Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Довольно часто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы.
Введение
Глава I. Сущность и проявление экономических законов
1.1. Общее понятие об экономических законах
1.2. Сущность и классификация экономических законов
Глава II. Особенности проявления отдельных законов в экономике
2.1. Закон возвышения потребностей
2.2. Закон возрастания вмененных издержек
2.3. Закон убывающей доходности
2.4. Закон убывающей предельной полезности
2.5. Закон спроса
2.6. Закон предложения
2.7. Закон денежного обращения
2.8. Закон Эйгеля
2.9 Закон стоимости
2.10. Закон экономии времени
2.11. Закон распределения по труду
Глава III. Влияние экономических законов на экономику
3.1. Общие предпосылки влияния экономических законов на экономическую жизнь общества
3.2. Взаимодействие экономических законов и экономической
деятельности людей
3.3. Механизм действия экономических законов применительно к
экономической деятельности людей
Заключение
В принципе спрос - это запрос
фактического или потенциального покупателя,
потребителя на приобретение товара
за имеющиеся у него, предназначенные
для покупки этого товара деньги.
Спрос отражает, с одной стороны,
потребность покупателя в некоторых
товарах или услугах, желание
приобрести эти товары или услуги
в определенном количестве и, с другой
стороны, возможность оплатить покупку
по ценам, находящимся в пределах
«доступного» диапазона. Наряду с этими
обобщенными определениями
Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку. Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавня.
Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса. Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного инструмента, рецепта построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснении поведения продавцов и покупателей на рынке .
2.6 Закон предложения
Предложение характеризует
возможность и желание продавца
предлагать свои товары для продажи
на рынке по определенным ценам. Такое
определение обрисовывает предложение
и отражает его сущность с качественной
стороны. В количественном плане
предложение характеризуется
Закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики, либо на отдельных широких высококонкурентых рынках, например, рынок FMCG.
2.7 Закон денежного обращения
Между обращающейся денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, перемещающейся от производителей и продавцов к покупателям товара, имеются определенные соотношения, связи, которые носят устойчивый характер и потому могут быть названы законом денежного обращения. Этот закон носит макроэкономический характер, отражает процессы в масштабе экономики страны.
Пусть общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного периода времени, равна М, а масса обращающихся за то же время товаров равна Q. Представим условно всю товарную массу Q в виде одного товара, который реализуется по цене Р за товарную единицу. Очевидно, что процесс купли-продажи этого товара порождает необходимость «уравновешивания» денежной и товарной массы посредством цены Р, призванной сделать обмен товаров на деньги эквивалентным. Это означает, что количество денег, обращающихся в стране в течение определенного периода, должно быть равно денежной стоимости проданных за данный период товаров. Последняя же равняется произведению количества товара Qна цену единицы товара Р. математически условие соответствия денежной и товарной массы выражается зависимостью :
M = Q x P.
Если учесть, что одна и та же денежная масса М может быть использована в процессе закупок товара Q многократно, так как за рассматриваемый период, например год, деньги способны сделать V оборотов, условие сбалансированности денежной и товарной массы приобретает вид:
M x V = Q x P.
Это и есть уравнение денежного обращения, выражающее в математической форме суть закона денежного обращения.
Отметим, что данное соотношение остается справедливым и в условиях, когда в процессе купли-продажи участвует множество товаров, продаваемых по разным ценам. В подобной ситуации правая честь уравнения денежного обращения получает вид:
Q x P = Qi P i,
Где Qi - количество проданного «i» товара;
Pi - цена единицы «i» товара;
n - общее количество видов продаваемых товаров .
Как вытекает из сказанного выше, закон денежного обращения можно трактовать как закон соответствия между обращающейся в стране денежной массой и денежной стоимостью обращающейся товарной массы.
Закон денежного обращения отражает по своей сути монетаристскую концепцию денег и товарную природу цены. Из закона денежного обращения следует, что, регулируя денежную массу в обращении, государство способно влиять на цены.
2.8 Закон Эйгеля
Количество
и виды приобретаемых потребителями
товаров и услуг в заметной
степени зависят от денежных доходов
покупателей. Прусский статик Эрнест Эйнгель
еще в XIX веке обнаружил естественную
закономерность, согласно которой по
мере увеличения доходов потребителей
структура потребления
Уменьшение
доли расходов высокодоходной части
населения, затрачиваемых на товары
повседневного спроса, не обязательно
означает, что эта категория граждан
уменьшает потребление
С
другой стороны, смещение потребления
богатых людей в область
2.9 Закон стоимости
Закон
стоимости - это объективный закон,
регулирующий связи между
Закон
стоимости является законом цен,
он регулирует ценообразование, составляя
его исходную основу. В реальной
жизни в процессе установления рыночных
цен учитываются и такие
- Рыночный, при нем определяющими факторами выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.
-
Затратный, согласно этому
Большое
влияние на ценообразование оказывает
невозможность повторного производства
продуктов. Особенно это касается произведений
скульпторов, художников. Всем известно,
что цены на картины растут с ростом
известности их авторов. Продукты труда,
которые отражают талант создавших
их мастеров, существуют в одном
экземпляре. Крайняя форма редкости
(неэластичности производства) определяет
и крайнюю форму отклонения цены
от стоимостной базы. Цены на эти
товары (равно как и на другие
в силу тех или иных причин невоспроизводимые
продукты - старые марки, монеты) растут
прямо пропорционально росту
общественного богатства и
Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако, следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в первую очередь, спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебание цен вокруг стоимости. Из этого видим, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения . Последний выступает как форма реализации первого . Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешиваются отклонениями в сторону «минус».
Таблица 1
Связь законов стоимости спроса и предложения
Производство (ед.) |
Потребность (ед.) |
Колебание цен (+, -) |
Реакция производства |
|
50 |
100 |
+ |
Расширяется |
|
100 |
50 |
- |
Сокращается |
|
Важным
условием является то, что цена есть
денежное выражение стоимости. Стоимость
и цена соотносятся как содержание
и форма. В основе движения цен
лежит движение стоимостей. Однако,
цены, получив самостоятельное
Основой
цены товаров является стоимость
производства. Иголка, молоток, электропила,
автомотор имеют цены, отличные от
цены автомобиля, и в первую очередь
вследствие затрат труда на их изготовление.
Но цена каждого товара отклоняется
от стоимости под воздействием совокупности
факторов. Однако, стоимость эффективно
воздействует на прогресс производительных
сил при сближении цены со стоимостью
товаров. Факторы, приближающие цены товаров
к их трудовой стоимости, формируют
эффективную тенденцию
Информация о работе Законы макроэкономики и механизм их действия