Взаимоотношение образования и рынка в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамична изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.

Работа содержит 1 файл

ипу.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

Введение

Развитие  человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют  ключевое значение для подъема экономики  России и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности. В последние годы в связи со структурными преобразованиями современного российского общества обострилось противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и перепроизводством кадров, в которых экономика регионов не нуждается. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей сипы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Один из основных механизмов решения згой проблемы — эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального  образования в ближайшее время  не сможет своевременно реагировать  на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере  общества, поэтому требуются новые  механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между  динамична изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.

Установка на получение высшего образования  стала общепринятой нормой, при этом люди готовы платить за получаемое образование. Профессиональное самоопределение  молодежи во многом зависит от сложившихся  стереотипов о престижности и  востребованности отдельных профессий  и не всегда соответствует

потребностям  рынка труда. Назрела необходимость  проведения в каждом регионе молодежной кадровой политики, направленной на улучшение  качества профорнентационной работы, профессионального образования, повышение эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специалистов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что совершенствование механизма  взаимодействия профессионального  образования и рынка труда  является актуальной проблемой.  
 
 
 
 
 
 
 

Образование как социальный институт

Сфера образования  выполняет несколько взаимосвязанных  функций, направленных на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Важнейшими из них являются передача следующим поколениям общих  и профессиональных знаний и навыков, связанных с освоением и применением  новых знаний, а так же социализация населения в ходе усвоения принятых в обществе ценностей и норм, установления социальных связей, механизмов включенности в общественную жизнь. Параллельно  с накоплением образовательного потенциала в рамках этой системы  происходит формирование социального  ресурса, являющегося важнейшим  катализатором инновационных процессов.

История человечества свидетельствует, что образование  и общество неотделимы. Все основные проблемы (экономические, социальные, политические, экологические, демографические  и др.), с которыми сталкивается общество, сказываются на сфере образования.

С другой стороны, образование является главной преобразующей  силой общества. Социальная роль образования  заключается в возможности оказывать  влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению  глобальных или локальных проблем  современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать  их последствия. От его направленности и эффективности во многом зависят  перспективы развития цивилизации.

Таким образом, образование следует рассматривать  как базовое средство развития России, достижение нового качества жизни.

Образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на каждом историческом этапе исключительны  и уникальны. Сегодня образование  оказывается самым масштабным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых  ценностей и целей развития российского  общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, произошедших в нашей стране, именно образование  позволяет осуществить адаптацию  к новым жизненным условиям, поддержать процесс воспроизводства социального  опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры  развития и новые политические реалии.

Образование относится к сфере социальных услуг, имеющих исключительно важное значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Услуги социально-культурного комплекса направлены на непосредственное обслуживание человека, конечные результаты их воздействия имеют социальный характер и проявляются в повышении уровня образования и культуры населения, укреплении здоровья и физическом развитии личности. Специфические свойства социальных услуг являются причиной того, что рыночные отношения в сфере этих услуг имеют ограниченный характер.

Обеспечение важнейшего социального права человека на получение образования, которое  является основой равных возможностей граждан в рыночной конкуренции, а значит, ведет к снижению их социально-экономического неравенства, предопределяет необходимость государственного финансирования системы образования. 
 

Образование как экономический институт

Известно, что  отношения в сфере рынка - это  отношения между основными звеньями: "производитель - покупатель". Между  ними может существовать промежуточное  звено в виде продавца или коммерческой структуры. Более динамичным и менее  стихийным рынок, видимо, будет тогда, когда промежуточное звено между  производителем и покупателем будет  минимальным.

Процесс становления  рыночных отношений в РФ сопровождается сохранением монополии государства  во многих социальных сферах, включая  и образование, при значительном сокращении его финансовых возможностей. Кроме того, в переходный период наряду с традиционным государственным возникает и рыночный образовательный сектор.

В Российском образовании начало ему было положено законом РФ «Об образовании». В  настоящее время сектор негосударственных  учебных заведений постоянно  растет и развивается. Развитие негосударственного сектора образования позволяет  направить ограниченные бюджетные  средства на поддержку приоритетных для государства направлений  в системе образования.

Любое образовательное  учреждение сегодня в условиях рыночной экономики можно представить  как своего рода предприятие, а образовательный  процесс – как производственный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической  продукции – образовательных  услуг. Причем полученное учащимся образование  можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью  которого его обладатель в последующем  обеспечит себе достойный уровень  жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о  продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике –  как о конечном продукте.

Образовательно-производственный процесс предполагает использование  рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный  продукт обладает способностью удовлетворять  потребности не только личности, но и других людей (то есть носит не индивидуальный, а общественный характер), то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Таким образом, образовательная услуга является товаром  особого рода. Ее специфика состоит  в том, что последствия от потребления  образовательных услуг оказываются  благом не только для непосредственного  потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.

Несмотря  на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет  свои отличительные черты. Образование  не может следовать только логике рыночной экономики, так как первостепенное значение образования заключается  в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования  требуют обязательного вмешательства  государства. Регулирование образовательной  сферы должно быть важнейшим приоритетом  государства.

Министерство  образования и науки Российской Федерации устанавливает федеральные  государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования; предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного образования, но в то же время создан и расширяется рынок платных услуг.

Совершенствование экономического пространства образования  идет не только в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения как  за счет государственного бюджета, но и за счет привлечения дополнительных источников и перехода на многоканальную модель финансирования.

В целом, за годы проведенных реформ в системе  образования, по мнению специалистов в  данной области, удалось обеспечить конституционные права граждан  на получение образования, и сохранить  потенциал отрасли в качестве одного из определяющих факторов социально-экономического развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образование в развитых странах

Наиболее  развитые страны концентрируют усилия на поднятии планки гарантируемого государством уровня образования, последовательном проведении принципа равенства стартовых  возможностей. Важное значение придается созданию условий для непрерывного образования в течение всей жизни в целях периодического обновления накопленного человеческого капитала и преодоления функциональной неграмотности периферийных слоев рабочей силы, адаптации систем образования к требованиям глобальной экономики.

Вложения  в образование представляют собой  ключевое в современных условиях направление нематериальных инвестиций. В развитых странах государство  выделяет на развитие данной сферы 5-7% ВВП. Многие страны третьего мира также  ориентируются на этот уровень, рассматривая образование как один из основных локомотивов модернизации. Приоритетная роль сферы образования в экономическом  и социальном развитии в сочетании  с ее «пограничным» статусом диктует  необходимость не только расширять  государственные инвестиции, но и  искать дополнительные источники и  модели привлечения средств, переходить на многоканальное финансирование.

В большинстве  развитых стран в сфере образования  государственный сектор занимает господствующие позиции. Располагая значительными  экономическими ресурсами, государство  имеет возможность разрабатывать  и реализовывать общественно  значимые программы развития образования  и тем самым воплощать в  действительность стратегические интересы нации в данной сфере социальных услуг. Таким образом, в условиях рыночной экономики государство  выполняет роль координирующего и регулирующего центра функционирования системы образования и ее связи с другими сферами общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Российское  образование в системе рыночных отношений

Различают несколько уровней образования: дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Базовая (основная) ступень  образования ориентирована на общее  развитие личности, на формирование готовности нового поколения людей к вступлению в общественную жизнь и в сферу  общественно полезного труда. В  современном обществе принято, что  базовое образование является обязательным. Обязательность базовой ступени  образования необходима для того, чтобы гарантировать право каждого  члена общества на основное образование, чтобы сделать его доступным  всем - как общественное благо. Гарантом обеспечения права на образование, являющимся одним из основных прав человека, как подчеркивалось ранее, выступает государство.

Рыночные  отношения, складывающиеся в сфере  услуг образования, формируют ряд  проблем взаимодействия между участниками  этого рынка. Образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные  услуги на рынке образования, оказались  неготовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда  – с другой.

Информация о работе Взаимоотношение образования и рынка в современных условиях