Законы макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических законов и механизмов их действия позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание законов макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Законы спроса и предложения ……………………….........................................5
1.1 Спрос и закон спроса…………………………..……………………………….5
1.2 Предложение и закон предложения…………..……………………………….6
1.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….….……..7
2 Иные законы макроэкономики …………………….……………………………9
2.1 Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной
полезности…………………………………………………………………..……………..9
2.2 Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………….………12
2.3 Производство с одним переменным ресурсом. Закон убывающей
отдачи……………………………………………………………...……………………...13
2.4 Производство с двумя переменными ресурсами. Закон убывания
предельной нормы технического замещения……………...……………………….......15
2.5 Закон денежного обращения……….…………………………………...........17
Заключение.………………………………………………………………………..21
Глоссарий …………………………………………………………………............23
Список использованных источников…………………………………………….24
Приложение А ………………………………………………………………........25
Приложение Б ………………………………………………………………........26
Приложение В ………………………………………………………………........27
Приложение Г ………………………………………………………………........28
Приложение Д ………………………………………………………………........29
Приложение Е ………………………………………………………………........30

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Законы спроса и предложения  ……………………….........................................5

     1.1 Спрос и закон спроса…………………………..……………………………….5

     1.2 Предложение и закон предложения…………..……………………………….6

     1.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….….……..7

     2 Иные законы макроэкономики …………………….……………………………9

     2.1 Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной

полезности…………………………………………………………………..……………..9

     2.2 Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………….………12

     2.3 Производство с одним переменным ресурсом. Закон убывающей

отдачи……………………………………………………………...……………………...13

     2.4 Производство с двумя переменными ресурсами. Закон убывания

предельной нормы технического замещения……………...……………………….......15

     2.5 Закон денежного обращения……….…………………………………...........17

     Заключение.………………………………………………………………………..21

     Глоссарий …………………………………………………………………............23

     Список  использованных источников…………………………………………….24

     Приложение  А  ………………………………………………………………........25

     Приложение  Б  ………………………………………………………………........26

     Приложение  В  ………………………………………………………………........27

     Приложение  Г  ………………………………………………………………........28

     Приложение  Д  ………………………………………………………………........29

     Приложение  Е  ………………………………………………………………........30

 

     Введение

 
 

     Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Поэтому принципиально важно определить, применима ли она к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима. Итоги более десяти лет экономических реформ в России показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в России столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

     Наиболее  существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между  потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами.

     Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических законов и механизмов их действия позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения,  и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание законов макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

     Основная  цель данной работы – изучение законов макроэкономики,  механизмов их действия. В связи с этой целью, поставлены следующие задачи работы – раскрыть содержание основных законов макроэкономики, а также проанализировать механизмы их взаимодействия и влияния на экономику государства.

     Гипотезой курсовой работы является возможность спрогнозировать развитие отдельных сфер экономической деятельности. Что в свою очередь, позволяет внести своевременные коррективы, направленные на избежание экономических кризисов.

     Объектом  исследования являются законы макроэкономики.

     Предметом исследования – механизмы их действия.

     В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

     - изучение научной литературы;

     - анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.

     Практическая  значимость работы продиктована тем, что экономика любой страны в настоящее переживает период своего становления и бурного развития. А знание и понимание законов макроэкономики, механизмов их действия позволяет сделать этот процесс более предсказуемым и прогнозируемым.

 

     1 Законы спроса и предложения  

     1.1 Спрос и закон  спроса

 
 

     Спрос, как экономическая категория, отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может  быть оплачена потребителями. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определённого периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса. Спрос, объединяющий всех потребителей товаров, зависит от многих факторов и в самом общем виде может быть охарактеризован следующей зависимостью:

     QiD=f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;Y;U;W;O;Z),где QiD-количество i-того товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в единицу времени; Pi,P1,P2,….,Pi-1;-цены других товаров; Y-денежный доход потребителей;U- вкусы и предпочтения потребителей; W-величина бюджета;O-ожидание изменения цен; Z-количество покупателей. Для упрощения модели обычно предполагают, что все факторы, за исключением цены на данный товар, считаются фиксированными. Функция спроса в этом случае может быть записана следующим образом:

     QiD=f(Pi)

     Основное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.[7, С. 212]

     Графическое отображение данного закона в  виде кривой спроса, т.е. кривой, показывающей какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени – приведено на рис.1. (приложение А)

     Кривая  спроса имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании  потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. 

     1.2 Предложение и закон предложения 

     В отличие от спроса предложение отражает другую сторону рыночных отношений - поступление товаров на рынок. Процесс купли-продажи здесь рассматривается с позиции производителя (продавца) товара. Предложение характеризует, таким образом, готовность продавца  продать определенно количество того или иного товара в определенный период времени.

     Минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного  товара, называется ценой предложения. Здесь также имеет место зависимость предложения Qis соответствующего товара в единицу времени от определенной совокупности факторов:

     Qis= f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;L1;L2,….Lm;T;N;C;O;Z),где Pi,-цена за единицу i-того товара; P1,P2,….,Pi-1-цены других товаров; L1;L2,….Lm-цены производственных факторов(ресурсов), T-уровень применяемой технологии; N-налоги и дотации;C-цели производства;O-ожидания изменения цен;Z-количество производителей. Функция предложения характеризует зависимость объема предложения товара от его цены:

     Qis= f(Pi)

     Очевидно, что в данном случае связь между  ценой и количеством предлагаемого  продукта является прямой: с повышением цены соответственно возрастает и объем  предложения; со снижением цены объем  предложения сокращается. Эта связь называется законом предложения.

     Графическое отображение данного закона в  виде кривой предложения, т.е. кривой, показывающей какое количество экономического блага  готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени  – приведено на рис.2. (приложение Б)

     Кривая  предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать больше количества благ по более высокой цене [1].

     1.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
 

     Взаимодействие  спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

     Взаимодействие  спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя.[5, С. 58]

     Рыночная  цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

     Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис.3. (приложение В)

     На  рис.3 показано, что рыночная равновесная  цена определяется в точке пересечения  кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (E),отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Это равенство представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

     Цена, по которой благо продается или  покупается может не совпадать с  равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

     Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.[4, С. 241]

     Рыночное  равновесие устанавливается, когда  цена приводится к уровню, который  уравнивает объем спроса и предложения.

     Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

     Когда минимальные уровни цен  устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.4. (приложение Г)

Информация о работе Законы макроэкономики