Занятость и безработица

Автор: Даша Якусик, 24 Ноября 2010 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

• рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;

• изучение причин безработицы;

• рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;

• определение основных направлений политики занятости населения;

• изучение национальных программ занятости;

• изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Объект исследования рынок труда Республики Беларусь. Предмет исследования - занятость и безработица в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости населения.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3

1. Теоретические основы занятости и безработицы ...........................................5

1.1 Сущность, виды и формы занятости..........................................................5

1.2 Безработица, ее виды и формы ..................................................................8

1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена.............................10

1.4 Политика государства в области занятости ............................................12

2. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь...................16

2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции ...............................................................16

2.2 Государственное регулирование занятости населения.............................20

2.3 Национальные программы занятости .....................................................23

3. Пути совершенствования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь .....................................................................................28

Заключение .....................................................................................................33

Список используемой литературы.................................................................36

Работа содержит 1 файл

курс.раб..doc

— 58.36 Кб (Скачать)

За период с 1995 по 2008 года 15 нашей стране наблюдалось  устойчивое сокращение численности  официально зарегистрированных безработных  со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень  безработицы снизился с 2,9 до 0,8 процента. [4, С.75]

     Характерным для экономики Беларуси является наличие скрытой безработицы. Скрытая  безработица связана как с  неэффективность. Использования занятого на производстве персонала, та и с  развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления.

Главная характеристика рынка труда республики в 2009 году заключается в превышении предложения рабочей силы нал  спросом на неё. Это, несомненно, поддерживает «в тонусе» напряжённость на рынке  труда.

Безусловно, государство сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась к концу 2009 года до 0,9 процента к численности экономически активного населения. [2, С.112| Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке труда. 'Гак, впервые за последние 5 лет приём работников превысил увольнение. На треть уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое снизилась напряжённость па рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей па рабочую силу. Отмечен существенный      прирост     вакансий,     заявленных     нанимателями      в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей в необходимых кадрах и трудоустройству граждан способствовало овладение безработными новыми профессиональными навыками по направлению центров занятости после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.

     В рамках Государственной программы  занятости населения создаются  новые рабочие места, в том  числе с использованием средств  государственного фонда содействия занятости. Безработные получают финансовую поддержку в организации собственного дела, благодаря чему люди привлекаются к индивидуальной предпринимательской  деятельности. Ежегодно возрастает количество семей безработных, которые переселяются на новое место жительства и работы при поддержке службы занятости.

Пристальное внимание обращено на трудоустройство  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К  ним относятся инвалиды, многодетные  семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства.

Вместе  с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете. Па 1 января 2010 года на учете в  органах по труду, занятости и  социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года). Количество вакансий в сравнении с январем  снизилось и составило на 1 января 2010 года 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).

На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработных. При >том отмечалась дифференциация регионов по пому показателю - если по Витебской и Гродненской области на одну вакансию приходилось 1,9 безработных, по Гомельской области - 1,8 безработных, по Брестской и Могилевской - 1,7 безработных, по Минской области -1,1 безработных, го по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии. [14]

В связи  с демографическим приростом  трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочем"] силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практика, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение.

     Максимальную  заинтересованность наниматели проявляют  к обладателям рабочих специальностей. В общем числе вакансий, зарегистрированных в банке данных госслужбы занятое и потребность в рабочих кадрах достигает 80 процентов. Именно по этой причине сложно найти работу специалистам, служащим. Поскольку преобладает спрос на мужскую рабочую силу, рынок труда наименее благосклонен к женщинам. Между тем в структуре безработных представительницы слабою пола доминируют. На 1 апреля 2010 года на учете но безработице в органах госслужбы занятости состояли менее 23,1 тыс. женщин.(14]

Определяющее  влияние на ситуацию с занятостью населения в ближайшей перспективе  будут оказывать всё те же основные факторы, что и раньте. Неизбежен  прирост трудовых ресурсов. В связи  с оптимизацией кадров численное™ организаций, проводимой в целях  повышения эффективности производства, продолжился высвобождение рабо I пикон. Кроме того, решение вопросов обеспечения занятости населения будеч осложняться другими негативными факторами, которые преимущественно носят долговременный характер. К ним относятся сохранение тенденций превышения предложения рабочей силы над спросом на неё, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда. Свою роль сыграет и явное несоответствие трудовых притязаний многих потенциальных работников (особенно молодёжи) содержанию и характеру работы, которая может быть реально предложена нанимателями.

По-прежнему значительная доля безработных окажется неконкурентоспособной на рынке  груда (молодёжь, женщины с маленькими детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы).

Таким образом, конъюнктура рынка труда  останется трудоизбыточной, а конкуренция среди безработных и незанятых граждан усилится. В этих условиях будут предприниматься уже испытанные и давшие положительный результат меры по регулированию процессов на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, а также предупреждению её наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной безработицы. 
 

2.2. Государственное  регулирование занятости  населения 

     После получения Республикой Беларусь суверенитета определяющим фактором в  начале рыночных реформ явилось наследие длительного периода административно-командных  методов на основе всеобщею и обязательною вовлечения трудоспособного населения  в общественное производство, а также  отсутствие безработицы как социального  феномена и борьба с «тунеядством». Сильные стороны социалистической модели регулирования социально-трудовых отношений (гарантии прав на труд и отдых, бесплатное здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и т.д.) доминировали в сознании трудящихся и руководителей на всех уровнях экономической системы.

     Активные  рыночные преобразования в экономике  Беларуси велись в 1992-1994 годах, когда  разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, по сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными.

     С 1995 года начался период укрепления и создания сильных государственных  институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации  экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации 15 сфере оплаты труда и занятости.

     За  прошедшие годы проведены системные  преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе  в сфере трудовых отношений и  занятости. Созданы конституционные  гарантии и законодательное обеспечение  рыночных реформ. В статье 41 Основного  Закона страны «гарантируется право  на груд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия пруда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством, и общественным значением.

В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы  заработной план,] и стимулирования труда.

     Принятый  в 1999 году Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи:

• регулирование  трудовых и связанных с ними отношений;

• развитие социального партнерства между  нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

• установление и зашита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

     Важным  регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 «О дополнительных мерах  по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской  дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма. [12, С.493-494]

     В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка  труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере  определяются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных  программах занятости населения. Система  мониторинга рынка груда Республики Беларусь при Департаменте по занятости  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает  выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая  ситуация, состояние рынка груда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры но ее регулированию.

     Проводимые  в стране преобразования, ориентированные  на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни  населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для  перехода к активной политике на рынке  груда.

     Государственное регулирование занятости населения  представляет собой совокупность методов  и инструментов воздействия государства  па процессы формирования, распределения  и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования и удержание  безработицы в пределах социально  допустимого уровня. Государственная  политика занятости в Беларуси направлена главным образом па формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей  силы на рынке тр) та. повышение действенности механизма стимулирования создания рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования ел безработны с учетом трудового стажа граждан (см. приложение 3). 
 

2.3. Национальные программы  занятости 

     Прогнозирование и планирование занятости необходимы для рационального использования  трудового потенциала страны и ее регионов. Программы занятости являются инструментом активной полигики занятости  населения в социальной политике в целом. Они включают совокупность взаимосвязанных мероприятий с  их финансовым, организационным и  иным обеспечением для достижения целей  в сфере занятости на соответствующем  уровне и в области социальной защиты безработных.

     В Республике Беларусь создана правовая основа государственного регулирования  занятости это Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 123-3 «О занятости  населения» (в редакции от 6 января 2009 г. X" 6-3). Государственные региональные (областные, районные) и отраслевые программы содействия занятости населения. Кроме того, вопросы регулирования занятости предусмотрены иными программами (Программами социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемыми на 5 лет. Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы и др.). [2, С.26]

     Основными задачами государственных программ содействия занятости населения Республики Беларусь являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов, удержание уровня безработицы в социально приемлемых размерах.

     Так, в Государственной программе занятости на 2008 г. ставилась задача обеспечить рост численности занятых в количестве до 4460-4535 тыс. человек держать безработицу в социально допустимых пределах (1.2-1.4 прощ) предполагалось создать 155 тыс. рабочих мест.

     Государственная   программа   на   2009-2010   годы,   в   отпичистично предыдущих, была создана на 2  года.  В соответствии  с прогнозными расчетами к 2010 году можно ожидать сокращение трудовых ресурсов до 120-6150 тыс. человек. В программе разработаны мероприятия для смягчения этой тенденции. [2]

     Однако  следует заметить, что Государственная  программа на 2009-20 10 годы была разработана без учета объективно развивающейся в мировой экономике ситуации и ею не предусматривалось мероприятии для эффективного управления трудовым потенциалом в условиях кризиса. В связи с этим уже после утверждения программы в нее был включен раздел антикризисных мер по обеспечению занятости работников организации, работающих в режиме испошюй занятости.

Информация о работе Занятость и безработица