Взаимоотношения России и Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века.

Содержание

1.Введение............................................................................................................стр.3
2.Особенности экономики Германии................................................................стр.5
3.Развитие внешнеэкономических связей Германии...................................... стр.10
4.Россия и Германия: перспективы сотрудничества....................................... стр. 14
4.1.Партнерство между гражданскими обществами....................................... стр.15
4.2.Европейский союз и Россия: Страиегическое партнерство...................... стр.20
4.3.«Эффективный мультилатерализм» - наша общая ответственность....... стр.21
4.4.Вместе с Россией по пути ее модернизации............................................... стр.23
5.Россия и Германия: ключи к пониманию....................................................... стр.24
6.Россия – Германия: инвестиции и торговые связи
6.1.Российско – германская внешняя торговля................................................ стр.31
6.2.Германские прямые инвестиции в России.................................................. стр.34
6.3.Российский бизнес в Германии.................................................................... стр.39
7.Заключение........................................................................................................ стр.44
8.Список литературы........................................................................................... стр.47

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 77.64 Кб (Скачать)

     Центральной темой сборника стало создание новой  модели безопасности в соответствии с разработанным российской стороной по предложению президента России Д. Медведева (высказанному в октябре 2008 г. на Конференции по мировой политике во французском Эвиане) проектом Договора о европейской безопасности (10;с.26). Данное начинание России не нашло поддержки среди других стран.

     Гипотетически Германия могла бы стать проводником  российской политики в области безопасности на Западе. Но будет ли она это  делать? Есть ли у нее заинтересованность в изменении сложившегося статус-кво? А.В. Загорский считает, что ФРГ не видит в этом необходимости. Это обусловлено отличным от российского ощущением безопасности: европейские страны, в том числе Германия, считают, что военные проблемы ушли в прошлое. В реализации политики безопасности европейцы полностью полагаются на сложившиеся институты, поэтому необходимость нового института непонятна германской стороне. По той же причине Германия не может и не хочет быть адвокатом России в НАТО – она видит перспективу в расширении НАТО и не будет в одиночестве отстаивать пророссийскую политику в атлантическом блоке (11;с. 96-97).

     В обозримом будущем Москве не следует  надеяться на активную поддержку  Берлином своего проекта. Не должны вводить  в заблуждение и пророссийские  высказывания представителей СДПГ, на которые ссылается ряд участников круглого стола (например, А.К. Никитин  цитирует бывшего министра иностранных  дел Ф.-В. Штайнмаейра). Находясь в  оппозиции, СДПГ вряд ли сможет оказать  значительное влияние на выработку  внешней политики ФРГ. Впрочем, никаких  значимых подвижек ей не удалось достичь  и в роли младшего партнера по «большой коалиции».

     Экономическое же сотрудничество двух стран, напротив, развивается поступательно, большая  часть предлагаемых российской стороной проектов претворяется в жизнь, что  подчёркнуто в анализе российско-германских экономических связей, представленном В.П. Федоровым.

     Основная  дискуссия развернулась по вопросу  о том, влияет ли бизнес на внешнюю  политику ФРГ в выгодном для России русле или идет вслед за политическими  интересами. Большинство авторов  сборника указывают на продолжение  российско-германских экономических  проектов несмотря на конфликт в Южной  Осетии (А.В. Вахрамеев, А.К. Никитин). Это, по их мнению, свидетельствует о  независимости бизнеса от политики. Однако степень самостоятельности  бизнеса, как пишет Н.К. Меден, в  условиях мирового финансового кризиса  понизилась.

     Не  сходятся эксперты и по поводу того, чем обусловлен интерес западного  партнера к России: исключительно  ресурсной составляющей, желанием захватить  рынок сбыта или чем-то иным. А.А. Ахтамзян уверен, что «Запад склонен рассматривать Россию как неисчерпаемый источник сырья, прежде всего энергетического» (12;с.72). Этому аспекту двустороннего сотрудничества уделено внимание и в других статьях сборника.

     А.К. Никитин считает, что внешняя  политика ФРГ характеризуется согласованностью политических и экономических интересов  и экономическим прагматизмом в  целом. Хотя за последние два десятилетия  Германия стала конкурентом России на постсоветском пространстве, участники  круглого стола сошлись во мнении, что расширение экономического сотрудничества отвечает интересам обеих стран. Однако России, по мнению А.К. Никитина, желательно вслед за своим западным партнером увязывать экономические  интересы с политическими вопросами (12;с.118). Согласен с ним и А.В. Филитов, подчеркивающий необходимость претворения в жизнь взвешенной и продуманной политики, без метаний и демонизации Германии (14; с. 69).

     Анализ  отношений между двумя странами был бы неполным без ответа на вопрос, как относятся широкие слои населения  в России к Германии и в Германии – к России.

     Тема  образа партнера стала ключевой в  весьма интересной статье А.Ю. Ватлина. Автор дает обзор имиджа Германии в российском обществе в XX веке. Он справедливо отмечает, что мы более привычны к работам об имидже России на Западе, нежели наоборот. Сравнение образа немцев и Германии в российском массовом сознании и образа россиян и России в массовом сознании немцев убеждает, что россияне воспринимают немцев более положительно, нежели немцы россиян. Например, конфликт в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году резко ухудшил отношение: 51% населения ФРГ заявили, что они разочарованы в России после ее войны с Грузией (16;с. 90).

     Как отмечали многие участники круглого стола, российские общественность и  экспертное сообщество принимают недостаточное  участие в европейской дискуссии  вокруг общего исторического прошлого (Вторая мировая война, объединение  Германии). Еще одной принципиальной ошибкой российского подхода к прошлому В.М. Фалин считает презумпцию «вечно виновных» (17;с.18), что лишает Россию возможности влиять на образ прошлого и трактовку ключевых исторических событий на Западе. В контексте трактовки исторического прошлого написана статья Н.И. Бухарина о германо-польских отношениях, которая посвящена анализу поисков двумя странами точек соприкосновения, если не консенсуса по сложным историческим вопросам отношений России с Западом. Статья Н.И. Бухарина, на наш взгляд, логично дополняет сборник, указывая на возможные формы диалога двух стран об общем прошлом.

     Дисбаланс, который наблюдается между образами россиян и России в Германии и  немцев и Германии в России, осознается практически всеми, кто хоть сколько-нибудь интересуется отношениями двух стран (впрочем, схожая ситуация наблюдается  и в отношениях России с другими  западноевропейскими странами). Кроме того, существует разительное различие между мнением о России тех людей на Западе, кто поддерживает связи с нашей страной, и тех, кто черпает информацию о ней исключительно из СМИ. Большая часть информации о России в западных СМИ так или иначе преломляется в политическом ключе. Профессор В.П. Гутник, характеризуя мнения германских экспертов о современной экономической политике России, отмечает, что журналисты в частных беседах признают «некую односторонность» собственных публикаций. Данная «односторонность» обусловлена не только тем, что журналисты стремятся дать западному читателю «привычный» материал (в котором он «привычно» заинтересован), но и тем, что существует банальная нехватка квалифицированных кадров, работающих на постсоветском пространстве.

     Если  эксперты круглого стола так и  не смогли сойтись во мнении, является ли германский бизнес проводником пророссийских  настроений и способствует ли он налаживанию  отношений между двумя странами, то в коллективной работе ИМЭМО однозначно показано: бизнес если и не лоббирует  налаживание тесных партнерских  взаимоотношений, то уж точно имеет  более здравое представление  о происходящем в России.

     Личный  опыт, таким образом, является ключом к лучшему пониманию российской действительности в Германии и опосредованно  может влиять на улучшение имиджа России на Западе. Однако существующие на сегодня связи и туристический  поток в Россию недостаточны для  расширения числа людей, базирующих свое мнение на личном опыте. Как отмечает А.В. Кузнецов, доля побывавших в России германских граждан ничтожно мала. В 2006 г. таких было менее одного процента населения Германии (для сравнения: в том же году в России побывало 20% финского населения).

     Устойчивость  далекого от реальности образа России в массовом германском сознании вызвана  и тем, что все меньше и меньше немцев владеет русским языком. Практика изучения русского языка в школе, широко распространенная в ГДР, после  объединения Германии не нашла своего продолжения. Поэтому информацию о  внутренней политике, экономическом  развитии и других сторонах жизни  России немцы вынуждены черпать  из германских источников либо из англоязычных публикаций, в которых также наблюдается  тенденциозность.

     Как отмечает А.В. Кузнецов, попытка России решить проблему предвзятого освещения  в западных СМИ исключительно  агитационным путем не приносит желаемых результатов. Доверительное отношение  складывается куда проще, если выстраивается  на личном опыте.

     Выходом из сложившейся ситуации может стать  политика большей открытости и прозрачности для среднестатистического западного гражданина. Для этого, пишет А.В. Кузнецов, нужно не так много – наличие англоязычных версий широкого круга сайтов российских организаций. Если значительная часть информации, публикуемой на сайтах российских министерств, университетов, научно-исследовательских институтов, общественных организаций, станет доступна для западноевропейского пользователя Интернета, однобокий образ России, который сложился в результате публикаций западных СМИ, можно будет со временем изменить. Точнее, он сам изменится. Что, в свою очередь, будет способствовать более гармоничному выстраиванию отношений между двумя странами.

6.Россия - Германия: инвестиционные и торговые связи.

6.1.Российско-германская внешняя торговля.

     В последние несколько лет основные параметры российско-германского  товарного обмена не претерпели каких-либо кардинальных изменений, сопоставимых со сдвигами, которые вызвал кризис 1998 г., когда, например, резко сократились  поставки продовольственных товаров  из Германии в Россию.

     В торговле с ФРГ у России наблюдается  стабильный положительный баланс. По данным Росстата, в 2006 г. экспорт в  Германию достиг 24,5 млрд. долл., а импорт из ФРГ составил 18,4 млрд. долл. (порядка 19,6 млрд. и 14,7 млрд. евро соответственно) Зарегистрированные германским Статистическим ведомством показатели, из-за лучшего  учета «серых» схем внешней торговли были значительно выше – соответственно 30,2 млрд. и 23,4 млрд. евро. В то же время  при положительном сальдо у России, Германия как торговый партнер для  нее гораздо значимее, чем она  сама для Германии. Если ФРГ занимает 1-е место в страновой структуре  российского импорта (более 13%) и 3-е место в структуре экспорта (свыше 8%), то Россия для Германии лишь 8-й по доле поставщик товаров (около 4%) и 12-й рынок сбыта (менее 3%).

     В плане отраслевой структуры торговли наблюдается четкая специализация  партнеров на продукции разного  типа – российские производители  в основном поставляют в Германию сырье и полуфабрикаты, тогда  как немецкие фирмы сбывают в  России преимущественно готовую  продукцию (прежде всего оборудование). Так, Россия обеспечивает 1/3 всего импорта  нефти в ФРГ и 2/5 импорта газа, причем на углеводородное сырье приходится больше половины российских поставок в Германию. Во многом именно из-за роста  цен на топливные ресурсы в  последние годы заметно увеличивается  общий объем российского экспорта в ФРГ (за последние 5 лет он более  чем удвоился даже при расчетах в  евро, а не в долларах). Заметную роль в российских поставках играют также  цветные металлы (порядка 8% всего  отечественного экспорта в ФРГ). В  то же время машины и оборудование по стоимости не составляют даже 1%.

     Напротив, порядка 55% германских поставок в Россию в 2006 г. пришлось на машины и оборудование. ФРГ имеет положительное сальдо по всем товарным группам этой категории, включая энергетическое оборудование и авиационную технику, экспорт  которых из России в ФРГ достаточно существенный. Ключевые статьи германских поставок в нашу страну – автомобили и другие транспортные средства, станки, электротехника, телекоммуникационное оборудование.

     Выделяется  Германия как российский партнер  и во второй ключевой отрасли своей  мирохозяйственной специализации  – химической промышленности. На химикаты приходится свыше 1/7 ее поставок в Россию, тогда как в экспорте из России этот вид готовой продукции занимает лишь несколько процентов. При этом необходимо отметить сохраняющееся в рамках химической индустрии четкое разделение труда между Россией и ФРГ – первая поставляет материалоемкую, а вторая – технологическую продукцию. Так, в 2006 г. больше 4/5 российских поставок химикатов в ФРГ приходилось на неорганические и органические химикаты, а также удобрения (причем по всем этим товарам у России было положительное сальдо). В то же время свыше 4/5 встречных германских поставок химикатов составляли лекарственные и парфюмерно-косметические средства, пластмассы и изделия из них, а также краски и пигменты. При этом разрыв в стоимости поставляемой продукции, за исключением пластмасс, между Германией и Россией оказался более чем стократный.

     Схожая  картина наблюдается и в других отраслях. Если в лесопромышленном комплексе немецкие предприятия  специализируются на поставках в  Россию бумаги и картона, то в российском экспорте в Германию древесины по  стоимости вдвое превышает поставки бумаги и картона. В черной металлургии у России сохраняется устойчивое положительное сальдо, однако германские фирмы поставляют в основном более дорогие специальные стали и трубы.

     Безусловно, основной проблемой России остается меньшая конкурентоспособность  продукции и не столь высокий  технологический уровень развития отечественного производства готовых  изделий. Вместе с тем определенную роль играет и торговый протекционизм  ЕС (а Германия, как член Евросоюза, участвует в его единой внешнеторговой политике). В частности, сохраняются  количественные ограничения на поставки российских товаров (например, в металлургии), существуют сложности с экспортом  в ФРГ радиоактивных материалов. Дополнительные трудности могут  возникнуть и при поставках химикатов  в связи с новыми правилами  сертификации этой продукции в ЕС.

Информация о работе Взаимоотношения России и Германии