Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами.
Спрос покупателей на те, или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни и зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров - субститутов (товаров - заменителей) и др.

Содержание

Введение.
1 Теории спроса и предложения.
1.1 Спрос и предложение. Характеристика. Эластичность спроса и предложения.
1.2 Факторы, влияющие на спрос и предложение.
1.3 Рыночное равновесие.
2 Взаимодействие спроса и предложения.
2.1 Закон спроса.
2.2 Закон предложения.
2.3 Взаимодействие законов спроса и предложения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 46.97 Кб (Скачать)

Спрос и ожидания. Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно.  Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров.

Сезонные, предпраздничные  колебания продаж, также можно отнести к изменениям спроса  под влиянием потребительских ожиданий.

Спрос и потребительские предпочтения. Достаточно динамично изменяется объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини – юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

 Но не  только мода меняет предпочтения. Куда более масштабной причиной  их изменения является технический  прогресс. На газах нынешнего  поколения молодежи спрос на  пластинки был «убит» распространением компакт – дисков.

После выявления  закономерностей, присущих главному фактору  предложения – цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности  те, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного  товара.

Среди таких  неценовых факторов предложения  наиболее важны:

    • Технические возможности производителя, характер  применяемой  технологии (К);
    • Цены используемых ресурсов (Pr);
    • Налоги и дотации (T,S);
    • Ожидания продавцов (W);
    • Цены на другие товары (Pn);
    • Число продавцов (N);
    • Прочие факторы (B).

С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:

 

Qs = f (P, K, Pr, T, S, W, Pn, N, B).

 

И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой.  При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой  детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево.

Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике  от S0 до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен  ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

Соответственно  сдвиг влево (в сторону увеличения, на графике от S0 до S1) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов, уменьшение государственных дотаций.

 

    1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.

 

Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной  по своей интенсивности. Так, очевидно, что по - разному отреагируют покупатели при уменьшении цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, на хлеб и молоко – с другой: в одном случае объем продаж может существенно возрасти, в другом – измениться мало.

Общее понятие эластичности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

Данное  понятие весьма важно с практической точки зрения. Так, проведение разумной ценовой политики фирмой немыслимо  без понимания того, как понижение  стоимости телевизоров или стиральных машин может сказаться на объемах  их продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать (измерять), как изменяется объем продаж или покупок того или иного товара в ответ на изменение цен, можно по – разному, например, в штуках, в тоннах, в тех или иных денежных единицах. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. 

Оценка  эластичности в процентном исчислении позволяет избежать подобной путаницы и построить единый показатель для  всех случаев. Такой показатель называют коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Степень чувствительности изменения спроса на товар после изменения цены, показывающая, на сколько процентов увеличился (уменьшился) спрос при изменении цены данного товара на 1% называется эластичностью спроса по цене, т.е. зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены. Рассмотрим пять видов ценовой эластичности спроса:

    • Эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает (ЕD > 1);
    • Единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж (ЕD = 1);
    • Неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж (ЕD < 1);
    • Абсолютно эластичный спрос, когда потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (ЕD = ∞);
    • Абсолютно неэластичный спрос, когда потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен (ЕD = 0);

Эластичность можно измерить с  помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы

 

ЕD = = : 

 

Приведенная формула позволяет  количественно определить все виды ценовой эластичности. Так, в случае эластичного спроса, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1 %, при каждом процентном снижении цены, получаем сильную реакцию. Эластичный спрос имеют предметы роскоши. При этом общая выручка увеличивается. При единичном спросе покупаемое количество товаров  вырастает на 1 %, при снижении цены на 1 %. В случае неэластичного спроса, приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 %, т.е. на каждый процент снижения цены этого товара получаем слабую реакцию. Обычно, неэластичный спрос имеют товары первой необходимости. При абсолютно эластичном спросе, при неизменной цене или ее крайне незначительных  изменениях, спрос уменьшается (увеличивается) до предела покупательской возможности. Обычно, это бывает на конкурентоспособном рынке в условиях инфляции. В случае с абсолютно неэластичным спросом, любое изменение цены не влечет за собой изменение количество потребляемого товара. Такое возможно при реализации жизненно необходимых лекарств.

Эластичность  спроса по цене зависит от множества  факторов? К которым относятся  следующие:

  • незаменимость. Если у товара есть заменители (товары – субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
  • значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным -  на все другие группы товаров;
  • удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратятся значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
  • временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Изменение эластичности предложения  также производится с помощью  коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (ES) имеет вид:

 

 

 Различные варианты интенсивности  подобных изменений также могут  быть отнесены к одному из  пяти случаев:

    • Эластичное предложение;
    • Неэластичное предложение;
    • Предложение единичной эластичности;
    • Абсолютно эластичное предложение;
    • Абсолютно неэластичное предложение.

На эластичность предложения оказывают  влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных  производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной и др.

Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор времени, т.е. период, в течение которого производители  имеют возможность приспосабливать  объем предложения к изменению  цены. Различают три временных  интервала:

    • Кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован;
    • Краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и др.;
    • Долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.

Масштабный пример того же рода –  сельскохозяйственная продукция. Сколько  собрано урожая, столько собрано. Увеличить производство при любом  уровне спроса до следующего года не удастся.

В коротком и длительном периодах с ростом спроса объем предложения  будет нарастать, т.е. предложение  приобретет известную эластичность. При этом цена будет также расти, но в меньших масштабах, чем увеличится спрос. Различия между краткосрочным  и долгосрочным периодами состоят  в степени эластичности кривой. В  краткосрочном периоде она не велика – за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно  получит лишь ограниченный прирост  производства.

Зато в долгосрочном периоде  при благоприятном измерении  спроса наращиванию предложения  почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен. Возможно даже, что цена останется постоянной, т.е. реализуется абсолютно эластичная кривая предложения.

 

    1. Рыночное равновесие.

 

Анализируя  отдельно спрос и предложение, мы установили закономерности  адаптации  их величины к разным уровням цен. Но на рынке в каждый момент времени  существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем  определяются их размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный  анализ спроса и предложения.

В моем гипотетическом примере объемы спроса и предложения  при одном и том же уровне цен, как правило, резко отличаются. Скажем, низкая цена в 10 тг. порождает огромный спрос (250 кг) и крошечное предложение (50 кг). Высокая цена в 40 тг., наоборот, ограничивает спрос (он составит 100 кг) и стимулирует предложение (200 кг). Из данных таблиц также видно, что существует только одна цена (30 тг. за 1 кг яблок), при ней количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товара, который готовы продать продавцы. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений

QD = 500 – 5P и QS = 5P

Однако графическая интерпретация  наиболее удобна для теоритических  целей, так как она позволяет  не только найти  общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.  Совместим линии спроса и предложения на одном графике. Совпадение интересов покупателей и продавцов на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса  и предложения, по традиции обозначаемая буквой О.  Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену Р0 и количество Q0  называют равновесной ценой и равновесным количеством.

Итак, равновесие на рынке достигается  при установлении равновесной цены. В свою очередь последняя есть цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Иначе  говоря, это единственная цена, соответствующая  условию:

Р0 = РS = РD,

Где  РS цена предложения; РD = цена спроса.

При данной цене на рынке устанавливается  и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров  и / или услуг:

 

Q0 = QS = QD,

Где QS – объем предложения; QD = объем спроса.

Напротив, при любом ином уровне цен объемы предложения и спроса не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (Р1> Р0), то возникает излишек предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q1S> Q1D). Если цена ниже равновесной (Р2< Р0), возникает избыток спроса или недостаточное количество товара – дефицит, т.е. количественно предложение меньше спроса (Q2S <Q2D).

Информация о работе Законы спроса и предложения