Законодательные органы власти в субъектах Федерации, их функции и полномочия в управлении социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:
1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

Работа содержит 1 файл

экон региона.docx

— 34.30 Кб (Скачать)

Вопрос 10. Законодательные  органы власти в субъектах  Федерации,  их функции  и полномочия в  управлении социально-экономического развития региона. 

     В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  органов государственной власти, установленными федеральным законом.

     Исходя  из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует  выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам «исключительного» ведения субъектов. Наряду с Конституцией РФ и федеральными законами правовую основу организации и системы органов исполнительной власти субъектов РФ составляют конституции республик и уставы других субъектов:

  • краев;
  • областей;
  • городов федерального значения.

   Особое  значение имеет Федеральный закон  от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». В данном законе определены принципы осуществления деятельности органов  государственной власти субъектов  РФ:

  • государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России, единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на исполнительную и законодательную, судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или преимущественно большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

   Согласно  с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в данном Законе подчеркивается, что в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам  совместного ведения РФ и ее субъектов  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образую единую систему  исполнительной власти. В данную систему  включаются высший исполнительный орган  государственной власти и иные органы, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта устанавливается должность  высшего должностного лица

   В число высших должностных лиц  субъекта РФ входят:

  1. в республиках – президент республики, глава республики, председатель правительства республики;
  2. в крае, области, автономном округе, городе федерального значения – губернатор, глава администрации, мэр города.

   Федеральным законом от 6 октября 1999 г. определяется статус высшего должностного лица субъекта РФ1, а также основные полномочия высшего должностного лица субъекта, основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти, основы его взаимоотношений с представительным (законодательным) органом субъекта.

   Высший  исполнительный орган  государственной  власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на своей территории. Данный орган обладает правами юридического лица и финансируется из бюджета субъекта.

   Указанный орган разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в  проведении единой государственной  политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения и экологии.

В экономической сфере высший орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет:

- разработку  бюджета субъекта и представляет  его;

- подготавливает  и разрабатывает программы социально-экономического  развития региона;

- управляет  собственностью субъекта РФ;

- осуществляет  контроль за исполнением бюджета  и указанных выше программ.

В социальной сфере этот орган осуществляет меры по реализации, обеспечению защиты прав граждан, охране собственности, по охране общественного порядка и др. В области организации управления высший орган исполнительной власти субъекта вправе формировать иные органы исполнительной власти, определять их структуру и полномочия.

     Высший  орган исполнительной власти субъекта РФ взаимодействует с органами местного самоуправления. В целях обеспечения  законности деятельности этих органов, высший исполнительный орган субъекта вправе предложить органу местного самоуправления привести принятые им правовые акты в  соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством, или же оспорить эти акты в судебном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 20: Собственность, составляющая финансово-экономическую  основу местного самоуправления. 

     Муниципальный сектор складывается из предприятий  и учреждений различных форм собственности  и различной отраслевой принадлежности.

     Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых  городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее  предприятие. В крупных муниципалитетах  сформированы многоотраслевые хозяйственные  комплексы, часто с набором взаимосвязанных  предприятий .

     Муниципальная собственность отличается, как от государственной, так и от частной. Она служит общему благу, а не интересам  конкретного лица (группы лиц), не может  быть ориентирована только на получение  прибыли, хотя рациональное ее использование  является обязательным .

     Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

     Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в  состав муниципальной собственности  входят:

     -средства  местного бюджета, 

     -муниципальные  внебюджетные фонды, 

     -имущество  органов местного самоуправления,

     -муниципальные  земли и другие природные ресурсы, 

     -муниципальные  предприятия и организации, 

     -муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  организации, 

     -муниципальные  жилищный фонд и нежилые помещения, 

     -муниципальные  учреждения образования, здравоохранения,  культуры и спорта,

     -другое  движимое и недвижимое имущество. 

     Статья 9 Конституция России выделяет в  числе возможных объектов муниципальной  собственности землю и природные  ресурсы. Правовой режим муниципальных  земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим  других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об  охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования  природными ресурсами, а также право  на часть платежей за природопользование.

     Содержание  права муниципальной собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом, которые  собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

     Полномочие  владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

     Полномочие  пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается  на полномочие владения.  

     Полномочие  распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов  по отношению этой вещи.

     Право муниципальной собственности, как  и право собственности вообще, является элементом абсолютного  правоотношения.

     Все лица по отношению к муниципальной  собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит  в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может  совершать в отношении своего имущества любые действия, которые  не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

     Муниципальной собственности отчасти присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности  никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности  в гражданских правоотношениях.

     В законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется  такими, например, объектами, как унитарные  предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке  мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных  обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская  области); имущество, приобретенное  в результате предпринимательской  деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной  собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности  определен в уставах муниципальных  образований.

     Органы  местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам  на возмездной или безвозмездной  основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований  имеются незадействованные в  местном хозяйственном обороте  объекты, то они (образования) могут  сдавать их в аренду или продавать  в целях пополнения доходной части  бюджета.

     Органы  местного самоуправления вправе также  создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся  в муниципальной собственности. Особенности правового положения  имущества, закрепленного за муниципальным  учреждением состоят в следующем. При наступлении ответственности  учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но и собственник  в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств  у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит  учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник  имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете.

Информация о работе Законодательные органы власти в субъектах Федерации, их функции и полномочия в управлении социально-экономического развития региона