Автор: Даша Якусик, 24 Ноября 2010 в 11:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
• изучение причин безработицы;
• рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
• определение основных направлений политики занятости населения;
• изучение национальных программ занятости;
• изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.
Объект исследования рынок труда Республики Беларусь. Предмет исследования - занятость и безработица в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости населения.
Введение ...............................................................................................................3
1. Теоретические основы занятости и безработицы ...........................................5
1.1 Сущность, виды и формы занятости..........................................................5
1.2 Безработица, ее виды и формы ..................................................................8
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена.............................10
1.4 Политика государства в области занятости ............................................12
2. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь...................16
2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции ...............................................................16
2.2 Государственное регулирование занятости населения.............................20
2.3 Национальные программы занятости .....................................................23
3. Пути совершенствования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь .....................................................................................28
Заключение .....................................................................................................33
Список используемой литературы.................................................................36
В рамках реализации плана мероприятий на 2009 год по выполнении Государственной программы содействия занятости населения Республике Беларусь на 2009-20\0 годы в январе-сентябре 2009 года:
• создано [20,2 тыс. рабочих мест (73,3 процента к годовому задании в т.ч. 1,9 тыс. с использованием бюджетных ссуд;
• трудоустроены на постоянную работу 49,2 тыс. человек (7 процента), из них 96,3 тыс. безработных (76,7 процента);
• направлены на профессиональную подготовку, переподготовь повышение квалификации 19,8 тыс. безработных (80,2 процента)
• переселены на новое место жительства и работы 353 с безработных (80,2 процента);
• приняли участие в оплачиваемых обществ венных работах 74, человек (89,5 процента), в т.ч. 39,6 тыс. безработных (81.9 %)
• оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 2,1 тыс. безработных (85,5 процента к заданию);
• трудоустроены
на ученические рабочие места, созданные
нанимателями на договорной основе с
органами по груду, занятое™ и социальной
защиты в рамках «Молодежной практики»,
1,2 тыс. безработных из числа выпускников
профессионально-технических
• обеспечено временное трудоустройство 35 тыс. студентов и учащихся в свободное от учебы время. |7, С.8-9]
В рамках мероприятий плана на 2010 год предусматривается решение следующих задач:
• увеличение
численности занятых в -
• повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
• снижение дисбаланса между спросом на рабочую сил) и предложением;
• содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите: инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан (далее целевые группы);
• обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
• обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий но безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.
Заданиями плана мероприятий на 2010 год предусматривается:
• обеспечение создания 165 тыс. рабочих мест;
• оказание содействия в трудоустройстве органами по груду, занятости и социальной защите на постоянную работу 208,5 тыс. человек;
• установление нанимателями брони для приема на работу граждан, которым обеспечиваются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, - 25,6 тыс. человек;
• организация оплачиваемых общественных работ (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием 86,4 тыс. человек.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в Фонде социальной защиты, местных бюджетах, собственных средств организаций исполни! елей плана
мероприятий программы. [6, С. 18]
На
реализацию плана мероприятий на
2010 год будет направлено 160 882 688 тыс.
руб., из них средств Фонда социальной
защиты 122 102 452 тыс. руб. (в
бюджеты областей и г. Минска передается
119 195 872 тыс. руб.), средств местных
бюджетов (средства от возврата
бюджетных ссуд) 31 010 247 тыс.
руб., собственных средств
Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2010 году формирование трудового потенциала будет происходить в условиях сокращения количества трудоспособного населения, что связано с уменьшением численности вступающего в трудоспособный возраст поколения 90-х годов рождения. В 2010 году численность трудовых ресурсов может составить 6210 тыс. человек, в то время как в 2009 году, по предварительной оценке, она составила 6238 тыс. человек. По прогнозным расчетам, в 2010 году в органах по груду, занятости и социальной защите может быть зарегистрировано около 220 тыс. безработных. С учетом ожидаемой численности безработных, состоящих на учете на конец 2009 года, количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве в 2010 году, может составить около 270 тыс. человек. [7]
В
рамках последовательной разработки и
выполнения программ содействия занятости
могут решаться вопросы обеспечения
трудовыми ресурсами
Позитивным
изменениям в сфере занятости
может способствовать также упрощение
требований законодательства, регулирующие
вопросы осуществления
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИИ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основной целью государственной политики в социально-прудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Главные приоритеты политики занятости - формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений.
Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:
• создание
новых рабочих мест с учетом реализации
мероприятий ежегодной
• повышение
эффективности занятости и
• достижение
сбалансированности спроса и предложения
рабочих мест на рынке груда по
профессионально-
• проведение взвешенной миграционной политики, направленной н; позитивное территориальное перемещение населения, заппп внутреннего рынка пруда;
• стимулирование
развития самозанятости
населения, расширеш деловой
и предпринимательской
• содействие профессиональной ориентации молодежи в выбо профессии и получении профессионального образования до начала трудовой деятельности;
• улучшение качества рабочей среды, включая условия груда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
• усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий. [15, С.28]
Программа
действий на рынке труда предусматривает
реализацию системы мер, направленных
на постепенную ликвидацию вынужденной
неполной занятости на производстве,
обновление и улучшение структуры
рабочих мест, расширение социальной
направленности отраслевой структуры
занятости, создание благоприятных
условий для развития малого бизнеса
и индивидуального
Для реализации этих направлений необходимы следующие меры:
• оптимизация кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения ресурсосберегающих технологий;
• проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей расширение занятости в сфере малого бизнеса;
• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе восстановление внутрипроизводственного обучения;
• координация
потребности в работниках с объемами
и структурой подготовки кадров в
системе профессионального
• развитие
системы социального
• разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах с градообразующими предприятиями и критической ситуацией на рынке труда;
• внедрение страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;
• обеспечение возможности для граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной службы занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Стратегия
обеспечения стабильности социально-трудовой
сферы требует принятия мер, направленных
на повышение эффективности
Основной целью в сфере охраны груда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Для ее достижения необходимо:
• усилить профилактическую направленность в деятельности субъектов государственного управления охраной груда, нанимателей и профсоюзов;
• совершенствовать управление охраной труда, внедрять экономические механизмы и методы прогнозирования в этой сфере;
• сертифицировать системы управления охраной труда в организациях, совершенствовать нормативное и правовое обеспечение охраны труда.
Основными направлениями, но реализации задач государственного управления охраной труда являются:
• разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
• создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
• экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• разработка
и осуществление комплекса
• повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;
• создание
условий для социального
Важным направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:
• эффективное
использование труда работников
путем оптимизации
• повышение роли государства в обеспечении охраны груда на всех уровнях управления;
• совершенствование
норм по надзору и контролю за соблюдением
законодательства о труде.