Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия, видов, причин занятости, безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить понятие занятости, ее формы;
2. Дать определение понятию «безработица», исследовать ее причины и виды;
3. Рассмотреть государственные меры борьбы с безработицей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Занятость: понятие, формы……………………………………………………..5
2. Сущность, причины и виды безработицы…………………………………….10
3. Государственные меры борьбы с безработицей……………………………...17
4. Проблема занятости и пути ее разрешения в Республике Беларусь………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

Сумма фрикционной  и структурной безработицы называется естественной безработицей.

Безработицу, связанную с краткосрочными экономическими циклами (3 - 4 года), называют циклической безработицей. Сокращение совокупного спроса на товары и услуги вызывает уменьшение занятости и рост безработицы. Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Естественный уровень безработицы достигается в том случае, если циклическая безработица находится на нулевом уровне, и означает реализацию производственного потенциала экономики. Уровень безработицы при полной занятости характеризуется полным использованием ресурсов и сбалансированностью рынков рабочей силы. Нормальный уровень безработицы не является величиной постоянной. В странах с рыночной экономикой он обычно колеблется в пределах 5-10 % рабочей силы.

Остановимся подробнее на факторах, определяющих естественный уровень безработицы. Обозначим трудоспособное население Т, число работающих — З, а число безработных - Н. Таким образом, трудоспособное население, или совокупная рабочая сила, представляет собой сумму работающих и безработных [14, c. 444]:

Т = 3 + Н.

Уровень безработицы (в процентах) определяется по формуле:

Если  рынок труда находится в устойчивом состоянии, то уровень безработицы не меняется, а количество нанятых на работу равно количеству уволенных с работы. Обозначим долю занятых, ежемесячно теряющих работу, у, а долю безработных, которая ежемесячно находит работу, р, тогда согласно нашему условию рН = уЗ.

Так как

З = Т - Н,

то

рН = у(Т-Н).  (1)

Разделим обе  части уравнения (1) на Т и получим

Тогда уровень  безработицы  будет равен

. (2)

 

Уравнение (2) показывает, что уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, цель которой — снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

Причины безработицы. Как отмечалось, определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Специалисты отмечают, что уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия.

В периоды  структурного корректирования происходит переоценка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы по другим специальностям. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.

Причиной  безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. Какое же количество рабочих является оптимальным для предприятия?

Экономическая теория помогает ответить на этот вопрос. В краткосрочном периоде предприятие не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора

начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будут уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельные доход и предельная прибыль.

На основании  приведенных рассуждений можно  сделать вывод о том, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить разницу между стоимостью предельного продукта труда и затратами на покупку рабочей силы, т.е. максимизировать прибыль.

Сказанное позволяет  заключить, что фирма будет изменять уровень занятости в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышении заработной платы она будет сокращать количество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться. Если же будут расти цены на выпускаемую продукцию, то фирма будет привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.

Фактически  фирма ориентируется на соотношение  уровня заработной платы и цены продукции. В случае, если это соотношение растет, т.е. рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, она нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество применяемой рабочей силы увеличивается.

Таким образом, слишком высокий уровень  заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой, негибкой.

Жесткость заработной платы - это ее неспособность к гибкому 
изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и 
предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом 
жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм. Если уровень 
реальной заработной платы находится выше точки равновесия, 
а предложение труда превышает спрос,  снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда, не происходит (рисунок 2.1). [14, c. 446]

Рисунок 2.1 – Кривая жесткой заработной платы

 

Таким образом, безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Рост безработицы оказывает негативное влияние социально-экнономические показатели жизни общества, поэтому очень важно разрабатывать меры по борьбе с ней, о чем будет говориться в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

Для начала определим социально-экономические последствия безработицы. Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Прежде всего безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.

В западной экономической  науке исчисление потенциальных  потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент [14, c. 448]:

 

(Q1 – Q2) / Q2 = K(Y1 - Y2),

 

где Q1, Q2 - потенциальный и фактический объем производства соответственно;

              Y1, Y2 - фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;

                 К - коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2,5 %.

Следует отметить, что издержки безработицы  распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность  являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением.

К внеэкономическим, или социальным, последствиям безработицы относятся потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и количества психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Немаловажно при  этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, наиболее важными мерами такого рода являются [6, c. 223]:

I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

III. Снижение  фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

IV. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

V.  Переход  к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание  механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели - профсоюзы  - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсиди­рование занятости.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, необходимо осуществлять через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Информация о работе Занятость, безработица и система государственного регулирования рынка труда