Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия Всемирной торговой организации и определение её роли в мировой торговле.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

подобрать и изучить необходимую литературу по данной теме;
раскрыть понятие Всемирной торговой организации;
рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью ВТО и её влиянием на развитие международной торговли;
исследовать преимущества и обязанности стран-членов Всемирной торговой организации;
проанализировать последствия вступления стран в ВТО;
изучить переговорный процесс вступления России в ВТО;
оценить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 5
Характеристика ВТО. Цели, задачи, функции
5
1.2. История создания ВТО 6
1.3. Организационная структура ВТО 8
1.4. Принципы ВТО 10
Глава 2. СТРАНЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
Китай и ВТО
13
…и ВТО
18
2.3.
Глава 3. РОССИЯ И ВТО 19
История переговорного процесса
19
Цели и задачи присоединения
22
3.3. Плюсы и минусы вступления России в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по мировой экономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     Начался процесс двусторонних переговоров  со странами, входящими в рабочую  группу. Они проходили крайне медленно – на пути в ВТО Украину опередили многие республики бывшего СССР. В 1998-2003 годах в организацию вступили Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдавия и Армения.

     Однако  в 1990-х годах политическая система Украины была не готова к переговорам с ВТО, так как политический класс был сформирован выходцами из СССР, которые не понимали, зачем нужно вступать ВТО. 

     Активизация процесса вступления произошла в 2003-2004 годах, когда правительство Украины заключило протоколы сразу с 21 страной, включая ЕС (до этого за 10 лет было подписано всего 11 протоколов).

     В 2005 году новоизбранный президент  Виктор Ющенко назвал вступление в ВТО одним из ключевых внешних приоритетов Украины, и правительства Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова в 2005-2006 годах подписали протоколы ещё с 16 странами, включая США и Австралию.

     О необходимости вступления Украины  в ВТО говорилось и в Универсале национального единства, подписанном  большинством политических сил страны накануне внесения в парламент кандидатуры  Виктора Януковича на должность премьер-министра. С конца 2006-го по 2007 год оставалось подписать четыре двусторонних протокола о доступе к рынкам товаров и услуг. Президент настолько стремился ускорить присоединение страны к ВТО, что постоянно устанавливал для правительства предельные сроки. Сначала он требовал завершить интеграцию до конца 2005 года, потом – до 2006-го, до 2007-го.

     Самыми  сложными на последнем этапе стали  переговоры правительства Украины с Кыргызстаном. Подписание протокола с этой страной постоянно переносилось из-за требования Бишкека погасить долг украинских предприятий перед кыргызскими, образовавшийся в момент выхода Украины из рублёвой зоны в 1992 году. В результате в ноябре 2007 года Киеву пришлось выплатить 27 млн. долларов в качестве гуманитарной помощи на ликвидацию последствий землетрясения. После этого Кыргызстан сразу же подписал протокол.

     К декабрю 2007 года Украина имела все необходимые документы и могла рассчитывать на приглашение в ВТО в ходе Генсовета организации 20-21 декабря. Но неожиданные новые требования Евросоюза относительно взимания Украиной экспортных пошлин сорвали планы Киева. Возможность завершить переговоры с ЕС появилась только в январе 2008 года.

     Генеральный совет Всемирной торговой организации  на заседании 5 февраля в Женеве утвердил протокол о приёме Украины в члены ВТО, который подписали президент Украины Виктор Ющенко и генеральный директор ВТО Паскаль Лами.

     Верховная Рада Украины 10 апреля ратифицировала протокол о вступлении во Всемирную  торговую организацию (ВТО). Такое решение  поддержали 411 народных депутатов при конституционном составе Рады в 450 парламентариев.

     После присоединения к ВТО Украине необходимо было принять ещё 11 законов и ряд нормативных документов правительства. В частности, речь идёт о пошлинах на экспорт подсолнечника, лома чёрных и цветных металлов, кожсырья и скота, дискуссия о которых с Евросоюзом привела к задержке процесса вступления Украины в ВТО в конце 2007 года. Согласно достигнутым договорённостям, пошлины будут действовать в течение переходного периода, который продлится 5 лет.  
 
 
 

 

    Глава 3. Россия и ВТО

    3.1. История переговорного  процесса с ВТО

     СССР  в 1946 г. отклонил предложение принять участие в ГАТТ, и стал несколько позднее учредителем СЭВ - интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между странами соцлагеря. Эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС.

     В 1986 году СССР обратился с заявкой  о получении статуса наблюдателя  в Уругвайском раунде переговоров  с целью последующего присоединения  к ГАТТ. США, однако, отклонили эту  заявку, мотивировав это тем, что  СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в мае 1990 года СССР смог получить статус наблюдателя, а Россия унаследовала этот статус с 1992г.

     В июне 1993 г. Правительство России подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. В связи с образованием 1 января 1995 года Всемирной торговой организации (ВТО), включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 года в Секретариат ВТО было передано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к Всемирной торговой организации. В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат Рабочей группы (РГ) - изучить торговый режим России и выработать условия ее участия в ВТО.

     Переговорный  процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. До 1998 г. его  основное содержание сводилось исключительно  к изучению российского внешнеторгового  режима, проходившее в форме представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов Рабочей группы, представила сотни законодательных и нормативных актов. Переговоры проводятся по четырем основным направлениям:

  • переговоры по тарифным вопросам;
  • переговоры по сельскохозяйственной проблематике;
  • переговоры по доступу на рынок услуг;
  • переговоры по системным вопросам.

    Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. В ее состав входят представители всех ветвей государственной власти и общественных организаций. Руководителем российской правительственной делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю. Медведков.

    Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами продолжается практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

     С 1998 по1999 гг. Россия приступила к двусторонним переговорам с заинтересованными странами-членами Рабочей группы по условиям доступа на рынки товаров и услуг и обязательствам в сфере сельского хозяйства, а именно связывание размеров государственной поддержки сельского хозяйства и экспортных субсидий.

     Одновременно  на этих переговорах ведется обсуждение обязательств России по присоединению  к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты  российского регулирования в области торговли и экономики, что подразумевает введение ряда изменений в положения российской правовой системы для ее приведения в соответствие с указанными Соглашениями.

     Двусторонние  тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. Всего по состоянию на начало 2001 г. Россия вела тарифные переговоры с 47 странами-членами ВТО, с 37 странами эти переговоры находились в активной фазе, а с другими - на более ранней стадии.

     В июле 1999 г. было завершено «первое чтение» российских тарифных предложений, и начата подготовка уточнений к первоначальным тарифным предложениям, которые были утверждены Правительством Российской Федерации и переданы странам - членам ВТО в начале марта 2000 г.

     В феврале 2001 г. Россия передала странам - членам Рабочей группы третью редакцию тарифных предложений, на основе которых начат следующий, текущий тур тарифных переговоров.

     В марте 2001 г. начался новый этап переговоров  по сельскохозяйственной тематике на основе переданных Россией в марте 2001г. официальных документов с изложением направлений правительственной политики и оценкой потребностей в финансировании данного сектора, положенных в основу обновленных подходов российской стороны.

     В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями производителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями деловых кругов, представителями научных и общественных организаций.

     В итоге только за 2002-2003 гг. проведено  свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и  более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.

     В течение 2001 - 2008 годов свыше 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – начало 2008 года Министерство провело обучение госслужащих в 49 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 %).9

     В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003-2007 годах российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. На сегодняшний день в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг (результаты договоренностей были опубликованы на сайте Минэкономразвития России 24 ноября 2006 г.).

     Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являлись далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

     Вступление  России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывалось еще и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик

     Россия заморозила переговорный процесс по присоединению к ВТО в рамках рабочей группы летом 2009 года после того, как было принято решение о создании с 1 января Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном и ведении переговоров консолидированно тремя странами. Позднее это решение было пересмотрено и достигнута договоренность, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции. В конце мая 2010 г. рабочая группа по присоединению РФ к ВТО приняла решение о возобновлении переговоров о вступлении России в эту организацию.

     7 декабря 2010г. Россия и ЕС  в Брюсселе подписали меморандум  о завершении двусторонних переговоров  по вступлению РФ во Всемирную  торговую организацию (ВТО). 10 Согласованный проект документа, подписи под которым в преддверии саммита Россия-ЕС поставили глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт, содержит договоренности об урегулировании остающихся вопросов будущих обязательств России в ВТО, включая обязательства по экспортным пошлинам и железнодорожным тарифам.

     Фактически  двусторонние переговоры по ВТО между  Россией и ЕС завершились в  конце ноября 2010г., когда стороны на встрече в Брюсселе сумели решить ключевые вопросы, в том числе самый болезненный для Евросоюза - об экспортных пошлинах на лес.

     Вступление  России намечено российским правительством и руководством ВТО на 1-е полугодие 2011 года.

    1. Цели и задачи присоединения

     Членами Всемирной торговой организации  являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

    Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

Информация о работе Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле