Занятость и безработица

Автор: Даша Якусик, 24 Ноября 2010 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

• рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;

• изучение причин безработицы;

• рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;

• определение основных направлений политики занятости населения;

• изучение национальных программ занятости;

• изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Объект исследования рынок труда Республики Беларусь. Предмет исследования - занятость и безработица в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости населения.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3

1. Теоретические основы занятости и безработицы ...........................................5

1.1 Сущность, виды и формы занятости..........................................................5

1.2 Безработица, ее виды и формы ..................................................................8

1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена.............................10

1.4 Политика государства в области занятости ............................................12

2. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь...................16

2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции ...............................................................16

2.2 Государственное регулирование занятости населения.............................20

2.3 Национальные программы занятости .....................................................23

3. Пути совершенствования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь .....................................................................................28

Заключение .....................................................................................................33

Список используемой литературы.................................................................36

Работа содержит 1 файл

курс.раб..doc

— 58.36 Кб (Скачать)

     В рамках реализации плана мероприятий  на 2009 год по выполнении Государственной  программы содействия занятости населения Республике Беларусь на 2009-20\0 годы в январе-сентябре 2009 года:

• создано  [20,2 тыс. рабочих мест (73,3 процента к годовому задании в т.ч. 1,9 тыс. с использованием бюджетных ссуд;

• трудоустроены на постоянную работу  49,2 тыс. человек (7 процента), из них 96,3 тыс. безработных (76,7 процента);

• направлены на профессиональную подготовку, переподготовь  повышение квалификации 19,8 тыс. безработных (80,2 процента)

• переселены   на   новое  место  жительства   и   работы   353   с безработных (80,2 процента);

• приняли  участие в оплачиваемых обществ венных работах 74, человек (89,5 процента), в т.ч. 39,6 тыс. безработных (81.9 %)

• оказано     содействие     в     организации     предпринимательской деятельности 2,1 тыс. безработных (85,5 процента к заданию);

• трудоустроены  на ученические рабочие места, созданные  нанимателями на договорной основе с  органами по груду, занятое™ и социальной защиты в рамках «Молодежной практики», 1,2 тыс. безработных из числа выпускников  профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших  обучение по направлениям государственной  службы занятости (82,3 процента);

• обеспечено   временное   трудоустройство   35   тыс.   студентов   и  учащихся в свободное от учебы  время. |7, С.8-9]

     В рамках мероприятий плана на 2010 год  предусматривается  решение следующих  задач:

• увеличение численности занятых в -экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активною населения, в т.ч.: в Брестской области 1,6 процента (050 тыс. человек), Витебской - 1,6 процента (582 тыс. человек). Гомельской 1,4 процента (690 тыс.), Гродненской 1,4 процента (517 тыс.), Минской 1,2 процента (675 тыс.), Могилевской 1,5 процента (526 тыс.), в г. Минске   0,6 процента (1 100 тыс.);

• повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

• снижение   дисбаланса   между   спросом   на   рабочую   сил)    и предложением;

• содействие   трудоустройству   граждан,   особо   нуждающихся   в социальной защите: инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы  Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан (далее целевые группы);

• обеспечение  занятости населения в малых  городах и районах с устойчиво  высоким уровнем безработицы, в  сельской местности;

• обеспечение  государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий но безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.

     Заданиями плана мероприятий на 2010 год предусматривается:

• обеспечение  создания 165 тыс. рабочих мест;

• оказание содействия в трудоустройстве органами по груду, занятости и социальной защите на постоянную работу 208,5 тыс. человек;

• установление нанимателями брони для приема на работу граждан, которым обеспечиваются дополнительные гарантии в области  содействия занятости населения, - 25,6 тыс. человек;

• организация  оплачиваемых общественных работ (преимущественно  на объектах социальной сферы) с участием 86,4 тыс. человек.

Финансирование  мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти  цели в Фонде социальной защиты, местных бюджетах,   собственных   средств   организаций исполни! елей   плана

мероприятий программы. [6, С. 18]

     На  реализацию плана мероприятий на 2010 год будет направлено 160 882 688 тыс. руб., из них средств Фонда социальной защиты    122 102 452 тыс. руб. (в  бюджеты областей и г. Минска передается 119 195 872 тыс. руб.), средств местных  бюджетов (средства от   возврата   бюджетных     ссуд) 31 010 247 тыс. руб., собственных средств нанимателей    7 769 989 тыс. руб.

Согласно  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2010 году формирование трудового потенциала будет происходить в условиях сокращения количества трудоспособного населения, что связано с уменьшением численности вступающего в трудоспособный возраст поколения 90-х годов рождения. В 2010 году численность трудовых ресурсов может составить 6210 тыс. человек, в то время как в 2009 году, по предварительной оценке, она составила 6238 тыс. человек. По прогнозным расчетам, в 2010 году в органах по груду, занятости и социальной защите может быть зарегистрировано около 220 тыс. безработных. С учетом ожидаемой численности безработных, состоящих на учете на конец 2009 года, количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве в 2010 году, может составить около 270 тыс. человек. [7]

     В рамках последовательной разработки и  выполнения программ содействия занятости  могут решаться вопросы обеспечения  трудовыми ресурсами приоритетных отраслей и производств национальной экономики Беларуси, предотвращения оттока квалифицированных кадров за границу. Необходимо повышение гибкости системы трудоустройства, использование  трудосберегающих технологий и содействие реструктуризации экономики через  облегчение для предприятий приведения численности работающих в соответствие с реальными потребностями с соблюдением социальных гарантий и проведением мероприятий политики занятости. Можно ожидать, что реализация мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в Республике Беларусь (в частности, упрощение вхождения в бизнес, введение заявительного принципа государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

     Позитивным  изменениям в сфере занятости  может способствовать также упрощение  требований законодательства, регулирующие вопросы осуществления отдельных  видов предпринимательской деятельности

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИИ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основной целью государственной  политики в социально-прудовой сфере  является повышение эффективности  использования ресурсов труда и  формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Главные приоритеты политики занятости - формирование благоприятных условий  для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание  стабильности в сфере социально-трудовых отношений.

     Исходя  из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления  совершенствования трудовых отношений  и занятости населения:

• создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы  занятости;

• повышение  эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;

• достижение сбалансированности спроса и предложения  рабочих мест на рынке груда по профессионально-квалификационным признакам  и регионам;

• проведение взвешенной миграционной политики, направленной н; позитивное    территориальное    перемещение    населения,    заппп внутреннего рынка пруда;

• стимулирование   развития   самозанятости   населения,   расширеш деловой  и предпринимательской инициативы граждан;

• содействие профессиональной ориентации молодежи в выбо профессии и получении  профессионального образования  до начала трудовой деятельности;

• улучшение  качества рабочей среды, включая условия груда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;

• усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий. [15, С.28]

     Программа действий на рынке труда предусматривает  реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной  неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры  рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры  занятости, создание благоприятных  условий для развития малого бизнеса  и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение  конкурентоспособности рабочей  силы и сбалансированности спроса и  предложения рабочих мест на рынке  груда.

     Для реализации этих направлений необходимы следующие меры:

• оптимизация  кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения  ресурсосберегающих технологий;

• проведение сбалансированной инвестиционной и  налоговой политики, стимулирующей  расширение занятости в сфере  малого бизнеса;

• совершенствование  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе восстановление внутрипроизводственного  обучения;

• координация  потребности в работниках с объемами и структурой подготовки кадров в  системе профессионального образования, увеличение масштабов обучения рабочим  профессиям, востребованным на рынке  труда;

• развитие системы социального планирования, выработка механизмов социально  ответственной реструктуризации производства и трудоустройства высвобождаемых работников;

• разработка и реализация программ содействия занятости  населения в населенных пунктах  с градообразующими предприятиями  и критической ситуацией на рынке  труда;

• внедрение  страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;

• обеспечение  возможности для граждан, нуждающихся  в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной  службы занятости для повышения  их конкурентоспособности на рынке  труда.

     Стратегия обеспечения стабильности социально-трудовой сферы требует принятия мер, направленных на повышение эффективности коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, создание действенного механизма экономической  заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма  защиты трудовых прав граждан.

Основной  целью в сфере охраны груда  является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных  производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Для ее достижения необходимо:

• усилить  профилактическую направленность в  деятельности субъектов государственного управления охраной груда, нанимателей  и профсоюзов;

• совершенствовать управление охраной труда, внедрять экономические механизмы и методы прогнозирования в этой сфере;

• сертифицировать  системы управления охраной труда  в организациях, совершенствовать нормативное  и правовое обеспечение охраны труда.

     Основными направлениями, но реализации задач  государственного управления охраной  труда являются:

• разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

• создание систем управления охраной труда  на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

• экономическое  стимулирование создания безопасных условий  труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

• разработка и осуществление комплекса мероприятий но техническому перевооружению и модернизации производства, улучшению условий труда работников;

• повышение  ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;

• создание условий для социального партнерства  в сфере охраны груда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране груда.

     Важным  направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается  включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:

• эффективное  использование труда работников путем оптимизации продолжительности  трудовых и социальных отпусков;

• повышение  роли государства в обеспечении  охраны груда на всех уровнях управления;

• совершенствование  норм по надзору и контролю за соблюдением   законодательства о труде. 

Информация о работе Занятость и безработица