Взаимоотношение образования и рынка в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамична изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.

Работа содержит 1 файл

ипу.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

Уровень подготовленности абитуриентов к учебной деятельности в вузе нельзя признать высоким. Можно  говорить не столько о трудностях адаптации плохо успевающих студентов  к новым условиям учебной деятельности, сколько об отсутствии стремления к  хорошей учебе и о надежде  получить диплом, минимизируя усилия.

Бесконфликтное  функционирование рыночных отношений  предполагает наличие единого понимания  у потребителя и производителя  того, в чем состоит ценность хорошего товара или услуги. Получение высшего  профессионального образования, его  ценность в настоящее время рассматриваются  потребителем скорее не как полезность получаемых знаний и умений, а как  полезность получения документа  о высшем образовании. Диплом оценивается  работодателем как свидетельство  достаточно высокого уровня общей культуры и грамотности его обладателя, а не уровня развития профессиональных умений.

Еще один субъект  интересов в сфере производства и потребления услуг высшего  образования — органы государственной  власти. В условиях снижения числа  бюджетных мест деятельность вузов  по привлечению студентов к обучению на платной основе — пусть даже с нарушением некоторых норм —  воспринимается как допустимая в  условиях финансового выживания  вузов. Неполное выполнение государством своих финансовых обязательств по отношению  к государственным вузам компенсируется неполным государственным контролем  над деятельностью высших учебных  заведений. Снижение качества образования, формирование студенческого контингента  из слабо подготовленных людей не становится в таких условиях препятствием успешной рыночной деятельности вуза.

Можно говорить о том, что формирование института  рынка услуг высшего образования  в современной России не завершено. Особенно важным является то, что нормы, регулирующие деятельность учебных  заведений, существенно отличаются для государственных и негосударственных  вузов. Речь идет, прежде всего, о норме  государственного финансирования бюджетных  мест и некоторых правилах лицензирования. Основное направление развития высшего  образования мы видим в сближении  этих правил не только в целях создания четких институциональных рамок  рыночной деятельности, но и в целях  повышения качества образования  в условиях более развитой конкурентной среды. 
 
 
 

Необходимость реформирования российского образования

В России проходит масштабная реформа социальной сферы, направленная на ее перевод на рыночные механизмы регулирования. Сторонники реформы полагают, что данные шаги позволят повысить эффективность функционирования социальных отраслей. Реформа неизбежно затрагивает и сферу образования.

Современное состояние российской экономики  обуславливает необходимость структурной  перестройки производственной сферы, что неизбежно находит отражение  в стратегии образования. Образование  РФ уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов  прошлого века. Начало таким реформам положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования, в числе которых: демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования и др. Произошли также качественные, функциональные и структурные изменения в российской системе образования. Изменился характер взаимоотношений системы образования с государством, значительные изменения связаны с влиянием рыночных отношений (коммерциализация образования). Однако российское образование серьезно отстает от современных требований, поэтому и необходима его глубокая модернизация.

Необходимо  отметить, что содержательные принципы реформирования системы образовании  нашли свое воплощение как в работе значительной части государственных образовательных учреждений, так и в деятельности негосударственных школ, возникших в ходе реформ. Особую роль в реализации этих принципов играют так называемые «авторские», «инновационные» школы, лицеи, гимназии, школы-лаборатории и т.д. В России в последнее время происходит интенсивный переход от унифицированного образования к вариативному обучению, развиваются и распространяются инновационные и авторские программы обучения при одновременном сохранении всего лучшего из ранее накопленного опыта.

Процесс глобализации, связанный с расширением и  углублением социальных связей и  институтов во времени и в пространстве, однозначно проецируется и на образовательную  сферу, в результате начинает складываться новый образ российского образования.

Ни один из пройденных этапов реформирования российского образования не достиг тех результатов, на которые рассчитывало государство. Анализируя состояние  современной образовательной сферы  в России, специалисты отмечают снижение качества образования, недостаточный  уровень внедрения инновационных  программ в образовательный процесс  и подчеркивают необходимость проведения реформы в оплате труда работников образования и создания стимулов для повышения качества образования.

В условиях рыночной экономики необходимо преобразование бюджетных учреждений образования  в самостоятельных производителей услуг. Для этого необходимо предоставить учебным учреждениям большую  хозяйственную самостоятельность, а со стороны государства проводить  лишь мониторинг параметров образовательных  услуг и контроль за их соответствием государственным стандартам.

Необходимы  изменения в государственной  политике в области образования, одним из основных вопросов которой  является его организационно-экономический механизм финансирования. В условиях действующей системы бюджетного финансирования решить существующие проблемы эффективного использования средств достаточно сложно.

По оценкам  многих специалистов сегодня недостаточно разработана современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования.

У образовательных  учреждений имеется также много  проблем и из-за налогообложения. С введением новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения утратили налоговые льготы и обязаны платить  налоги.

В настоящий  момент акцент в государственной  политике делается на кардинальное решение  проблем модернизации содержания и  структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога.

Модернизация  образования в области эффективных  экономических отношений предполагает: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение  механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности  образовательных организаций (учреждений), что позволит учебным заведениям адекватно выполнять свою образовательную  миссию в обществе, расширять и  укреплять материально-техническую  базу, сохранять кадровый потенциал.

В процессе модернизации нужно повысить эффективность  управления в сфере образования  на любом уровне, в частности совершенствуя  систему управления учебным заведением, внедряя модели, которые изменяют организационно-правовые формы деятельности учебных заведений в целях  обеспечения развития экономической  самостоятельности образовательного учреждения; усилить их ответственность  за конечные результаты деятельности; повысить результативность и прозрачность финансирования сферы образования.

Однако стоит  помнить, что новые организационно-экономические  структуры управления без научно обоснованного подкрепления могут  нанести ущерб. И потому такое  управление должно быть построено на вполне определенных условиях, при  которых управление производством  образовательных услуг будет  эффективным.

Несмотря  на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет  свои отличительные черты. Образование  не может следовать только логике рыночной экономики, так как первостепенное значение образования заключается  в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования  требуют обязательного вмешательства  государства. Регулирование образовательной  сферы должно быть важнейшим приоритетом  государства. 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, основные свойства и признаки рыночных отношений  свойственны всем отраслям народного  хозяйства, включая и сферу образования. Продукт сферы образования также  подвержен рыночным условиям конкуренции. В образовании, как и в производстве товаров, следует учитывать не только позитивные, но и негативные экстерналии. Так, продуктом системы образования плохого качества могут быть ненужные, устаревшие знания или подготовка и выпуск таких специалистов, которые не востребуются практикой.

Система образования  несет в себе те тенденции и  противоречия, которые свойственны  рыночным отношениям. Рыночные отношения  должны быть построены на простом  принципе: образование – это воспроизводимое  богатство. Если кто-то сегодня не может  оплатить образовательные услуги за неимением средств, то, получив за общественный счет образование и  развив свои способности, используя  их завтра, он приобретет возможность  возместить производственные на него расходы.

Образование, как и другие отрасли народного  хозяйства, требует инвестиций. Как  и любые инвестиции, инвестиции в  человеческий капитал со временем окупаются: более высокой заработной платой или способностью выполнять работу, приносящую большее удовлетворение. Наряду со знаниями важной составляющей человеческого капитала является опыт. Для фирмы опытный работник ценнее, чем новичок. Получение высшего  образования предполагает определенные разноуровневые затраты на образование, т. е. издержки.

Особенностью  рыночных отношений в сфере образования, требующей долгосрочных инвестиций, является неопределенность и риск, возникающие вследствие длительного  процесса подготовки специалистов высокой  квалификации (5-6 лет). Обучающийся не знает, что его будет ожидать  после окончания высшего учебного заведения. Факт длительного периода  подготовки специалиста приводит к  запаздыванию реакции на изменения  спроса на эту специальность на рынке  труда. Может оказаться, что специалист подготовлен, а на практике остается невостребованным. Одновременно с невостребованностью выпускника как специалиста он вообще рискует оказаться безработным.

В системе  подготовки высококвалифицированных  специалистов, как и в сфере  образования в целом целесообразно  выделять три взаимосвязанных уровня рыночных отношений: предобразовательный, собственно образовательный и послеобразовательный.

Рыночные  отношения в сфере высшего  образования являются подсистемой  в системе рыночных отношений. Они  предполагают учет экономической самостоятельности  учебных заведений и экономических  интересов всех взаимодействующих  субъектов. Оптимизация этого взаимодействия является необходимым условием выживания  и дальнейшего развития экономики  страны. 
 
 
 
 

Список использованной литературы

1)                Борисова Н.Б. Российское образование  в системе рыночных отношений// Труды российских ученых. – 2008. - №3

2)                Лазарева М.А. От экономики  – к мотивации// Первое сентября. - 2006. - №11

3)                Ланина О.И. К вопросу о рыночных  отношениях в системе подготовки  специалистов высшей квалификации// Экономика образования. - 2001. - № 1

4)                Могильчак Е.Л. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия// Известия УРГУ. Общественные науки. – 2009. – №1/2

5)                Соболева И., Ломоносова С. Рыночные  и нерыночные механизмы регулирования  образования// Проблемы теории и  практики управления. – 2005. - №6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Информация о работе Взаимоотношение образования и рынка в современных условиях