Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
Цель работы – раскрыть и установить взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть суть и значение экономических категорий во взаимосвязи с финансами.
2. Раскрыть суть и значение экономических законов во взаимосвязи с финансами.
3. Отразить учет законов при осуществлении государственного управления экономикой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ…………………………………………………6
1.1. Понятие финансов…………………………………………………..6
1.2. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями………….8
1.3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами……………21
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИНАНСОВ С КРЕДИТОМ, ЦЕНОЙ………………………………………………………………....26
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………...42
В то же время между категориями финансов и кредита есть различия, определяющие степень участия этих категорий в распределительном процессе, их место в системе производственных отношений.
Кредит продолжает распределение стоимости, начатое ценой, заработной платой, финансами. Необходимость продолжения распределения стоимости объясняется:
- недостатком имеющихся денежных ресурсов для удовлетворения потребностей и задачами накопления средств;
- появлением временно свободных денежных средств и задачами вовлечения их в кругооборот;
- наличием излишних ресурсов в одним периоды и их недостатком в другие в силу несовпадения во времени получения денежных средств и потребностью в них.
Участие финансов и кредита в распределении различное. Финансы не только опосредуют перераспределение стоимости, но и участвуют в ее первичном распределении (С, V, М). Кредит имеет дело лишь с временно свободными денежными средствами, поэтому его сфера применения ограничивается перераспределением стоимости ВВП. Общественное назначение кредита состоит в аккумуляции временно неиспользуемых средств и предоставлении их в пользование на условиях возвратности и за плату.
Возвратность, по мнению многих экономистов, отличительная черта кредита. Возвратность предполагает двустороннее движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно, хотя и «разорванное» во времени. Для финансовых отношений характерно одностороннее движение стоимости.
Есть различия в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. В этот процесс наряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том числе кредит.
Кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временносвободных финансовых ресурсов и доходов населения. Это могут быть накапливаемые источники капитальных вложений, заработная плата до ее выплаты, прибыль до ее конечного использования, средства для пополнения материальных запасов, сбережения населения, деньги и страховых полисах и др. В числе источников кредитных ресурсов имеются обусловленные особенностями денежного обращения и лишь отдаленно связанные с динамикой валового продукта, например эмиссия.
Направления использования у финансовых ресурсов шире, чем у кредитных. Финансовое распределение средств осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями. Кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.
Вопрос о соотношении финансов и право есть частный вопрос общей проблемы соотношения базиса и надстройки или объектных экономических явлений и закономерностей с субъективной деятельности людей.
Экономический базис государства существует объективно, независимо от воли и сознания людей, однако они активно воздействуют на экономику. Конкретное проявление этого взаимодействия проявляется в том, что многие экономические отношения в той или иной мере регламентируются государством, закрепляются в правовых нормах.
Наиболее существенные стороны экономических отношений закрепляются в Основном законе государства. Достаточно вспомнить принятые в республике законы о разгосударствлении и приватизации, о банках и банковской деятельности и некоторые другие для того, чтобы стало ясно их фундаментальное значение для развития экономических отношений и возникновения новых. Право имеет свойство не только закреплять уже сложившиеся отношения, но и вызывать новые, к которым законодатель сознательно стремится. Таким образом, право «не выдумывает» экономические категории, а придает активным экономическим отношения и процесса нормативную форму.
Финансы как экономическая категория выражают объективные экономические отношения в области распределения и перераспределения ВВП и НД. Распределение происходит в результате деятельности государственных органов. Поясним это на следующем примере. Что представляет собой такое финансовое отношение, как уплата налога на прибыль, если отбросить все, что регламентировано государством: плательщиков, ставку, порядок начисления, сроки уплаты, льготы.
Осталось лишь необходимость в изъятии частичного дохода для финансирования государственных расходов. Без государства эта необходимость никогда не материализуется.
Рассмотрим финансы с точки зрения влияния на них субъективного факторов. Финансы как элемент экономических отношений меняются в зависимости от хозяйственной конъюнктуру, положения государства как хозяйствующего субъекта. Причем нормальное функционирование экономики предполагает наличие соответствующего финансового механизма, значит последний должен «подстраиваться» под экономику.
В успешном разрешении этого противоречия исключительно важная роль принадлежит государству, которое на основании познания экономических законов и в соответствии с их требованиями, используя правовые институты, меняет в той или иной степени правовую форму финансовых отношений.
История становления и развития финансов изобилует массой примеров разрешения государством противоречий между базисом и надстройкой посредством совершенствования форм финансовых отношений. Правда, известны и примеры, когда некоторые формы финансовых отношений, сыгравшие положительную роль в определенный период становились тормозом развития экономики. Из истории развития финансов известны и такие факторы, когда при установлении определенных правовых форм финансовых отношений недоучитывались требования экономических законов.
По отношению к государственным финансам их государственно-правовая форма, таким образом, не должна вызывать каких-либо возражений. Сложнее обстоит дело в доказательстве наличия такой формы применительно к финансам предприятий. В сфере хозяйственной деятельности предприятий объективно присутствуют такие стоимостные категории, как прибыль, амортизация и др., некоторые сами по себе финансовыми категориями не являются. Но в условиях, когда государство выступает субъектом хозяйства, оно, руководствуясь экономическими законами, сознательно организует их рациональное использование при формировании и использовании децентрализованных денежных фондов.
Естественно, что это предполагает необходимость придания этим категориям регламентированного характера, в связи с тем прибыль, амортизация и т.п. приобретают специфические черты финансовых категорий и финансовых отношений, связанных с регулированием государством формирования и использования определенных денежных фондов.
Следовательно, признавая финансы особым видом экономическим отношений, при анализе их сущности нельзя абстрагировать от государства. Влияние государства на все стороны общественной жизни несомненно. Но в это же время не следует бросаться в другую крайность, утверждая, что государство регламентирует все денежные отношения. Указание на регламентированный характер денежных отношений позволяет отделить финансы от денежных отношений, которые к ним не относятся, но отнюдь не от других экономических категорий.
1.3. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений.
Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, перераспределения и потребления ВВП. Поскольку финансовые отношения представляют собой систему денежных отношений, то можно считать, что закон стоимости в обобщающем виде характеризует закономерности финансовых отношений.
Закон стоимости определяет общественно необходимые затраты на производство продукции и в соответствии с этим деление стоимости нм с, v, m. Это означает, что он действует извне, т.е. не из сферы обращения, а в самом производстве, в процессе которого происходит соединение средств труда и рабочей силы, перенос стоимости и создание новой стоимости.
Главная функция закона стоимости состоит в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется через механизм ценообразования. От того, насколько полно цены учитывают затраты труда и потребительскую стоимость товара, во многом зависит проявление главной функции закона стоимости и надежность финансовых показателей, т.е. возможность использовать прибыль и другие финансовые измерители для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий.
В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости – эквивалентность обмена. На уровне отдельного предприятия она выражается в движении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размером средств, выделяемых на расширение производства. Эквивалентность предъявляет также определенные требования к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они возмещаются через кругооборот основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.
Закон стоимости диктует необходимость соблюдения определенных соотношений при распределении фонда потребления. Из закона стоимости вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым из производственной сферы, свидетельствуют о том, что часть затрат не утрачена и не нашла отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства.
В наиболее синтетическом, количественно определенном виде действие закона стоимости проявляется в объеме и источниках роста финансовых ресурсов как у государства, так и у субъектов хозяйствования.
Тесные взаимосвязи существуют между законом стоимости и законом денежного обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения денежного обращения с финансами. Ведь процесс производства, распределения и перераспределения ВВП и НД. Опосредуется движением денег, которые выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых денег.
Закон денежного обращения в обобщающем виде в соответствии с функциями денег определяет их количество, необходимое для оборота ВВП и его отдельных частей. Из этого закона следует определенные количественные соотношения между стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При соотношении этих отношений происходит обесценение денег, и они не могут в полной мере выполнять свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства. [10, с. 20]
Для обеспечения стабильности финансовых отношений особое значение имеет то, что закон денежного обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии и в случае выхода за рамки эмиссия превращается из фактора, способствующего перераспределению НД и финансовому обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательскую способность денег.
Таким образом, взаимосвязь финансов с денежным обращением следует рассматривать в том смысле, что закон денежного обращения как бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических законов является ВВП и все законы в той или ионной мере связаны с его движением в денежной форме.
Соблюдение требований этого закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует его успехи в хозяйственной и финансовой деятельности.
В этой связи следует учитывать, что в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме использования экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы и кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетом их взаимосвязи и адресного использования.