Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
Цель работы – раскрыть и установить взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть суть и значение экономических категорий во взаимосвязи с финансами.
2. Раскрыть суть и значение экономических законов во взаимосвязи с финансами.
3. Отразить учет законов при осуществлении государственного управления экономикой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ…………………………………………………6
1.1. Понятие финансов…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями………….8
1.3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами……………21
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИНАНСОВ С КРЕДИТОМ, ЦЕНОЙ………………………………………………………………....26
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...42
за июль 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с июнем 2010 года составил 100,3%, с декабрем 2009 года составил 104,4%.
за июнь 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с маем 2010 года составил 100,2%, с декабрем 2009 года составил 104,1%.
за май 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с апрелем 2010 года составил 100,8%, с декабрем 2009 года составил 104,0%.
за апрель 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с мартом 2010 года составил 100,7%, с декабрем 2009 года составил 103,1%.
за март 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с февралем 2010 года составил 101,1%, с декабрем 2009 года составил 102,5%.
за февраль 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с январем 2010 года составил 100,5%, с декабрем 2009 года составил 101,3%.
за январь 2010 года индекс потребительских цен по сравнению с декабрем 2009 года составил 100,8%.
Анализ показателей индекса цен за 2009 год:
за декабрь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с ноябрем 2009 года составил 101,3%, с декабрем 2008 года составил 110,1%. Индекс потребительских цен за 2009 год по сравнению с 2008 годом составил 113,0%.
за ноябрь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с октябрем 2009 года составил 100,3%, с декабрем 2008 года составил 108,7%.
за октябрь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с сентябрем 2009 года составил 100,4%, с декабрем 2008 года составил 108,3%.
за сентябрь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с августом 2009 года составил 100,3%, с декабрем 2008 года составил 107,9%.
за август 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с июлем 2009 года составил 99,8%, с декабрем 2008 года составил 107,5%.
за июль 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с июнем 2009 года составил 100,4%, с декабрем 2008 года составил 107,7%.
за июнь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с маем 2009 года составил 100,4%, с декабрем 2008 года составил 107,3%.
за май 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с апрелем 2009 года составил 100,3%, с декабрем 2008 года составил 106,9%.
за апрель 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с мартом 2009 года составил 100,4%, с декабрем 2008 года составил 106,5%.
за март 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с февралем 2009 года составил 100,6%, с декабрем 2008 года составил 106,1%.
за февраль 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с январем 2009 года составил 101,2%, с декабрем 2008 года составил 105,4%.
за январь 2009 года индекс потребительских цен по сравнению с декабрем 2008 года составил 104,1%.
Анализ показателей индекса цен за 2008 год:
за декабрь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с ноябрем 2008 года составил 101,2%, с декабрем 2007 года составил 113,3%.
за ноябрь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с октябрем 2008 года составил 101,4%, с декабрем 2007 года составил 112%.
за октябрь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с сентябрем 2008 года составил 101%, с декабрем 2007 года составил 110,5%.
за сентябрь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с августом 2008 года составил 101%, с декабрем 2007 года составил 109,4%.
за август 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с июлем 2008 года составил 100,2%, с декабрем 2007 года составил 108,3%.
июль 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с июнем 2008 года составил 100,8%, с декабрем 2007 года составил 108,1%.
за июнь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с маем 2008 года составил 100,6%, с декабрем 2007 года составил 107,3%.
за май 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с апрелем 2008 года составил 101,3%, с декабрем 2007 года составил 106,6%.
за апрель 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с мартом 2008 года составил 101,2%, с декабрем 2007 года составил 105,3%.
за март 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с февралем 2008 года составил 100,8%, с декабрем 2007 года составил 104,1%.
за февраль 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с январем 2008 года составил 100,7%, с декабрем 2007 года составил 103,2%.
за январь 2008 года индекс потребительских цен по сравнению с декабрем 2007 года составил 102,5%
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. составил 101%, с декабрем 2009 г. – 109,9%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. дал 6,4% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 2,3%, на платные услуги – 1,2%.
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Главная цель социально-экономического развития нашей страны в предстоящей пятилетней перспективе – рост благосостояния населения на основе модернизации экономических отношений и инновационного развития национальной экономики. На достижение этой цели и направлена бюджетно-налоговая политика. Ее главная задача – повышение качества жизни людей, в том числе путем обеспечения роста заработных плат в бюджетном секторе, повышение размера социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), развития бюджетной сферы. При этом сохраняются бюджетная устойчивость и финансовая безопасность государства.
Отличительными характеристиками проекта бюджета на 2011 стали:
- кардинальное упрощение налогового администрирование;
- снижение налоговой нагрузки;
- значительный прирост в структуре бюджета социальной составляющей, в первую очередь денежных выплат населению;
- усиление государственной поддержки научных исследований и разработок, стимулирование инновационного развития;
- использование потенциала создаваемого Специализированного финансового агентства при реализации государственных бюджетных программ;
- сохранение качества бюджетных услуг и постепенное восстановление докризисных темпов развития бюджетной сферы;
- нарастание нагрузки на бюджет платежей по обслуживанию т погашению государственного долга, накопленного в рамках антикризисных мер Правительства и Национального банка.
Главой государства была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Для реализации данной задачи предлагается:
- сократить количество налогов и сборов и периодичность их платы с целью уменьшения налоговой нагрузки на экономику.
- усовершенствовать механизмы взимания основных налогов и расширить основные инвестиционные льготы
- коренным образом улучшить налоговое администрирование.
Также предлагается реализовать следующий комплекс мер.
Во-первых, по количеству применяемых налогов привести налоговую систему в соответствие со стандартами развитых стран. Для этого необходимо полностью отменить:
- местный сбор на развитие территорий;
- местный налог на услуги;
- три платежа в составе экологического налога.
После отмены местных налогов Беларусь перейдет к зачислению установленных общегосударственных единых налогов в бюджеты разных уровней по законодательно установленным нормативам. Этот принцип межбюджетного распределения – основным в большинстве стран, обеспечивает простату налоговой системы и гарантирует необходимый объем финансовых ресурсов местным бюджетам.
В результате в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 % к ВВП, что позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования более 0,7 трлн. руб. А это дополнительные инвестиции и оборотные средства в экономике.
Во-вторых необходимо принципиально изменить подходы в отношении частоты уплаты налогов в бюджет. С 2011 года предлагается
- по налогу на прибыль перейти на подачу налоговой декларации один раз в год с ежеквартальной уплатой налога.
- будут полностью отменены «авансовые» платежи по НДС и акцизам (по шесть платежей в месяц). При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал – плательщик будет определять самостоятельно без привязки к размеру выручки, как происходит это сегодня.
В-третьих, для активизации инвестиционного и инновационного развития предлагается усовершенствовать механизмы взимания основных налогов (налога на прибыль и НДС). Сделать это необходимо за счет:
- расширения возможности применения налоговой льготы на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций без увязки использования амортизационного фонда, как происходит это сейчас;
- предоставления плательщикам без ограничений к вычету «входного» НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений.
Указом Президент РБ № 597 утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.
В следующем году изменение курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют предусматривается в рамках коридора плюс/минус 8 % от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 г.
Ставка рефинансирования будет установлена на уровне 8–10 % годовых при прогнозируемом росте индекса потребительских цен (инфляции) на 7,5–8,5 %. При этом предполагается, что процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 11–13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9–11 % годовых.
В 2011 г. прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозируется на уровне 21–22 %.
Требования банков к экономике в общем объеме активных операций банков возрастут на 24–25 % и составят 58 % к ВВП.
Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.
Главными задачами денежно-кредитной политики являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.
Направления реализации этих задач предусматривают:
- постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
- формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
- совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;
- поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.
Основные цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
- снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
- повышение эффективности управления государственными финансами;
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
- совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.