Вывоз капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего реферата является рассмотрение современных особенностей и основных тенденций международного движения капитала. Объект изучения - мировая экономика. Предмет изучения - международное движение капитала.
Первая часть: сущность и основные материальные предпосылки движения капитала; вторая часть: основные формы международных потоков капитала; третья часть: движение международного ссудного капитала; четвертая часть: теории международного движения капитала; пятая часть: Россия в международном движении капитала.

Содержание

Введение
Стр. 3-4
Вывоз капитала: сущность, материальные предпосылки.
Стр. 5-6
Формы международных потоков капитала.
Стр. 7-11
Движение международного ссудного капитала. Стр. 12-16
Теории международного движения капитала. Стр. 17-25
Россия в международном движении капитала. Стр. 26-34

Заключение

Стр. 35
Список литературы
Стр. 36
Задача

Работа содержит 1 файл

мировая экономика новая.docx

— 84.13 Кб (Скачать)

Возрастающие  валютные резервы позволяют России досрочно погашать государственный внешний долг.

Большую часть иностранных инвестиций в  России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно  развитых странах в несколько  раз ниже, чем в России. Поэтому  российские компании при осуществлении  крупных инвестиционных проектов часто  стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний.

Как сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат), объем иностранных инвестиций в экономику России в прошлом году составил $114,7 млрд., что на 40,1% больше, чем в 2009 году. Объем прямых иностранных инвестиций при этом снизился до $13,8 млрд., или на 13,2%, по сравнению с 2009 годом. Эксперты отмечают, что инвестиционная привлекательность России невелика, Запад предпочитает вкладывать в Китай. 
 
Основные страны-инвесторы в 2010 г. - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 84,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, говорится в сообщении Росстата. В свою очередь, из России за рубеж в прошлом году было направлено $96,2 млрд. иностранных инвестиций, что на 16,1% больше, чем в 2009 году. 
 
По данным на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд., что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:

прочие  инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3 %

прямые  инвестиции — 38,7 %

портфельные инвестиции — 3,0 %

По  данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте  в мире

 
Привлекая иностранные инвестиции, Россия надеется с их помощью активизировать инвестиционный процесс, цементируя его  устойчивость.

В то же время ставится цель осуществить  с их помощью промышленную трансформацию  и сглаживание структурных и  региональных диспропорций. Причем предпочтение должно отдаваться привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так  как портфельные инвестиции в  подавляющем большинстве случаев  являются чисто спекулятивным капиталом, который подвержен серьезным конъюнктурным колебаниям, в силу чего они не могут рассматриваться как серьезное подспорье экономическому росту. Прямые иностранные инвестиции, напротив, в подавляющем большинстве нацелены на проведение долгосрочной стратегии и получение прибыли донором капитала за счет развития производства в стране, принимающей ПИИ. 
 
Процесс вливания прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику свидетельствует в основном лишь об освоении этих инвестиций по мере их поступления. В России ПИИ не привязаны к программам структурной перестройки экономики и задачам по ликвидации ее отраслевой и региональной несбалансированности. Более того, привлечение ПИИ в Россию происходит по направлениям, усиливающим структурные деформации экономики. Об этом можно судить по следующим моментам.

Сосредоточиваясь  главным образом в Москве (около 50%), ПИИ усиливают отрыв столицы  от регионов.

 
ПИИ не включились в механизм формирования межотраслевой сбалансированности. Более того, они укрепляют разрыв между финансово-промышленными группами, деятельность которых связана с  добычей сырья, и предприятиями  остальных, менее доходных отраслей экономики. 
 
ПИИ реализуются пока в рамках крупных проектов, которые усиливают позиции финансово-промышленных групп, не помогая ничем среднему и малому бизнесу. К тому же их движение не проникло в технологические сегменты, наиболее нуждающиеся в них, такие как биотехнология, новые искусственные материалы, воздушное и строительное сообщение, информационные и коммуникационные технологии. На других растущих рынках, таких как Китай, Индия, Малайзия, Таиланд, Чили, Бразилия, Чехия, данные вложения активно развивают национальный малый и средний бизнес и продвигают прогресс в указанных отраслях. 
 
Процесс привлечения ПИИ в Россию свидетельствует о слабости программных действий в этой области. Программа должна способствовать не только формированию благоприятного макроклимата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом в России сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов. Иначе говоря, от пассивной политики привлечения ПИИ следует переключаться на ее активную форму. Для этого необходимо обеспечить:

- сообщения  об узких местах, конкурентных  слабостях конкретных фирм, отраслей  и регионов. Такая информация  должна быть направлена для  внутреннего и внешнего использования.  Она образует основы для перемещения  инвестиций туда, где настоятельность  в них наибольшая. Но это возможно  при условии выставления достаточных  стимулов;

- координацию  ПИИ-политики на федеральном уровне. Из-за ее отсутствия ведущие  регионы России затрудняются  выставлять собственные программы  инвестиционных требований;

- выставление  собственных национальных приоритетов  для иностранных инвесторов, т.  е. проведение стратегии обеспечения  «необходимых инвестиций в необходимом  месте». Именно так в последние  двадцать лет действовало китайское  руководство, используя в качестве  инструмента ПИИ. Оно добилось  с помощью этих вложений существенного  подъема в развитии прибрежных  регионов юга, затем и центра. Стратегия подвижных приоритетов  отчетливо прослеживается в растущих  рынках Индии и Бразилии

- выработку  инструментов и механизмов привлечения  найденных инвесторов для работы  на своем рынке (следует преодолеть  расхожий предрассудок о том,  что такие инструменты ограничиваются  всего лишь налоговыми льготами); 
 
- процесс предварительных контактов с желаемым инвестором, ознакомление его с конкретными проектами вложений на точно обозначенных предприятиях и выгод, которые получит инвестор. И конечно, нельзя упускать решение вопросов организации по устранению проволочек в подготовке и оформлению готового проекта. 
 
Наивно думать, что для столь сложного процесса инвестирования на чужом рынке достаточно обеспечить лишь принципиальные договоренности на правительственном уровне с ответственными чиновниками других стран. На этом уровне договориться можно только по единичным проектам. Задача же состоит в привлечении не отдельных, а массы новых иностранных игроков на инвестиционное поле реального сектора России. 
 
Привлечение ПИИ предполагает постоянно действующую связь макроэкономических и микроэкономических действий и подходов.

Поиск инвесторов должен происходить постоянно, для чего следует отслеживать  тенденции мирового рынка капитала, потребности своей экономики. Всем этим следует специально заниматься, не говоря о том, как много усилий требуется для перерастания контактов с желаемым инвестором в его конкретные действия уже на национальном внутреннем рынке. Такие принципы привлечения ПИИ должен использовать не только крупный бизнес, но и правительственные, а также региональные структуры. 
 
Активная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России, подчиненная задаче промышленной трансформации страны и ее сбалансированного развития, должна обеспечить с помощью ПИИ приоритетный рост «локомотивов» экономики. Фокусное использование иностранных инвестиций не даст распылиться затраченным средствам и позволит стране получить дополнительный мультипликативный эффект от развития смежных отраслей. Но такой нарастающий эффект возможен лишь при условии тесной кооперации местных производителей с иностранным инвестором. 
 
Россия упускает свой шанс развиваться с помощью прямых иностранных инвестиций. Вступая в XXI в., она имела объем ПИИ, равный 1% ВВП , в то время как в Китае, Венгрии, Чехии, Польше их объем достигал 4% . Причиной тому стали не только неблагоприятные макроэкономические условия, но и отсутствие специальной национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций. Россия не сумела пока воспринять успешный опыт Китая и Индии по привлечению ПИИ. А между тем эти страны стали сильными конкурентами России в данной области. 
 
Считалось, что иностранные инвесторы сами придут в страну по мере достигнутой финансовой стабилизации и начала экономического роста. Подобный подход вызван традициями изоляционизма. Он не учитывает, что на мировом рынке происходит настоящая охота за ПИИ. Конкуренты России не ждут, они активно ищут потенциальных доноров, предоставляют им информацию о достоинствах своих национальных рынков, о системе побудительных механизмов. Пассивность России в этой области приводит к тому, что она безвозвратно уступает ПИИ-потоки странам, которые проводят специальную стратегию по привлечению иностранных инвестиций. 
 
Следует помнить, что ПИИ-политика должна быть тем сильнее, чем больше рисков в стране для инвестиций. В мировой практике в таких случаях говорят о необходимости предоставления страной-реципиентом преимуществ, которые должны сформировать притягательный режим для иностранных инвестиций в период, когда в масштабе страны благоприятный инвестиционный климат еще не достаточно сформировался. Российская концепция ориентирована на создание равных условий конкуренции для отечественных и зарубежных инвесторов. Вероятно, пора взять за правило: если иностранный инвестор является носителем недостающих стране технологий, ноу-хау или эффективного менеджмента, он должен получить поддержку властей, притом на самом высоком уровне. Это позволит решить не только проблемы структурной перестройки, но и сгладить неравномерность развития регионов, создавать технопарки, сосредоточив в одном месте передовую рыночную техноструктуру, опытное производство и современный производственный комплекс. 
 
Вместе с тем необходимо закрыть свои рынки для иностранного капитала, если он не способен принести с собой технологические новшества, действуя по принципу «не надо плодить конкурентов своим производителям». Открывая свой внутренний рынок иностранному капиталу, следует направить его, прежде всего в реальный сектор экономики, в те области, которые трудно поднять за счет собственных источников. Система приоритетов для иностранного капитала, выбор желаемых технологических доноров и направление их в «точки роста экономики» - отрасли и сферы хозяйствования, которые потенциально могут создать новое качество экономического роста или его бурный количественный рост, - все это относится к арсеналу специальной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. 
 
Сегодня становится ясно, что пассивная экономическая политика может с успехом применяться только в промышленно развитых странах из-за минимальных рисков вложений. Страны, где риски вложений велики, должны использовать активные ПИИ-технологии, создающие преимущества вложения капитала именно в экономику своей страны. Потенциальный инвестор оценивает преимущества и выбирает наиболее интересные условия привлечения инвестиций. В этом случае принимающие страны напрямую конкурируют друг с другом в привлечении дополнительного иностранного капитала, и выигрывают в этом соперничестве страны с наиболее успешной стратегией. 
 
Россия не должна упускать возможности применения богатого мирового опыта развития за счет привлечения «чужого» капитала, используя его в своих национальных интересах. Для этого России необходимо сформировать активную программу привлечения ПИИ, которая должна быть поддержана и взята под контроль на самом высоком уровне.

 

 

 

 

Заключение:

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

1. Международное  движение капитала в экономической  теории рассматривается как субститут  внешней торговли товарами и  услугами. Капиталу свойственна  высокая степень международной  мобильности, его движение происходит  в процессе перемещения финансовых  потоков между кредиторами и  заемщиками различных стран, между  собственниками и их фирмами,  которыми они владеют за рубежом.

2. Международные  потоки капитала подразделяются  на ряд форм в зависимости  от признака, положенного в основу  классификации: ссудный и предпринимательский  капитал, прямые и портфельные  инвестиции, частный и государственный  капитал, краткосрочный и долгосрочный  капитал.

3. Кредит  является традиционной и старейшей  формой международных экономических  отношений, он обеспечивает доход  в виде процента по займам, торговым кредитам, депозитам и  т.д. Движение ссуд в международной  экономике рассматривается как  специфический случай межвременной  торговли, в процессе которой  текущее потребление обменивается  на потребление в будущем.

4. Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

Иностранная фирма Х имела 40% акций предприятия А, которые составляли контрольный пакет. Стоимость контрольного пакета равнялась 400 тыс. долл. Затем фирма 35% акций предприятия уступила другой компании. На вырученные средства от продажи 30% акций предприятия А она купила на фондовой бирже долговые обязательства государства. Оставшиеся денежные средства фирма вкладывает в новое производство, которое она решила инвестировать с нуля. Определите: как сформировалась новая структура инвестиционного портфеля иностранной фирмы? Какой величиной выражаются её прямые и портфельные инвестиции?

 

Решение:

Инвестиционный портфель (англ. investment portfolio) — совокупность ценных бумаг и других активов, собранных вместе для достижения определенных целей. Составляющими вашего инвестиционного портфеля могут быть любые активы, от золота и недвижимости, до акций и опционов.

Иностранная форма «Х»:

40% акций  «А» = 400 000$=100% инвестиционного портфеля

 

35% акций  продано = 350 000$

Покупка ценных бумаг государства = 300 000$=75% инвестиционного портфеля = портфельные инвестиции

Остаток 50 000$ - инвестирование нового производства = 12,5% прямые инвестиции

Оставшиеся 5% акций предприятия «А» = 12,5% портфельные  инвестиции

Прямые инвестиции представляют собой крупные вложения денежных средств в активы компании. Часто под прямыми инвестициями денежных средств понимается покупка контрольного пакета акций, в результате которой инвестор получает возможность управлять производством.  
 
Как правило, прямые инвестиции предполагают вложение денежных средств на относительно долгий период времени, а инвестор имеет прямую заинтересованность в развитии компании. Для осуществления прямых инвестиций часто создаются специализированные фонды, которые могут аккумулировать денежные средства для покупки крупных пакетов акций компаний. 

Портфельные инвестиции представляют собой вложение в некоторый объем ценных бумаг. Как правило, портфельные инвестиции не дают возможности инвестору получить право управления предприятием, портфельные инвестиции направлены исключительно на получение дохода благодаря изменениям курса ценных бумаг компании в результате биржевых торгов. Чаще всего портфельные инвестиции бывают краткосрочными, и связаны с ситуацией, которая складывается на рынке в текущий момент времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые  инвестиции – 87,5% = 350 000$

Портфельные инвестиции – 12,5% = 50 000$

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вывоз капитала