июле 2011 г. принято  на работу в организации республики 472,2 тыс. человек, уволено 492,9 тыс. человек. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 95,8 процента. Численность уволенных по сокращению численности или штата работников в январе-июле 2011 г. составила 4,6 тыс. человек [18, c.11].

По данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость  в январе – июле 2011 г. составила 65,8 тыс. человек или 1,9 процента от списочной  численности работников. По сравнению  с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,1 раза (в январе – июле 2010 г. – 138,3 тыс. человек или 4 процента).

Справочно: Численность  работников, переведенных на работу с  неполной рабочей неделей (днем), составила 26,7 тыс. человек, или 38,1 процента к январю – июлю 2010 г. (70,2 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе нанимателя, составила 39 тыс. человек, или 57,3 процента к январю − июлю 2010 г. (68,1 тыс. человек).

При этом численность  работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 20 тыс. человек, или 51,2  процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе – июле 2010 г. – 33,4 тыс. человек или 49 процентов) [7, c.139].  

 

 

Рис. 2.4. Динамика вынужденной неполной занятости работников на производстве в 2010-2011 годах (тыс. человек)  

 

 

Рис. 2.5. Вынужденная неполная занятость работников в январе-июле 2011 г. (в январе-июле 2010 г.), тыс. человек 

 

Прогнозный показатель по численности занятых в экономике  на 2011 год составляет 4670 – 4720 тыс. человек. Численность занятых в экономике в январе – июле 2011 г. составила 4659,5 тыс. человек [7, c.140].    

Таблица 2.5

Численность занятых  в экономике Республики Беларусь в январе-июле 2011 г.

 

Задание по численности занятого населения

на 2011 год, тыс. человек 

Численность занятого населения 

в январе-июле 2011 г., тыс. человек 

Брестская

640,3-647,2

643,1

Витебская

573,6-579,7

567,8

Гомельская 

667,2-674,3

665,5

Гродненская

509,1-514,6

506,2

г. Минск

1096,5-1108,3

1087,4

Минская

674,7-681,9

684,2

Могилевская

508,6-514,0

505,3

Республика Беларусь

4670-4720

4659,5

Информация о работе Занятость и безработица