Введение в экономическую теорию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.
В этом разделе будет рассмотрен предмет экономической теории, а в следующем разделе – методы экономической теории.
Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по м

Работа содержит 1 файл

Политэкономия.docx

— 185.73 Кб (Скачать)

- степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;  

- наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;  

- особенностей взаимодействия фирм, функционирующих  в отрасли, которые могут послужить  причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене. 

Выше  были определены главные источники  рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию. 

К сведению. Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем производства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечивающее ей максимизацию прибыли.  

Степень рыночной власти можно  измерить количественно. Для этого  используется так называемый коэффициент  Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX 

Значения коэффициента исчисляются  в абсолютных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монополии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы.

1- Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: 1995, стр. 145

2 -  Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: 1991, стр. 6-7

3 - Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. – М.: 1979, стр. 197

4 - Маркс К., Энгельс Ф.  – Соч., 2 изд., т. 8, стр. 119

5 - Маркс К., Энгельс Ф.  – Соч., 2 изд., т. 20, стр. 151

6 -  О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. – М.: 1973, стр. 138

7 - Роббинс Л. Предмет экономической науки. – М.: 1993, т. 1, вып. 1, стр. 18

8 - Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа" Спб., 2004.

9 - Гальперин В.М. Микроэкономика.Т.1,2.Спб.,1997.

10 - Самуэльсон П. Экономика. – М.: 1992, стр. 201

11 - Нуреев Р.М. Курс микроэкономика . м. Норма. 2000

12 - Слагода В.Г. Основы экономики.М.2005.

13 - Лакушинская Г.К. Микроэкономика для менеджеров: концепция эластичности. М. «Экзамен»,2003.

14 - Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ: Учебник М., 2000

15 - Лившиц А.Я. Рыночная экономика: Курс лекций М., 1997

16 - Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.

17 - Горяинова Л.В. МИКРОЭКОНОМИКА Практикум по курсу. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2004. - 56 с.

18 - Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я. ОСНОВЫ БИЗНЕСА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. 447 с.

19 - Обществознание: справ. материалы/С.В. Борисов и др. под общ. ред.Л.Д. Ибрагимовой. - 2-е изд. - Челябинск: Взгляд, 2007. - 204с.

20 - Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.

21 - Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.

22 - Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. / Краткий словарь делового человека. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 128с.

23 - Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика», 1993 год.

24 - http://institutiones.com

25 - http://www.finansy.ru

 


Информация о работе Введение в экономическую теорию