Законы макроэкономики и механизм их действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Довольно часто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы.

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и проявление экономических законов
1.1. Общее понятие об экономических законах
1.2. Сущность и классификация экономических законов
Глава II. Особенности проявления отдельных законов в экономике
2.1. Закон возвышения потребностей
2.2. Закон возрастания вмененных издержек
2.3. Закон убывающей доходности
2.4. Закон убывающей предельной полезности
2.5. Закон спроса
2.6. Закон предложения
2.7. Закон денежного обращения
2.8. Закон Эйгеля
2.9 Закон стоимости
2.10. Закон экономии времени
2.11. Закон распределения по труду
Глава III. Влияние экономических законов на экономику
3.1. Общие предпосылки влияния экономических законов на экономическую жизнь общества
3.2. Взаимодействие экономических законов и экономической
деятельности людей
3.3. Механизм действия экономических законов применительно к
экономической деятельности людей
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 55.08 Кб (Скачать)

В принципе спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные  для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых  товарах или услугах, желание  приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку  по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона. Наряду с этими  обобщенными определениями спрос  характеризуется рядом свойств  и количественных параметров, из которых  мы выделим, прежде всего, объем или  величину спроса. С позиций количественного  измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый  период по определенным ценам. Проще  говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным  возможным ценам. Как ясно из определений, объем спроса зависит от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме  них на величину спроса влияет и  ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всего  потребительские вкусы, мода, величина доходов, величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим. Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом. Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса. Надо различать индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя на цены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированный спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары.

Закон спроса действует в  полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно  к конкурентному рынку. Действие закона может проявляться по-разному  в зависимости от того, какова настоятельность  потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление  данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавня.

Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся  закону спроса, величина спроса на которые  возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось  много попыток обнаружить такие  товары. В реальной жизни нередки  случаи, когда рост цены на товар  увеличивает спрос на него, так  как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято  считать товарами Гиффена. Здесь  вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса. Закон спроса и закон предложения  не содержат конкретного инструмента, рецепта построения кривых спроса и  предложения. Однако они играют огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснении поведения продавцов и покупателей на рынке .

 

 

2.6 Закон предложения

Предложение характеризует  возможность и желание продавца предлагать свои товары для продажи  на рынке по определенным ценам. Такое  определение обрисовывает предложение  и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане  предложение характеризуется его  величиной, объемом. Объем, величина предложения - это количество продукта, которое  продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или  производственными возможностями  предложить для продажи на рынке  в течение некоторого времени  по определенным ценам. Закон предложения  заключается в том, что при  прочих неизменных факторах величина предложения увеличивается по мере увеличения цены товара . Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения, отображающими в форме графиков связь, функциональную зависимость между величиной предложения и ценой, то есть шкалу предложения). По аналогии со спросом следует различать величину предложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения. Смещение всей кривой предложения обусловлено действием неценовых факторов. Предложение, как и спрос, может быть неэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены. Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков).

Закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость  предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики, либо на отдельных широких  высококонкурентых рынках, например, рынок FMCG.

2.7 Закон денежного обращения

Между обращающейся денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, перемещающейся от производителей и продавцов к покупателям товара, имеются определенные соотношения, связи, которые носят устойчивый характер и потому могут быть названы законом денежного обращения. Этот закон носит макроэкономический характер, отражает процессы в масштабе экономики страны.

Пусть общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного  периода времени, равна М, а масса обращающихся за то же время товаров равна Q. Представим условно всю товарную массу Q в виде одного товара, который реализуется по цене Р за товарную единицу. Очевидно, что процесс купли-продажи этого товара порождает необходимость «уравновешивания» денежной и товарной массы посредством цены Р, призванной сделать обмен товаров на деньги эквивалентным. Это означает, что количество денег, обращающихся в стране в течение определенного периода, должно быть равно денежной стоимости проданных за данный период товаров. Последняя же равняется произведению количества товара Qна цену единицы товара Р. математически условие соответствия денежной и товарной массы выражается зависимостью :

M = Q x P.

Если учесть, что одна и та же денежная масса М может быть использована в процессе закупок товара Q многократно, так как за рассматриваемый период, например год, деньги способны сделать V оборотов, условие сбалансированности денежной и товарной массы приобретает вид:

M x V = Q x P.

Это и есть уравнение денежного  обращения, выражающее в математической форме суть закона денежного обращения.

Отметим, что данное соотношение  остается справедливым и в условиях, когда в процессе купли-продажи  участвует множество товаров, продаваемых  по разным ценам. В подобной ситуации правая честь уравнения денежного  обращения получает вид:

Q x P = Qi P i,

Где Qi - количество проданного «i» товара;

Pi - цена единицы «i» товара;

n - общее количество видов продаваемых товаров .

Как вытекает из сказанного выше, закон денежного обращения  можно трактовать как закон соответствия между обращающейся в стране денежной массой и денежной стоимостью обращающейся товарной массы.

Закон денежного обращения  отражает по своей сути монетаристскую концепцию денег и товарную природу  цены. Из закона денежного обращения  следует, что, регулируя денежную массу  в обращении, государство способно влиять на цены.

 

 

2.8 Закон Эйгеля

Количество  и виды приобретаемых потребителями  товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов  покупателей. Прусский статик Эрнест Эйнгель  еще в XIX веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается  в сторону дорогих товаров. При  этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть  дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.

Уменьшение  доли расходов высокодоходной части  населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно  означает, что эта категория граждан  уменьшает потребление простейших товаров. Действительно, если для приобретения простейших жизненно необходимых товаров  повседневного спроса семье из четырех  человек необходимо затратить, скажем, 15000 руб. в месяц, а ее месячный доход  и расход равны 30000 руб., то доля таких  товаров в семейном бюджете составит половину. Для семьи же, расходующей  в месяц 150000 руб., приобретение тех  же повседневно необходимых товаров  потребует затраты только 10% общей  суммы расходов семейного бюджета.

С другой стороны, смещение потребления  богатых людей в область дорогих  и ценных товаров может происходить  и путем замещения более дешевых  товаров и услуг, которые «вымываются» из зоны потребления. Богатый человек, употребляющий на завтрак чашечку  кофе и бутерброд с черной икрой, вполне может отказаться от чая и  булочки так же, как едущий в  такси отказывается от услуг общественного  транспорта. В то же время и закон  Эйнгеля не носит абсолютного  характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых  людей, структура потребления которых  слабо зависит или даже практически  не зависит от величины доходов.

2.9 Закон стоимости

Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.  Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя  его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношения цен на одноименные  товары . Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, договорные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен. На цены сильное влияние оказывают методы их установления. Данные методы называются механизмом ценообразования. В экономической теории выделяют два основных подхода к установлению цен:

- Рыночный, при нем определяющими факторами выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.

- Затратный, согласно этому подходу  в основу установления цены  кладутся производственные затраты,  и прежде всего, трудовые, связанные  с созданием товаров.

Большое влияние на ценообразование оказывает  невозможность повторного производства продуктов. Особенно это касается произведений скульпторов, художников. Всем известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов. Продукты труда, которые отражают талант создавших  их мастеров, существуют в одном  экземпляре. Крайняя форма редкости (неэластичности производства) определяет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти  товары (равно как и на другие в силу тех или иных причин невоспроизводимые  продукты - старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту  общественного богатства и денежных сбережений населения.

Закон стоимости - это закон товарного  производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно  необходимыми затратами труда. Другими  словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать  стоимости товара. Однако, следует  иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости  и стоимости. Поэтому цена как  денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно  необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в  первую очередь, спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни  цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости  проявляет именно через колебание  цен вокруг стоимости. Из этого видим, что закон стоимости тесно  связан с законом спроса и предложения  . Последний выступает как форма реализации первого . Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешиваются отклонениями в сторону «минус».

 

 

 

Таблица 1

Связь законов стоимости спроса и предложения

 

Производство (ед.)

Потребность (ед.)

Колебание цен (+, -)

Реакция производства

 

50

100

+

Расширяется

 

100

50

-

Сокращается

 
         

Важным  условием является то, что цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость  и цена соотносятся как содержание и форма. В основе движения цен  лежит движение стоимостей. Однако, цены, получив самостоятельное существование  на рынке, также имеют свои законы установления динамики, так как на их величину влияет не только стоимость. Но именно она является тем якорем, который возвращает их к исходному  началу, как бы они высоко не взлетали и как бы низко они не падали.

Основой цены товаров является стоимость  производства. Иголка, молоток, электропила, автомотор имеют цены, отличные от цены автомобиля, и в первую очередь  вследствие затрат труда на их изготовление. Но цена каждого товара отклоняется  от стоимости под воздействием совокупности факторов. Однако, стоимость эффективно воздействует на прогресс производительных сил при сближении цены со стоимостью товаров. Факторы, приближающие цены товаров  к их трудовой стоимости, формируют  эффективную тенденцию реализации закона стоимости; факторы, отклоняющие  цены от стоимости, складываются в негативную тенденцию его проявления.

Информация о работе Законы макроэкономики и механизм их действия