Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

С обретением независимости в начале 90-х годов двадцатого века, Казахстану предстояло занять свое место в мировом хозяйстве, использовав сравнительные преимущества национальной экономики. Завоевание собственных или разделение с другими странами конкурентных позиций на мировых товарных рынках, приоритетное развитие в этой связи отдельных видов продукции явилось одной из стратегических целей развития республики, определенных в самом начале существования независимого Казахстана.

Содержание

Введение 2

1 ТЕОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВТО И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РК 4

1.1 История возникновения и становления ВТО 4

1.2 Структура ВТО 7

1.3 Условия присоединения к ВТО 9

2 Анализ вступления в ВТО 11

2.1 Анализ соответствия законодательства РК международным нормам и стандартам, установленным ВТО 11

2.2 Анализ отрицательных и положительных следствий вступления в ВТО 15

2.3 Анализ экономического развития Казахстана 20

3 Зарубежный опыт вступления в ВТО 23

Заключение 27

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая моя 1.docx

— 57.50 Кб (Скачать)

     Совет по торговле товарами руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов  ВТО и выполнением соглашений Генерального соглашения по тарифам  и торговле 1994 года в сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения Генерального соглашения по торговле услугами. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, занимается также вопросами  предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей  поддельными товарами [7, с. 62].

     Секретариат ВТО, возглавляемый Генеральным  директором, является исполнительным органом ВТО. Секретариат ВТО, в  отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает  решений, так как эта функция  возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат также  обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства  стран, желающих стать членами ВТО.

     Любая страна-член ВТО может участвовать  во всех советах, комитетах и т.д., за исключением Органа по апелляциям и Рабочей группы по разрешению споров, входящих в Орган по разрешению споров, а также комитетов по соглашениям  с ограниченным кругом участников. 

     1.3 Условия присоединения к ВТО 

     Интеграция  в международную торговлю – важнейшее  условие вхождения Казахстана в  мировую экономическую систему, реальный фактор укрепления его мирохозяйственных  связей. Исходной основой интеграции торгово-экономических связей страны являются открытость экономики и  либерализация торговли. Политика открытой торговли объективно необходима для  Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок.

     Режим свободной торговли позволяет реализовать  основополагающее положение современной  теории об эффективности межгосударственных взаимодействий, согласно которой на взаимовыгодной основе экспортируются избыточные и импортируются дефицитные факторы производства [15, с. 26].

     В общей постановке интеграция в международную  торговую систему даёт возможность  странам строить свою стратегию  развития в более предсказуемой  и стабильной торговой среде, которая  гарантирует им такие же права, какие  имеют все другие торговые партнёры, позволяя, таким образом, более эффективно использовать имеющиеся возможности  в торговле. Другими словами, более  открытая, предсказуемая и основанная на международном праве обстановка, даёт возможность странам, используя  выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнёрами [11, с. 24].

     Одним из универсальных торгово-таможенных международных организаций был  и является Генеральное соглашение по тарифам и торговле  – ныне это Всемирная торговая организация.

     Наша  страна является наблюдателем во Всемирной  торговой организации. Но в ближайшем  будущем Казахстан намеревается вступить в эту организацию.

     Таким образом, интенсивное включение  экономики Казахстана в мирохозяйственные  связи, стремление Казахстана стать  равноправным торговым партнёром на мировом рынке обусловили необходимость  его активного участия в работе различных международных экономических  и торгово-таможенных организаций [17, с. 43].

     При переходе к режиму открытой торговли Казахстан взял стратегический курс на вступление во Всемирную торговую организацию. Присоединение к Всемирной  торговой организации потребует  от него адаптации внешнеторгового, таможенного законодательства, правил и практики к содержащимся в соглашениях  Всемирной торговой организации  многосторонним обязательствам.  
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ  ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ  ОРГАНИЗАЦИЮ 

     2.1 Анализ соответствия законодательства РК международным нормам и стандартам, установленным ВТО 

     Нынешнее  состояние законодательства Республики Казахстан требует существенных изменений в законодательной  базе, регулирующей внешнеэкономическую  деятельность. Это связано, прежде всего, с намерением Казахстана вступить во Всемирную торговую организацию.

     Цель  изменений – приведение казахстанского законодательства в соответствие с  правовыми нормами Всемирной  торговой организации. Перевод на нормы  Всемирной торговой организации  внешнеторгового законодательства  Республики Казахстан важен не только с точки зрения присоединения  Казахстана к Всемирной торговой организации.

     Правовая  работа в этом направлении выведет  законодательство нашей страны на правовые нормы, которыми руководствуются практически  все страны мира, уменьшит ведомственный  характер законодательных актов  и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и  открытости внешнеторгового режима Казахстана, на недостаточность которых  поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнёров Казахстана, но и отечественных экспортёров  и импортёров.

     Обычно  обсуждение позитивных и негативных сторон присоединения к Всемирной  торговой организации концентрируется  вокруг количественных параметров: высота таможенных пошлин, возможности субсидирования сельского хозяйства и отдельных  отраслей промышленности, доступ иностранных  конкурентов на рынок услуг и  другое. Всё это важные вопросы. Но хотелось бы подчеркнуть, что таможенный тариф со средним уровнем ставок таможенных пошлин в 14,5% не обеспечил  надёжной защиты внутреннего рынка  нашей страны в середине 90 годов.

     Поэтому вопрос о защите национального рынка  Казахстана должен лежать в иной плоскости. Правовые документы Всемирной торговой организации содержат жесткие правила использования многочисленных средств внешнеторговой политики, включая такие эффективные средства торговой защиты как количественные ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры, технические и другие барьеры в торговле; но они разрешают применение этих мер. Все страны мира применяют именно их. Умелое, своевременное комплексное применение этих мер позволит эффективно защищать конкурентоспособные отрасли экономики Казахстана, обеспечить её экономическую безопасность. Активизация деятельности в этом направлении необходима при отчётливом понимании, что общая тенденция, которой следуют все страны-участницы Всемирной торговой организации, - последовательное, но глубоко избирательное снижение торговых барьеров в международной торговле.

     Защита  внутреннего рынка страны, защита интересов потребителей и производителей, обеспечение общенациональных интересов  в этой области, а в более точном смысле – обеспечение экономической  безопасности Казахстана – представляет собой важнейший, возможно на современном  этапе ключевой, элемент стратегии  экономического роста в республике.

     Защита  внутреннего рынка страны – это  многоплановая система мер, требующая  комплексного подхода к определению  средств, методов, инструментов защиты, механизма их применения и политики их использования, просчитанная на несколько  лет вперёд.

     В современных условиях все страны мира используют широкий комплекс средств  защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции, включающей тарифные и  нетарифные меры, методы внутренней поддержки  национального производства, валютные и кредитные средства, и многое другое. Применение большинства этих средств регламентируется международными правилами, закреплёнными в многосторонних международных соглашениях и  конвенциях. Крупнейший комплекс таких  соглашений, как уже отмечалось, составляют правовую основу Всемирной  торговой организации.

     Сегодня экономические интересы крупных  и мелких государств защищает сложный  комплекс мер регулирования ввоза  и вывоза товаров, который вряд ли говорит о либеральном и открытом характере внешнеторговой политики каждой из этих стран. Характеристика этого торгово-политического механизма  в обобщённом виде дана в таблице 1, где знак « + » означает, что данная группа мер используется данным государством (Приложение А).

     В последние годы правительство Казахстана и законодательные учреждения проделали  значительную работу по развитию и  укреплению государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка Казахстана от неблагоприятных внешних факторов.

     Вместе  с тем, опыт регулирования внешнеторговой деятельности, накопленный в стране за последние два-три года, задачи хозяйственного развития республики, её участие в международном разделении труда и в мировой торговле, процесс присоединения к Всемирной  торговой организации ставят задачи по дальнейшему совершенствованию  всей системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, в первую очередь, в направлении повышения  её эффективности, большего поворота от решения чисто финансовых задач, то есть увеличение доходной части  государственного бюджета, к решению  торгово-политических задач, к чётко  очерченной защите ключевых отраслей казахстанской экономики.

     Анализ  сложившейся к настоящему времени  законодательной основы внешней  торговли, вопросы, обращённые к казахстанской  стороне странами-участницами Всемирной  торговой организации, показывают ряд  слабых мест внешнеторгового режима Казахстана и, следовательно, определяют пути его совершенствования.

     Таким образом, анализ, проведённый в данном пункте, даёт возможность сделать  вывод, что основной проблемой, препятствующей взаимодействию Всемирной торговой организации и таможенных органов  Республики Казахстан, является несоответствие законодательной базы Казахстана в  сфере таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли, нормам и правилам международной торговли, в частности нормам и правилам Всемирной торговой организации, и как следствие затрудняет процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Анализ отрицательных и положительных следствий вступления в ВТО

 

     Особенно  разительные изменения, как свидетельствует  опыт стран- членов ВТО, могут произойти  на рынке потребительских услуг. Например, в сфере телекоммуникационных услуг резкое сокращение цен на телефонные переговоры произошло в 1997 году, после  переговоров о доступе к рынку  основных видов телекоммуникационных услуг. За 13 лет, с 1983-го по 1996 годы, стоимость  телефонных переговоров в Японии и Великобритании снизилась на 55,7 и 60,3 % соответственно, но за один только 1996 год — еще на 67,3 и 86,8%.

     Исследования  политики дерегуляции в сфере  банковских услуг США (либерализация  процедуры открытия филиалов) показали, что в тех штатах, где ограничения  были значительно сокращены, улучшилось качество услуг и увеличился объем  операций. Политика либерализации этой сферы услуг стимулировала рост ВВП на 0,3 — 0,9 % в течение 10 лет  после проведения реформ. По оценкам  экспертов, реформы в сфере образования  в Новой Зеландии привели к  увеличению валового дохода в этом секторе до 545 млн. долл., что составляет 0,5% от ВВП.

     Сама  по себе процедура гармонизации национального  законодательства с системой многосторонних соглашений ВТО не увеличивает риски  осуществления внешнеэкономической  деятельности, а наоборот — уменьшает  их, в силу того, что применение, например, защитных мер против экспортеров  страны-члена ВТО будет четко  регламентированной процедурой, а экспортеры смогут аргументировано защищаться.

     В то же время и у национальных производителей со вступлением в ВТО появится возможность применения защитных мер, предусмотренных системой многосторонних соглашений, из которых можно выделить следующие:

  1. введение временных ограничений импорта с целью выравнивания платежного баланса (если поступления от экспорта резко сократились);
  2. повышение тарифа и количественное ограничение импорта в рамках специальных защитных мер (если увеличение импорта отрицательно повлияло или создает угрозу такого влияния на состояние определенного сектора производства);
  3. ограничение импорта сельхозпродукции в соответствии с Соглашением о сельском хозяйстве и Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер;
  4. применение защитных мер к импорту в рамках антидемпинговых и компенсационных мер (защита от импорта по ценам, формируемым не на рыночной основе);
  5. другие регламентированные средства защиты внутреннего рынка.

Информация о работе Всемирная торговая организация