Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия, видов, причин занятости, безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить понятие занятости, ее формы;
2. Дать определение понятию «безработица», исследовать ее причины и виды;
3. Рассмотреть государственные меры борьбы с безработицей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Занятость: понятие, формы……………………………………………………..5
2. Сущность, причины и виды безработицы…………………………………….10
3. Государственные меры борьбы с безработицей……………………………...17
4. Проблема занятости и пути ее разрешения в Республике Беларусь………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может  быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе  не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий, что приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние  два года безработица приобрела  вид крупного макроэкономического  явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся [17]:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует  занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние  годы при сокращении общей численности  безработных в их составе вырос  удельный вес лиц, нуждающихся в  дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма  остро  стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители которой  из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. 

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке  труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. [17]

Социальная  защита безработных и членов их семей  основана на Конституции, Трудовом кодексе  Республики Беларусь, Законе “О занятости  населения Республики Беларусь” и других нормативных правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с  тем социальная защита безработных  имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

Таким образом, в стране назрела необходимость  увеличение пособий по безработице  до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным  нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

Создание в  Беларуси социально ориентированной  экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации  системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что  для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся [10, c. 314]:

  1. кейнсианская макроэкономическая политика, направленная 
    на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;
  2. организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и 
    производственно-технического обучения кадров на базе служб по 
    трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и 
    услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление про 
    грамм общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В настоящее  время в Беларуси возникла необходимость  разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью, которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих, развитие кадрового потенциала  в различных отраслях экономики;

- регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- повышения  качества создаваемых рабочих  мест;

- предотвращение  роста и сокращение вынужденной  неполной занятости и безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Инструментом  реализации Программы должна явиться  Генеральная схема создания рабочих  мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест, как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Для повышения  конкурентоспособности безработных  на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

- достаточно  быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

- возможность  обучения лиц, различных по  уровню знаний и подготовке;

- возможность  самостоятельного индивидуального обучения;

- ориентация  на конечный результат.

Только на макроэкономическом уровне, на уровне государства можно решить проблемы занятости и безработицы, что является важным условием для развития стабильной и процветающей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении курсовой работы выделим основные моменты исследуемой темы.

Занятость –  важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических  процессов. Политика занятости выступает  составной частью экономической  политики, т.е. имеет социальное и  демографическое содержание.

Информация о работе Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда