Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:41, реферат
Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамична изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.
Работодатели
как субъекты рынка труда заинтересованы
в выпускниках, способных удовлетворить
текущие конъюнктурные
Рынок образовательных
услуг сочетает рыночные и нерыночные
механизмы функционирования. Это
вытекает из самой специфики «товара»
– образовательных услуг. В потреблении
они выступают как
В развитой
рыночной системе функционирование
рынка образовательных услуг
зависит от степени развития и
конъюнктуры рынка труда. Многие
исследователи отмечают «антирыночный»
специфичный характер рынка труда.
Это обстоятельство позволяет еще
раз подчеркнуть сочетание
Развитие
рыночных отношений в России коренным
образом изменило экономические
условия функционирования образовательного
сектора. Эти условия характеризуются
повышенной нестабильностью и нарастанием
неопределенности внешней среды, усилением
конкуренции на рынке образовательных
услуг и существенным сокращением
финансирования школы. В связи с
этим остро встает вопрос о создании
условий для финансово-
Последние
десять лет в российской системе
высшего образования
Недостаточное
инвестирование в сферу образования,
и ее поспешный непродуманный
перевод на коммерческие рельсы ведет
к подрыву как внутренней, так
и внешней эффективности
Все перечисленные тенденции обусловлены прежде всего усилением действия рыночных регуляторов деятельности как студентов, так и высших учебных заведений. Высокий спрос на высшее образование стимулирует все расширяющееся предложение. Институт высшего образования начинает утрачивать свою независимость от норм и ценностей, функционирующих в рамках института рынка. В результате формируются устойчивые установки и практики, соответствующие рыночным целям и задачам.
В среднем
в негосударственных вузах
Распространение
платного высшего образования в
условиях значительной дифференциации
доходов не только затрудняет доступ
к качественному образованию
для широких слоев населения,
ведет к ограничению социальной
мобильности и закреплению
Существенным
фактором, снижающим внутреннюю эффективность,
является постепенная утрата стимулов
к добросовестной работе у преподавателей
и учащихся. Низкие заработки учителей
вынуждают их не только работать на
полторы-две ставки (что приводит
к износу рабочей силы и снижению
качества уроков), но и строить учебный
процесс таким образом, что значительная
часть учащихся не в состоянии
усвоить материал на уроке, создавая
условия для перекрестного
Во-первых, на этапе зачисления в вузы критерий отбора наиболее способных, мотивированных и подготовленных абитуриентов постепенно замещается критерием платежеспособности. Во-вторых, система профессионального образования сталкивается с проблемой неравномерности контингента, так как требования к поступающим на коммерческое отделение несопоставимо ниже, чем к конкурирующим за бесплатные бюджетные места. Разделение студентов на коммерческих и бюджетных стимулирует формирование двойного стандарта требований в процессе обучения. В этих условиях многие вузы фактически дают не профессиональное, а дополнительное общее образование, функция которого — ликвидировать пробелы некачественного школьного обучения и обеспечить престижные статусные характеристики.
Повышенный
спрос на некоторые специальности
позволяет вузам массово
Кроме того,
по оценкам аналитиков, налицо перенасыщение
рынка специалистами
Руководство
вузов предпринимает
С увеличением числа людей, уже получивших высшее образование в регионе, спрос на услуги высших учебных заведений должен падать. Ориентация вузов на рыночный успех в такой ситуации нередко приводит к снижению требований к студентам и абитуриентам.
Говоря о
рынке образовательных услуг, можно
рассматривать его как
— функционирование
исключительно экономических
— равенство (баланс) власти между сторонами рыночного взаимодействия.
Несоблюдение
первого условия проявляется
в том, что при принятии решения
о получении высшего
Второй аспект
несовершенства рынка услуг высшего
образования проявляется в том,
что между производителем и потребителем
складывается явный дисбаланс власти,
так как отсутствует
В процессе
производства и потребления услуг
высшего образования
Немаловажным является вопрос о том, кого считать потребителем услуг вузов — студентов или их родителей. Под потребителем обычно понимается человек, который не только пользуется услугой, но и осуществляет потребительский выбор. В случае же принятия решения о получении высшего образования данный выбор осуществляется молодым человеком не индивидуально, а совместно с семьей.
В некоторых
случаях именно семья выступает
основным субъектом принятия решения.
Превращение высшего
Функционирование
рынка платных услуг высшего
образования имеет в России специфическую
форму: существует два автономных сектора
предоставления данных услуг — негосударственные
и государственные вузы. Массовое
введение платной формы обучения
в государственных вузах
Усиление значимости рыночных регуляторов неизбежно должно изменить характер отношений между вузом (производителем услуги) и потребителем (студентом) в пользу студента, что неизбежно будет сопровождаться снижением требований к его знаниям и умениям. Черты данного процесса наиболее ярко видны на примере формирования студенческого контингента во Владивостоке (мало абитуриентов, много учебных мест). Это свидетельствует о том, что рыночный способ координации действия вступает в противоречие с индустриальным порядком. Если рыночный порядок основан на конкуренции, то индустриальный — на техническом исполнении. Немедленное удовлетворение рынком желаний потребителя обесценивает ресурсы планирования, относящиеся к сфере индустриальной координации. Применительно к производству услуг высшего образования индустриальный принцип координации означает достижение требуемого уровня знаний и навыков студента, который фиксируется прежде всего через успеваемость.
Информация о работе Взаимоотношение образования и рынка в современных условиях