Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия Всемирной торговой организации и определение её роли в мировой торговле.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

подобрать и изучить необходимую литературу по данной теме;
раскрыть понятие Всемирной торговой организации;
рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью ВТО и её влиянием на развитие международной торговли;
исследовать преимущества и обязанности стран-членов Всемирной торговой организации;
проанализировать последствия вступления стран в ВТО;
изучить переговорный процесс вступления России в ВТО;
оценить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 5
Характеристика ВТО. Цели, задачи, функции
5
1.2. История создания ВТО 6
1.3. Организационная структура ВТО 8
1.4. Принципы ВТО 10
Глава 2. СТРАНЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
Китай и ВТО
13
…и ВТО
18
2.3.
Глава 3. РОССИЯ И ВТО 19
История переговорного процесса
19
Цели и задачи присоединения
22
3.3. Плюсы и минусы вступления России в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по мировой экономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    История вступления Китая в ВТО начинается с того, что это государство подписало документы о присоединении к ГАТТ в 1947 г. и до 1949 г. было представлено там правительством Гоминьдана. После образования КНР в 1949 г. правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай выразил пожелание восстановить членство и получил статус наблюдателя. В том же году Китай начал участвовать в многосторонних торговых переговорах Уругвайского раунда. В 1987 г. была образованна рабочая группа для рассмотрения китайской заявки об участии в Организации. В 1995г. она была преобразована в рабочую группу ВТО.

    Если учесть период пребывания Китая в роли наблюдателя в ГАТТ — предшественнице ВТО (1982 г.), то до вступления в 2001г. КНР в ВТО прошло почти 20 лет.  Этот процесс потребовал больших усилий, так как необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной в отдельности об условиях вступления. Кроме того, после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьюторская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс. В целом для Китая вопрос стоял о выработке хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участниц.  

    В августе 1997 г. было достигнуто первое двустороннее соглашение по условиям присоединения к ВТО, которое Китай подписал с Новой Зеландией, а в ноябре 1999 г., после тринадцати лет сложных переговоров - с США. Это означало вступление переговорного процесса в заключительную стадию. Стороны добились необходимых взаимных уступок и обязательств, связанных с защитой интересов своих производителей, экспортеров, потребителей и инвесторов.

    В мае 2000 г. в Пекине было подписано  двустороннее соглашение с Европейским  союзом. В сентябре 2001 г. рабочая  группа ВТО по Китаю, заседание которой проходило в Женеве, утвердила все документы по присоединению страны к ВТО, а в ноябре того же года на министерской конференции в Дохе (Катар) Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника. Китай добился статуса развивающейся страны с соответствующими преимуществами, включая получение переходного периода для поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности и приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО при сохранении определенных льгот в области государственного регулирования и субсидирования.

    Китай был принят в ВТО с 200 существенными  оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных  инвесторов и отменить особые условия  инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности.

    Главной заинтересованностью КНР в членстве в ВТО является превращение страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, с высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания. Являясь членом ВТО, Китай получает унифицированный и прозрачный доступ на рынки стран-участниц, без специфических дискриминаций и барьеров, что, прежде всего, дает новые возможности для существенного укрепления экспортного сектора и экономики страны в средне- и долгосрочной перспективе.6

    Во-первых, Китай ожидает дальнейшего увеличения экспорта сектора высокотехнологичного промышленного бизнеса, который очень привлекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке, так как политические и экономические лидеры в своих выступлениях называют XXI век веком «экономики знания и технологии» и стремятся всячески способствовать развитию научной и технологической базы производства и экспорта.

    Во-вторых, ожидался дальнейший рост традиционных статей китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потребительские товары). Он возможен за счет рынков как развитых стран, так и «азиатских тигров» (Малайзию, Таиланд, Сингапур, Индонезию и др.). Кроме того, есть еще рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО (Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и др.).

    В-третьих, динамично рос сектор коммерческих услуг - туризм, транспортные, коммуникационные, компьютерные и информационные и прочие услуги. В 2001г. КНР занимает 3-е место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гонконга и 8-е место в мире.

    В условиях большей открытости и экспортной ориентации экономики КНР обладает реальным потенциалом расширения влияния на внешние процессы, а масштабы хозяйства и населения страны дают возможность воздействия на внутренние экономические процессы. Так, вступление КНР в ВТО определяет начало активного двустороннего процесса со значительным развитием, как на международной арене, так и внутри страны.

     Членство Китая в ВТО наиболее активно началось с 2005 года. Со своей «преуспевающей» экономикой Китай стал ключевым игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе и еще одной супердержавой мира. Такое определение получила экономика Китайской Народной Республики со стороны Европейского Союза по результатам развития с 2001г. На протяжении первых пяти лет после вступления в организацию торговли, ВВП рос прогрессирующими темпами: в 2003 году — на 10%, 2004г. — 10,1%, 2005г. — 10,4%, 2006г. — 11,1%, 2007г. — 11,4%, 2008г. достиг 24 трлн. 661,9 млрд. юаней (около 3 трлн.493,19 млрд. долл.). Следует отметить, что такой стремительный рост ВВП происходил, несмотря на призывы к замедлению темпов до уровня 8,5—9%, звучавшие сразу после вступления КНР в эту организацию.7

     После вступления в ВТО было обеспечено возрастающее поступление в экономику  Китая прямых иностранных инвестиций (ПИИ) — 60—70 млрд. долл. ежегодно. В 2007 году в экономику страны было привлечено 74,8 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, что на 13,6% больше, чем в 2006 году. Благодаря гибкой и секторально-дифференцированной инвестиционной политике около 54,7% объема ПИИ были направлены в производственную сферу, 22,9% — в недвижимость и только 9% — в сферу торговли.

     Однако  вступление в ВТО несколько негативно сказалось на потребительских ценах, рост которых в первые годы, по официальным данным, колебался в пределах 1,2—4,8% (в основном за счет роста цен на зерновые, продукты питания и жилье).

     Казалось  бы, недавно цены на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания росли в среднем на 3—4% ежегодно. Тем не менее, по официальным данным, в 2007 году цены на продовольственные товары подскочили на 12,3%, в том числе на мясо — на 31,7, растительное масло — на 26,7, овощи — на 7,3%.

     Впечатляющие  темпы роста отдельных сегментов цен наблюдались накануне Олимпийских игр в Пекине, особенно в гостиничном хозяйстве, индустрии развлечений, ресторанном бизнесе. Впрочем, в макроэкономическом плане государству удается держать состояние финансов, в частности дефицит государственного бюджета, под контролем. В 2009г. дефицит не выходил за пределы 1—2% ВВП.

     После вступления в ВТО происходила  модификация валютного курса. Начиная  с 2005 года, центробанк Китая ввел более  гибкий курс национальной валюты —  юаня к доллару США (отсчет начался с внезапной фиксации курса 8,11 юаня за один доллар, что на 2,1% меньше предыдущей фиксированной ставки — 8,28 юаня), который был практически неизменным более десяти лет. В 2008г. курс опустился до 7,06 юаня за доллар.

     Реформирование  налоговой системы страны в рамках обязательств перед ВТО позволило унифицировать системы, применявшиеся для налогообложения городских и сельских районов, а также сократить налогообложение аграрного сектора (в частности отменить аграрный налог, который платили китайские крестьяне в течение веков, то есть еще во времена империи). Это способствовало удовлетворительному росту налоговых поступлений, расширению налоговой базы, более четкому администрированию налогов. В результате объемы налогообложения постоянно возрастают: если в 2005 году они увеличились почти на 20%, то в 2007г. — на 31,4%, достигнув 4 трлн. 944 млрд. юаней.8

     Шаг за шагом Китай был вынужден брать  на себя обязательства по открытию для иностранного капитала ранее  закрытых секторов экономики: банковского, страхового, аудиторского дела, сферы телекоммуникаций и информационных технологий, рынка туристических услуг, гостиничного бизнеса и др.

     Пекин долгое время ограничивал деятельность иностранных банков в стране и  фактически открыл рынок банковских услуг лишь после вступления в ВТО, взяв за основу как географический, так и функциональный принципы.  В географическом смысле Китай был вынужден поэтапно отменить ограничения на функционирование иностранных финансовых структур в регионах страны. Географические ограничения на операции в юанях для юридических и физических лиц почти полностью сняли лишь в 2008 году.

    Определенные  ограничения существуют в сфере аудиторских услуг. Зарубежные аудиторские фирмы могут создавать в Китае в основном совместные предприятия с китайскими партнерами.

    Среди проблем, возникших со вступлением  в ВТО, — рост скрытой безработицы  на селе. В 2007 г. официальный индекс безработицы составлял 4%, а в 2010 году возрос до 4,1% . Несмотря на социально направленную риторику нынешнего руководства, безработица является проблемой, далекой от окончательного решения.

    Определяющую  роль в расширении производства промышленной продукции КНР играет автомобилестроение, которое, безусловно, превратилось в  один из локомотивов экономического развития. В течение первых двух лет после вступления Китая в ВТО производство автомобилей росло ежегодно на 14%, а в 2007 году — на 22,1% больше, чем в 2006г., достигнув 8 млн. 887 тыс. авто (из них 4 млн.798 тыс. — легковых). Производство мобильных телефонов в 2008г. составляло 548,6 млн. (+14,3%), ЭВМ-ноутбуков — 120 млн. (+29,3%).

    Одной из важнейших отраслей китайской  экономики остается сельское хозяйство. В 2007 году было собрано 501,5 млн. тонн зерновых культур (самый высокий показатель за последние восемь лет).

    Вопреки прогнозам, Китай не превратился в заметного в глобальном масштабе импортера продовольствия, хотя и был вынужден открыть рынок для американской пшеницы, сои, а также зерновых и зернобобовых культур других мировых производителей.

    В условиях членства в ВТО значительно укрепилась экспортно-ориентированная модель экономики, а либерализация условий внешнеэкономической деятельности Китая за рубежом способствовала динамическому росту его экспортной экспансии. На фоне динамики объема внешней торговли страны (в 2003 году товарооборот составлял 1 трлн. 422 млрд. долл., а в 2007г. — уже 2 трлн. 173,8 млрд. долл.) опережающими темпами рос экспорт товаров (на 25,7% — до 1 трлн. 218 млрд. долл.).

    Условия нахождения в ВТО оказались чрезвычайно  выгодными для экспортеров. Для конкурентоспособных китайских товаров широко открывается рынок ЕС, превратившегося в крупнейшего партнера КНР в мировой торговле. В 2007 году экспорт Китая в Евросоюз вырос на 29,2% и составил 245,2 млрд. долл.

    Чрезвычайно агрессивно завоевывал Китай российский, индийский и южно-азиатский рынки: экспорт в Россию возрос на 79,9%, в Индию — на 64,7, в страны Юго-Восточной Азии — на 32,1% (2007 г.).

    Успехи  в торговле позволяют Китаю добиться признания его страной с рыночной экономикой многими странами мира. На сегодняшний день более 50 государств официально признали этот статус.

    Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что своевременное выполнение КНР норм ВТО по либерализации секторов экономики и способность адаптироваться к новым условиям повлияли на укрепление, а в дальнейшем и улучшение экономики станы и способствовало «здоровому» развитию отношений Китая с внешним миром. Однако не обошлось и без трудностей: повышение цен на продовольственные товары, увеличение объемов налогообложения, ограничение деятельности иностранных банков, безработица. 

      2.2. Украина и ВТО

      Процесс вступления Украины в ВТО начался 17 декабря 1993 года, когда в секретариат ВТО из Киева поступила официальная заявка. Тогда же была создана рабочая группа по вопросу вступления Украины в ВТО, на рассмотрение которой уже 28 июня 1994 года был вынесен Меморандум о внешнеторговом режиме Украины.

Информация о работе Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле