Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

С обретением независимости в начале 90-х годов двадцатого века, Казахстану предстояло занять свое место в мировом хозяйстве, использовав сравнительные преимущества национальной экономики. Завоевание собственных или разделение с другими странами конкурентных позиций на мировых товарных рынках, приоритетное развитие в этой связи отдельных видов продукции явилось одной из стратегических целей развития республики, определенных в самом начале существования независимого Казахстана.

Содержание

Введение 2

1 ТЕОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВТО И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РК 4

1.1 История возникновения и становления ВТО 4

1.2 Структура ВТО 7

1.3 Условия присоединения к ВТО 9

2 Анализ вступления в ВТО 11

2.1 Анализ соответствия законодательства РК международным нормам и стандартам, установленным ВТО 11

2.2 Анализ отрицательных и положительных следствий вступления в ВТО 15

2.3 Анализ экономического развития Казахстана 20

3 Зарубежный опыт вступления в ВТО 23

Заключение 27

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая моя 1.docx

— 57.50 Кб (Скачать)

     От  членства в ВТО, прежде всего, пострадают не конкретные отрасли, а предприятия, которые "сидят" на льготах, бюджетных  деньгах и различных преференциях. Такие предприятия есть во многих отраслях, подверженных рискам, - легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Но даже в этих отраслях успешные, конкурентоспособные предприятия  не считают для себя угрозой вступление в ВТО. А большинство экспортеров  в металлургической, в банковской и страховой системах уже давно  работают по нормам ВТО.

     Казахстанские потребители должны выиграть от расширения, вследствие более эффективной конкуренции  на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и  услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные  компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в  объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к  стандартам развитых стран. Повышение  платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении  социально-экономического положения  населения.

     Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических  интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности казахстанских компаний.

     Вместе  с тем следует отметить, что  главные положительные эффекты  будут связаны с введением  дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Создание цивилизованных условий конкуренции  и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение  структурных реформ и даст толчок для повышения конкурентоспособности  и открытости. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы  услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в  соответствие с нормами и правилами  ВТО. Повышение прозрачности государственной  политики, устранение значительного  количества персональных преференций  будет способствовать освобождению торговли от административного давления и вместе с тем устранит потребность  чрезмерного лоббирования корпоративных  интересов в правительстве и  парламенте. Все эти положительные  изменения являются важной предпосылкой для более эффективной борьбы с коррупцией.

     Присоединение Казахстана к ВТО гарантирует  получение режима наибольшего благоприятствования  в торговом пространстве всех стран-членов ВТО. Те же права, что имеют другие торговые партнеры, позволяют более  эффективно использовать имеющиеся  возможности в торговле или, другими  словами, обеспечить доступ на мировые  рынки для экспорта казахстанской  продукции и услуг и предсказуемость  торгового режима.

     Казахстан будет также иметь пути транзита для своих товаров. Все это, в  конечном счете, будет содействовать  развитию и расширению внешней торговли Казахстана. В кратко- и среднесрочной  перспективе вступление Казахстана в ВТО принесет выгоды не столько  в сфере торговли, поскольку предложить на внешние рынки, кроме сырья, пока нечего, сколько в сфере инвестиций. Казахстан может рассчитывать на привлечение инвестиций в переработку сырья и развития более высоких стадий перерабатывающих производств.

     Большое значение для Казахстана может представлять режим ВТО в отношении торговых споров, особенно при антидемпинговых  разбирательствах, применяемых в  отношении экспортных товаров Казахстана. Членство в ВТО позволит решать торгово-политические споры в рамках предусмотренных  строгих процедур на более справедливой основе.

     Кроме этого, чтобы оптимально использовать потенциальные преимущества от членства в ВТО, нужно четко осознавать, какие именно существуют ограничения  в использовании преимуществ  членства в международной торговой системе.

     Возможность наращивания объемов продажи  казахстанских товаров и услуг  на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Казахстана со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2009 года, в структуре казахстанского экспорта преобладали минеральные продукты (67,1%), неблагородные металлы и изделия из них (20,1%), продовольственные товары (4,3%), продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 1,6%. Вместе с тем, на мировом товарном рынке, доля минеральных продуктов составляет 13,2%, цветных и черных металлов - 2,5%, сельскохозяйственных продуктов - 9,2%, доля машин и транспортного оборудования - 39,7%, доля офисного и телекоммуникационного оборудования возросла до 12,8% (Приложение Б).

     Таким образом, без структурной адаптации  к приоритетам мировой торговли, эффективного осуществления с этой целью индустриально-инновационной  и инвестиционной стратегии Казахстану трудно будет использовать преимущества международной торговой системы.

     Кроме этого, успешное использование существующих в ВТО механизмов многостороннего  урегулирования споров может сдерживаться отсутствием в различных сферах экономики надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Казахстану будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения.

     Приведя национальное законодательство в соответствие с правилами и нормами ВТО, Казахстан, несомненно, получит возможность  выхода в унифицированное международное  правовое пространство, обеспечивающее всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. В целом, все это сыграет на повышение имиджа Казахстана как  равноправного участника международной  торговли, укрепление доверия к республике.

     Вступая в ВТО, Казахстан может реально  рассчитывать на получение права  участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными  интересами. Кроме того, появится возможность  доступа к оперативной информации по внешнеэкономической политике и  намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более  эффективную торговую политику.

 

      2.3 Анализ экономического развития Казахстана

 

     Стабильное  и динамичное развитие социально-экономического положения в области оказало  позитивное влияние и на предпринимательство.

     По  данным управления статистики на 2006 год  в Северо-Казахстанской области  зарегистрировано 27,5 тыс. субъектов  малого предпринимательства, что 

     В структуре всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов Казахстана на 2009 год доля субъектов малого бизнеса составляла 90,8%, в том  числе предприятия малого бизнеса  – 21,0%, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства  – 69,8% (Приложение В).

     Из  данных табл. 3 следует, что доля действующих предприятий (т.е. предприятий, готовых к осуществлению хозяйственной деятельности) снизилась за пятилетний период с 79,2% до 77,0%.

     В структуре всех действующих хозяйствующих  субъектов на 1 января 2008 года на долю субъектов малого бизнеса приходилось 90,1%, на долю предприятий малого бизнеса  – 19,3%, на долю индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские хозяйства  – 70,8%.

     По  состоянию на 2009 год численность  занятых во всей сфере малого бизнеса  достигла 1385,3 тысяч человек, что  составляет 19,5% от общей численности  занятых в республике, в том  числе на предприятиях малого бизнеса  – 7,4%, индивидуальных предпринимателей (включая крестьянские хозяйства) – 12,1%.

     Стабилизация  социально-экономического положения  в стране оказала положительное  влияние на развитие малого бизнеса.

     Численность граждан, занятых в предпринимательстве (юридические лица), достигла на 2007 год 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую  дату рост составил 8,7%.

       В области на 1 марта 2009 года по оперативным  данным управления статистики СКО зарегистрировано 27,9 тыс. субъектов   малого бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост количества зарегистрированных субъектов   малого бизнеса на 1,3 тыс. субъектов (4,6 %) (Приложение Г).

       Действуют 23,3 тыс. субъектов   бизнеса, из них  юридических лиц - 3 тыс., крестьянских хозяйств - 4 тыс., индивидуальных предпринимателей - 16,3 тыс.

       Численность занятых в   бизнесе, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9 тыс. человек (на 11,1 %), составила 59,2 тыс. человек, распределившись  следующим образом (Таблица 1).

       Выпуск  товаров (работ, услуг) предприятиями   малого бизнеса за 2007 год составил 4601,6 млн. тенге. при этом в среднем  одним предприятием выпущено товаров (работ, услуг) на 1,5 млн. тенге.

       В 1 квартале 2008 года от субъектов   малого бизнеса в государственный  бюджет поступило налогов, сборов и  других платежей на сумму 1319,2 млн. тенге, из них в местный бюджет - 566,9 млн. тенге. следовательно одним СМП  перечислено в бюджет 56,6 тыс. тенге.

       Дальнейшее  развитие и поддержка   малого бизнеса нашли отражение в  Программе Правительства Республики Казахстан на 2002-2010 годы.

       По  итогам 2007 года, доля   малого бизнеса  в структуре валового внутреннего  продукта страны возросла по сравнению  с 2002 годом на 8,3 процентных пункта и  составила 24,9%.

       В новой Государственной программе  по развитию и поддержке   малого бизнеса предусматривается доведение  количества субъектов   малого бизнеса  в текущем году до 510 тысяч с  численностью занятых 1,4 млн. человек  и довести эти показатели к  концу 2006 года до 550 тысяч и 1,6 млн. человек  соответственно. Для этого планируется  выделять ежегодно по 159,12 млн. тенге.

     Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого бизнеса привела  к тому, что при входе на рынок  предприниматель несет большие  издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений  со всеми контрагентами во внешней  и внутренней среде. Во внешней - это  взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.  

     Во  многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается  острый дефицит квалифицированных  кадров для бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей.

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных  реформ путем систематизации работы по поддержке малого бизнеса на основе опыта предыдущих лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Зарубежный опыт  вступления  в  ВТО

 

     Экономика Китая  в последние годы постоянно приковывает  к себе внимание зарубежных экономистов  и предпринимателей. Динамичный экономический  рост, увеличивающиеся объем экспорта, импорта и инвестиций — все  это привлекает пристальные взгляды  всего мира.

     В настоящее время Китай вышел  на новый этап экономического развития, вызванный его присоединением к  ВТО в декабре 2001 года. Вступление КНР в ВТО привело к глубоким изменениям не только в экономической, но и в социальной жизни Китая [11, с. 45].

     Вступление  Китая в ВТО крайне остро поставило  проблему конкурентоспособности китайских  товаров, особенно — продукции сельского  хозяйства. Низкое качество и высокая  себестоимость продукции агросферы  — серьезная преграда на пути расширения экспорта. По этой же причине вот  уже более семи лет наблюдается  переизбыток этой продукции на внутреннем рынке. Кроме того, Китай испытывает дефицит многих специализированных сортов и видов сельскохозяйственной продукции, которые не производятся в стране. Так, существует острая нехватка спецсортов пшеницы (твердые пшеницы), отсутствуют сорта кукурузы, отличающиеся высокими пищевыми качествами. Нынешняя структура в условиях рынка и  изменившегося характера спроса уже не в состоянии удовлетворить  возросшие потребности потребителей. Соответственно, со вступлением Китая  в ВТО в страну хлынул широкий  поток дешевой импортной сельхозпродукции [14, с. 52].

Информация о работе Всемирная торговая организация