Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа
Объектом исследования в работе выступают экономические отношения взаимодействия реального и финансового секторов.
Предметом исследования являются особенности проявления взаимодействия реального и финансового секторов в условиях финансового кризиса.
Цель работы заключается в анализе и оценке роли концентрации и централизации финансовых ресурсов, как экономической основы взаимосвязи реального и финансового секторов экономики.
Введение 3
1. Экономическая природа взаимодействия реального и финансового секторов 5
2. Влияние государства на взаимодействие финансового и реального секторов в кризисный период 14
3. Формы взаимодействия финансового и реального секторов рынка 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Институт венчурных фондов представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения финансирования новыми высокотехнологичными компаниями у инвесторов на долгосрочной основе и на условиях повышенной доходности. Ожидаемая инвесторами более высокая норма прибыли компенсирует высокую степень риска проектов, связанная с созданием новой инновационной компании. Взаимодействие венчурного инвестора и молодой инновационной фирмы определяется их взаимным интересом не только в получении высоких доходов, но и активным развитием инновационного бизнеса, разработками прогрессивных технологий, возникновением новых направлений научно-технического прогресса.
Такая
институциональная форма
Лизинг является эффективным механизмом взаимодействия финансового и реального секторов в случае нахождения оптимального баланса интересов и симметричного распределения рисков между участниками сделки. Экономический интерес лизингополучателя в приобретении необходимого оборудования реализуется с помощью привлечения ресурсов финансового сектора. То есть с помощью лизинга предприятия получают необходимый производительный капитал, а финансовые организации – возможность получить доход от финансирования данной сделки.
Фондовый
рынок, инвестиционные бизнес-группы,
венчурные фонды и лизинг позволяют
реализовать экономические
С
развитием экономической
Консолидация капитала характерна как для реального, так и для финансового секторов российской экономики. Это процесс связан со стремлением собственников и менеджеров компании обеспечить более высокую рентабельность бизнеса путем снижения издержек, что приводит к повышению производительной мощности предприятий и к росту производительности труда. Консолидация капитала является одним из способов решить проблемы недостатка инвестиций, технологического отставания, усиления рыночной власти.
В последние годы экономическая политика Центрального банка РФ способствует консолидации активов в российском банковском секторе. Его действия по укрупнению кредитных организаций и повышению финансовой устойчивости и прозрачности всей банковской системы в целом отражены в недавно принятых поправках в Закон «О банках и банковской деятельности». Вместе с тем мотивом консолидации в финансовой сфере также служит синергетический эффект, который проявляется в том, что показатели деятельности объединенной финансовой организации, образовавшейся в результате слияния или поглощения, количественно и качественно превышают простой суммарный результат отдельно работавших ее частей. Синергетический эффект связан с экономией на масштабе, комбинированием взаимодополняющих ресурсов, а также укреплением позиций финансовых организаций в том или ином сегменте финансового рынка.
Современный процесс консолидации капитала и обобществления производства объективно ведет к однородности мирового экономического пространства. Это, в частности, влечет за собой тесную взаимосвязь мировых рынков, а также усиливающуюся конкурентную борьбу за факторы производства и разнообразные виды ресурсов (включая финансовые). В связи с этим для развитых стран в современных условиях характерна тенденция глобализации, охватывающая не только финансовую сферу, но и реальный сектор экономики.
Среди факторов, способствующих формированию мирового финансового рынка, выделим: во-первых, новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко снизившие транзакционные издержки финансовых сделок и время, необходимое для их совершения; во-вторых, изменение условий деятельности финансовых институтов в связи с дерегулированием банковской деятельности; в-третьих, развитие новых инструментов финансового рынка, а именно механизмов хеджирования и управления рисками. С развитием процессов глобализации основными движущими силами экономического развития начинают выступать ТНК, концентрирующие значительную долю материальных и финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов всемирного хозяйства.
Таким образом, основу экономической системы формирует реальный сектор. При этом финансовый сектор также является необходимым для ее функционирования. Но развитие финансового сектора в экономике должно обеспечивать условия для развития реального сектора экономики, а не наоборот, так как главные критерии эффективного развития экономики - экономический рост и повышение конкурентоспособности как на уровне фирм, так и на уровне национальной экономики.
Современная кризисная ситуация на мировых финансовых рынках ведущих держав и развивающихся стран оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности страны. Преодоление негативных последствий кризиса исключительно рыночными методами без вмешательства государства становится невозможным.
Одной из серьезных проблем для государства является развитие кризисных процессов в реальном секторе экономики. Падение объемов валового внутреннего продукта, рост числа банкротств субъектов хозяйствования, особенно относящихся к системообразующим, градообразующим предприятиям реального сектора, может привести к серьезным сбоям функционирования экономики и социальной сферы отдельных стран, в мировой экономике в целом2. Данные предприятия, обеспечивающие рост ВВП, приток налоговых поступлений в бюджет, стабильную занятость населения региона, терпят убытки и вынуждены сокращать производство, увольнять работников. И в настоящее время данные тенденции имеют место быть в российской действительности.
Сложившаяся ситуация обусловила необходимость государственной поддержки внутреннего производства, в том числе с целью предотвращения дальнейшего увеличения числа безработных. Создание новых рабочих мест требует значительного отвлечения государственных ресурсов, а при национализации крупных убыточных предприятий и финансово-кредитных организаций такое отвлечение большей частью экономически неэффективно.
В условиях кризиса растет общественная ответственность за принятие решений о ликвидации предприятий реального сектора экономики или поддержки их деятельности за счет государственных средств, возникает необходимость рассмотрения социально-экономических последствий таких решений.
Для сокращения числа неплатежеспособных предприятий государством разрабатываются антикризисные программы, в том числе включающие меры по финансированию реального сектора экономики.
Несмотря на то, что реализация государственных проектов экономического спасения отдельных предприятий означает нарушение принципов конкуренции в свободной рыночной экономике, данной позиции придерживаются правительства большинства высокоразвитых стран.
В связи минимизацией влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности государством предусмотрены такие меры, как освобождение от уплаты ввозной пошлины оборудования и комплектующих к нему отдельных товарных групп, которые не производятся в России, установлен приоритет российским предприятиям при осуществлении закупок за государственные средства, разработан план предоставления государственных субсидий отдельным отраслям экономики и т.д.
Создание
эффективной системы
Во время кризиса особое значение приобретают меры против коррупции, рейдерских захватов, экономической преступности, против того, что наносит огромный ущерб предпринимательству и в то же время способствует понижению доходной части консолидированного государственного бюджета. При этом необходимо выделить острую проблему государственных закупок. За последние три года число участников обязательных торгов сократилось в среднем на 20 процентов и в четыре раза выросло количество контрактов с единственным исполнителем, а рост цен на рынке госзакупок значительно опережает рост цен в потребительском и кооперативном секторах.
В целом государственная промышленная политика направлена на сохранение крупных предприятий и предотвращение их ликвидации, что позволит не допустить роста числа банкротств в период кризиса. Сохраняя жизнеспособность предприятий, государство стремится исключить неэффективное использование средств и придерживается позиции необходимости банкротства предприятий, не имеющих потенциала успешного выхода из кризиса.
Достаточно сложно определить, насколько высока вероятность выживания предприятий даже при государственной поддержке. Следует учитывать, что в краткосрочной перспективе финансирование таких предприятий является экономически неэффективным. Для недопущения распыления государственных средств, направляемых на поддержание реального сектора экономики, важно учитывать значимость последствий сохранения или ликвидации того или иного субъекта хозяйствования. Сопоставим положительные и отрицательные эффекты данных альтернатив (см. рисунок 2).
Анализируя данные положения, следует учитывать, что в реальности проявление рассмотренных эффектов не всегда однозначно. Обеспечивая финансовую поддержку эффективных предприятий, государство получает отдачу в виде притока налоговых платежей в бюджет. Однако, устраняя проблему финансовой неустойчивости предприятий, в период кризиса сохраняется проблема реализации товаров. В результате сокращения отгрузок и недополучая выручки, предприятия не имеют средств для уплаты налогов, что приводит к увеличению налоговой нагрузки на эффективно действующие предприятия и на будущие поколения. Исследование эффективности использования государственной кредитной поддержки показывает, что полученные средства используются большинством предприятий, как правило, на осуществление текущих платежей, а не на проведение санационных мероприятий, что затрудняет возврат полученных на восстановление деятельности кредитов3.
Рис. 2. Последствия санации и ликвидации предприятий реального сектора
экономики
Одним из методов государственного финансового содействия кризисным предприятиям является санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством их активов. Главной целью государственных инвестиций в данном случае является содействие восстановлению ликвидности и обеспечение жизнеспособности стратегически важных для страны предприятий. Значительная часть государственного сектора в Германии, США, Швеции и других странах сформирована именно за счет бывших частных предприятий, оказавшихся в разные периоды на грани банкротства4.
Менее затратной формой участия государства в оздоровлении предприятий является предоставление государственных гарантий и поручительств. Применение данного метода стало одним из факторов успешного проведения санации компаний Телефункел (ФРГ) и Крайслер (США).
Вторая составляющая антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики – эффективное проведение банкротства организаций, сохранение которых нецелесообразно. Банкротство крупных предприятий является экономически оправданным, когда удается обеспечить продажу бизнеса по максимальной цене, чтобы наилучшим образом защитить интересы кредиторов и, по возможности, направить оставшийся капитал в более эффективную сферу обращения.
Подводя итог данному разделу работы, необходимо отметить, что одной из серьезных проблем для государства является развитие кризисных процессов в реальном секторе экономики. Однако преодоление негативных последствий кризиса исключительно рыночными методами без вмешательства государства становится невозможным. Таким образом, важнейшая цель государства на ближайшую перспективу – обеспечение устойчивого экономического роста в реальном секторе экономики, что позволит восстановить функционирование финансового и реального секторов экономики как единой системы, возродить доверие, повысить качество жизни населения.
Информация о работе Взаимосвязь реального и финансового секторов в условиях финансового кризиса