Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия Всемирной торговой организации и определение её роли в мировой торговле.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

подобрать и изучить необходимую литературу по данной теме;
раскрыть понятие Всемирной торговой организации;
рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью ВТО и её влиянием на развитие международной торговли;
исследовать преимущества и обязанности стран-членов Всемирной торговой организации;
проанализировать последствия вступления стран в ВТО;
изучить переговорный процесс вступления России в ВТО;
оценить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 5
Характеристика ВТО. Цели, задачи, функции
5
1.2. История создания ВТО 6
1.3. Организационная структура ВТО 8
1.4. Принципы ВТО 10
Глава 2. СТРАНЫ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
Китай и ВТО
13
…и ВТО
18
2.3.
Глава 3. РОССИЯ И ВТО 19
История переговорного процесса
19
Цели и задачи присоединения
22
3.3. Плюсы и минусы вступления России в ВТО 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по мировой экономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

    Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что идея создания международной организации возникла ещё до окончания Второй мировой войны, так как была необходимость в регулировке международной торговли. После неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, в результате долгих переговоров в 1994 году была создана Всемирная торговая организация, которая с 1 января 1995 года официально приступила к работе.

    1. Организационная структура ВТО

    Органы  управления ВТО имеют три иерархических  уровня (рис. 1).3

     Рисунок 1. Организационная структура ВТО

     Официальным высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. За время существования ВТО было проведено девять таких конференций (раундов), практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. (Приложение 1)

     Министерская  конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. В настоящее время Гендиректором ВТО является Паскаль Лами. 30 апреля 2009 года Генеральный Совет ВТО принял решение продлить полномочия Паскаля Лами (Pascal Lamy)  в должности Генерального Директора, действующие до 01 сентября 2009 года,  на следующие 4 года.4

     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО, и комиссия по урегулированию споров, которая призвана беспристрастно и быстро решать споры между странами-участницами. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     В подчинении Генерального Совета состоит еще множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор ВТО. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

     Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что во главе Всемирной торговой организации находится Министерская конференция, которая решает принципиальные вопросы, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы. Генеральный Совет руководит несколькими комиссиями: комиссия по урегулированию споров, Совет по товарной торговле, Совет по торговле услугами, Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и другие. В подчинении генерального директора ВТО находится секретариат.  

    1. Принципы ВТО

    Важнейшие принципы ВТО в области регулирования  международной торговли и торговой политики следующие. 5

    Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из любой страны или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и на аналогичный продукт, происходящий из других стран или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношениях недискриминационный подход.

    Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

    Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

    Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч.I).

    Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена, прежде всего, тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

    Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).

    Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

    Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

    Специальные условия для развивающихся  стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам «Токийского раунда» было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

    Исключение  в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленнo развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.

 

     Глава 2. Страны во Всемирной торговой организации

    2.1. Китай и ВТО

Информация о работе Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле