Автор: Даша Якусик, 24 Ноября 2010 в 11:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
• изучение причин безработицы;
• рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
• определение основных направлений политики занятости населения;
• изучение национальных программ занятости;
• изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.
Объект исследования рынок труда Республики Беларусь. Предмет исследования - занятость и безработица в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости населения.
Введение ...............................................................................................................3
1. Теоретические основы занятости и безработицы ...........................................5
1.1 Сущность, виды и формы занятости..........................................................5
1.2 Безработица, ее виды и формы ..................................................................8
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена.............................10
1.4 Политика государства в области занятости ............................................12
2. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь...................16
2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции ...............................................................16
2.2 Государственное регулирование занятости населения.............................20
2.3 Национальные программы занятости .....................................................23
3. Пути совершенствования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь .....................................................................................28
Заключение .....................................................................................................33
Список используемой литературы.................................................................36
За период с 1995 по 2008 года 15 нашей стране наблюдалось устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,8 процента. [4, С.75]
Характерным для экономики Беларуси является наличие скрытой безработицы. Скрытая безработица связана как с неэффективность. Использования занятого на производстве персонала, та и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления.
Главная характеристика рынка труда республики в 2009 году заключается в превышении предложения рабочей силы нал спросом на неё. Это, несомненно, поддерживает «в тонусе» напряжённость на рынке труда.
Безусловно, государство сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась к концу 2009 года до 0,9 процента к численности экономически активного населения. [2, С.112| Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке труда. 'Гак, впервые за последние 5 лет приём работников превысил увольнение. На треть уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое снизилась напряжённость па рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей па рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей в необходимых кадрах и трудоустройству граждан способствовало овладение безработными новыми профессиональными навыками по направлению центров занятости после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.
В
рамках Государственной программы
занятости населения создаются
новые рабочие места, в том
числе с использованием средств
государственного фонда содействия
занятости. Безработные получают финансовую
поддержку в организации
Пристальное внимание обращено на трудоустройство граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относятся инвалиды, многодетные семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства.
Вместе с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете. Па 1 января 2010 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года). Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1 января 2010 года 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).
На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработных. При >том отмечалась дифференциация регионов по пому показателю - если по Витебской и Гродненской области на одну вакансию приходилось 1,9 безработных, по Гомельской области - 1,8 безработных, по Брестской и Могилевской - 1,7 безработных, по Минской области -1,1 безработных, го по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии. [14]
В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочем"] силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практика, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение.
Максимальную
заинтересованность наниматели проявляют
к обладателям рабочих
Определяющее
влияние на ситуацию с занятостью
населения в ближайшей
По-прежнему значительная доля безработных окажется неконкурентоспособной на рынке груда (молодёжь, женщины с маленькими детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы).
Таким
образом, конъюнктура рынка труда
останется трудоизбыточной, а конкуренция
среди безработных и незанятых граждан
усилится. В этих условиях будут предприниматься
уже испытанные и давшие положительный
результат меры по регулированию процессов
на рынке труда, снижению уровня регистрируемой
безработицы, а также предупреждению её
наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной
безработицы.
2.2.
Государственное
регулирование занятости
населения
После
получения Республикой Беларусь
суверенитета определяющим фактором в
начале рыночных реформ явилось наследие
длительного периода
Активные рыночные преобразования в экономике Беларуси велись в 1992-1994 годах, когда разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, по сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными.
С 1995 года начался период укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации 15 сфере оплаты труда и занятости.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на груд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия пруда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством, и общественным значением.
В развитие
положений Конституции в
Принятый в 1999 году Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи:
• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
• установление и зашита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным
регулирующим документом является Декрет
Президента Республики Беларусь от 26 июля
1999 года №29 «О дополнительных мерах
по совершенствованию трудовых отношений,
укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины», в котором установлен
порядок контрактной формы
В
этих правовых координатах республиканскими
органами государственного управления
осуществляется регулирование рынка
труда и занятости населения.
Важнейшие параметры и основные
целевые показатели в этой сфере
определяются в пятилетних программах
и годовых прогнозах социально-
Проводимые
в стране преобразования, ориентированные
на обеспечение устойчивого
Государственное
регулирование занятости
2.3.
Национальные программы
занятости
Прогнозирование
и планирование занятости необходимы
для рационального
В Республике Беларусь создана правовая основа государственного регулирования занятости это Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 123-3 «О занятости населения» (в редакции от 6 января 2009 г. X" 6-3). Государственные региональные (областные, районные) и отраслевые программы содействия занятости населения. Кроме того, вопросы регулирования занятости предусмотрены иными программами (Программами социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемыми на 5 лет. Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы и др.). [2, С.26]
Основными задачами государственных программ содействия занятости населения Республики Беларусь являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов, удержание уровня безработицы в социально приемлемых размерах.
Так, в Государственной программе занятости на 2008 г. ставилась задача обеспечить рост численности занятых в количестве до 4460-4535 тыс. человек держать безработицу в социально допустимых пределах (1.2-1.4 прощ) предполагалось создать 155 тыс. рабочих мест.
Государственная программа на 2009-2010 годы, в отпичистично предыдущих, была создана на 2 года. В соответствии с прогнозными расчетами к 2010 году можно ожидать сокращение трудовых ресурсов до 120-6150 тыс. человек. В программе разработаны мероприятия для смягчения этой тенденции. [2]
Однако следует заметить, что Государственная программа на 2009-20 10 годы была разработана без учета объективно развивающейся в мировой экономике ситуации и ею не предусматривалось мероприятии для эффективного управления трудовым потенциалом в условиях кризиса. В связи с этим уже после утверждения программы в нее был включен раздел антикризисных мер по обеспечению занятости работников организации, работающих в режиме испошюй занятости.