Занятость и безработица, как неотъемлемые показатели рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высоко сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Содержание

Введение

1. Рынок труда

1.1 Определение рынка труда, его особенности и модели.

1.2 Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

1.3 Монополия на рынке труда. Роль профсоюзов.


1.4 Особенности рынка труда в России.


2. Занятость и безработица, как неотъемлемые показатели рынка труда.

2.1 Занятость населения

2.2 Безработица: сущность и формы

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

    В некоторых случаях монопсоническая власть нанимателе, по существу, является полной в том смысле, что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. В других случаях может превалировать олигопсония: три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке.

    Модель двухсторонней монополии предусматривает объединение монопсонической модели с моделью открытых профсоюзов.

    На многих рынках трудах рабочие «продают» свой труд, услуги коллективно через профсоюз, основной задачей которого является повышение заработной платы. С точки зрения профсоюза наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате чего повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.

    Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

    Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. 

1.2 Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

    На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями – размером заработной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной заработной платы.

    Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает.

    Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалификационный состав работников и др. 
 

     Рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоспособны и все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате .

    При любой другой величине заработной платы, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

    В случае превышения ставкой заработной платы уровня равновесной предложение на рынке труда превышает спрос. Следовательно, возникает избыток предложения труда или безработица. В случае снижения заработной платы, по сравнению с равновесной, спрос на рынке превышает предложение. Таким образом, возникают незанятые рабочие места.

    В условиях совершенной конкуренции рассмотренные ситуации не могут быть устойчивыми, т.к. подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов.

    Действительно, если предложение труда больше спроса на него вследствие установления ставки заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласится и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели, в свою очередь, готовы нанять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается, как со стороны предложения труда, так и со стороны спроса на труд.

    В случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения ставки заработной платы по сравнению с равновесным значением, работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря чему расширяется круг работников, готовых предложить свой труд.

   В результате равновесие на рынке труда восстанавливается.

1.3 Монополия на рынке труда. Роль профсоюзов.

    Монополия — такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу. В микроэкономике рассматривают различные типы монопольных отношений: монополия абсолютная, предпринимательская, естественная и т. д.

    Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец, а это означает, что чистый  монополист представляет как  бы отрасль, состоящую только  из одной фирмы;

2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют  близкие заменители;

3) экономические  и юридические барьеры, блокирующие  вступление в отрасль;

4) фирма осуществляет  значительный контроль над ценой,  «диктует цену».

    В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов — он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери.

    Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

    Монополия государственная — рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.

    Монополия двусторонняя — рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

    Монополия двусторонняя на рынке труда— модель рынка труда, на котором нанимателю, обладающему монопсонической властью (властью единственного покупателя), противостоит объединенный труд (в лице профсоюза). Профсоюз является монополистическим продавцом в том случае, если он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Результат противоборства единого покупателя и объединенного продавца труда логически не детерминирован.

    Тем не менее можно указать характерные черты данной модели:

1) реальная ставка  заработной платы устанавливается  в промежутке между доравновесной (интересы нанимателя) и сверхравновесной (интересы профсоюза). Сторона, обладающая более эффективной стратегией, способна навязывать оппоненту ставку заработной платы, близкую к той, на которой настаивает;

2) при равенстве  сил монополиста и монопсониста возможно установление равновесной ставки заработной платы и рав-новесного уровня занятости.

    Монополия естественная— отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько велики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конкурентов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используются государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Результатом государственного регулирования деятельности фирм, прежде всего качества и цен представляемых ими услуг, является «регулируемая монополия».

    Монополия закрытая — монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патент-ми, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.

    Монополия открытая — монополия, при которой одна из фирм ( по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

    Монополия предпринимательская — рыночная ситуация, когда одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли; понятие «предпринимательская монополия» включает рыночные модели абсолютной монополии и олигополии.

    Монополия простая — ситуация, возникающая в случае, когда фирма в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию всем своим покупателям по одной и той же цене. Такая ценовая политика является оптимальной в условиях, когда возможна перепродажа продукции. Однако при определенных обстоятельствах фирмы могут устанавливать для разных покупателей разные цены на один и тот же товар.

    Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.

    Роль профсоюзов на рынке труда

    До сих пор мы полагали, что рабочие активно конкурируют при продаже своих услуг. Однако многие современные рынки труда характеризуются наличием сильных и организованных союзов работников. Профсоюзы — объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономической деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. Рассмотрим несколько моделей рынка труда с участием профсоюзов. 
 

    Совершенная конкуренция на рынке труда.

    Предположим, что профсоюз сформировался на конкурентном рынке труда, и ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Для достижения своей цели — максимизации заработной платы своих членов — в условиях конкурентного рынка труда профсоюзы могут способствовать росту спроса на труд или сокращению предложения труда. В первом случае происходит рост, как ставки заработной платы, так и занятости, во втором — рост ставки заработной платы при сокращении занятости. Очевидно, что наиболее желательным является первый вариант.

Информация о работе Занятость и безработица, как неотъемлемые показатели рынка труда