Возрождение абсолютной ренты

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Практически с тех пор, как экономика стала рассматриваться как отдельное научное направление, само понятие и суть ренты обнажило значительные экономические аналитические проблемы. Одной из них является вопрос существования абсолютной ренты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕНТА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
1.1.Экономическая природа ренты, ее сущность
1.2.Формы и виды ренты
ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ РЕНТЫ В СССР И РОССИИ
2.1.Абсолютная рента в СССР: механизм централизованного изъятия
2.2.Абсолютная рента в современной России, отрасли ее применения
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В
КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Абсолютная горная рента обусловлена правом общества и каждого гражданина на недра и долю добытого полезного ископаемого. Абсолютная горная рента выступает в форме платы за использование недр для создания подземного пространства и платы за извлечение из недр природных ресурсов. Абсолютная горная рента подразделяется на горную “объемную” (зависит от объема горного отвода) и горную “потонную“ (зависит от количества извлекаемого из недр полезного ископаемого). По экономической природе абсолютная горная рента схожа с абсолютной земельной рентой, но более сложна и многовариантна по источнику возникновения.                                          Дифференциальная горная рента возникает вследствие возрастающих потребностей общества в продукции горнодобывающих предприятий, ограниченности высокоэффективных запасов полезных ископаемых, различий в горногеологических, экономико-географических и других условиях разработки месторождений. Дифференциальная горная рента - это дополнительная (незаработанная) часть прибыли (сверхприбыль) горнодобывающего предприятия, получаемая сверх уровня прибыли, объективно определяемого по методике, основанной на учете господствующего в экономике (среднего) банковского процента, за счет эксплуатации более эффективных месторождений. Поскольку лучшие природные условия не могут быть исключительной привилегией частного лица или группы лиц, дифференциальная горная рента подлежит частичному акцизу (изъятию) в пользу общества и государства. Дифференциальная горная и дифференциальная земельная рента имеют схожую экономическую природу.                                                                      Водная рента подразделяется на гидроэнергетическую (абсолютную), гидротранспортную (абсолютную) и водопотребительскую (абсолютную и дифференциальную), что определяется основными направлениями использования водных ресурсов как основы для получения электроэнергии (гидроэлектростанции), основы транспортных магистралей (речной, морской флот), источника воды для бытовых и промышленных нужд. В расширенной классификации водная рента пополнилась новым видом - глубоководная и новыми разновидностями - океаническая и озерная.                                                                                    Лесная рента возникает в процессе промышленной заготовки древесины и подразделяется на абсолютную лесную и дифференциальную лесную ренту. Абсолютная лесная рента - это стоимость единицы площади леса, минимально пригодного для промышленной заготовки, приходящаяся на одного жителя страны. Дифференциальная лесная рента - разница в стоимости единицы площади леса, обусловленная качеством, объемом древесины и месторасположением участка леса.                                                                                                  Промысловая рента абсолютна, она возникает при заготовке даров леса, промысле пушнины, диких животных, рыбы, сборе лечебных трав, ягод, плодов, орехов и т.п.[17]                                                                                                                                            Использование космическими кораблями и самолетами воздушного пространства, обусловливает возникновение аэротранспортной ренты.              Современное состояние окружающей среды привело к возникновению нового экономического феномена - экологической ренты, которая обусловлена ограниченностью экологически чистых территорий. Экологическая рента дифференциальная и зависит от совокупного влияния природных факторов (отсутствие радиации, вредных химических веществ в почве, воде, воздухе и т.п.) на состояние среды обитания человека. Цена любого объекта многократно увеличивается, если он расположен в экологически чистой местности и может снизиться практически до нуля, если этот же объект переместить в зону радиоактивного заражения. Разница в цене одного и того же объекта, определяемая качеством среды обитания человека - дифференциальная экологическая рента.                                                                                                                                            Проблема захоронения, утилизации и переработки отходов, и связанное с этим извлечение сверхприбыли, обусловили формирование техногенной ренты. Она включает ренту, связанную с захоронением твердых бытовых, жидких, ядерных, химических, промышленных, строительных отходов на поверхности земли, в недрах и специально созданных могильниках. К техногенной относится рента, возникающая в процессе переработки металлургических шлаков, хвостов обогащения, металлолома. Утилизационная рента возникает в процессе сбора, утилизации и вторичного использования макулатуры, стеклотары, изделий из пластмассы и других полезных материалов.[2]                                                                      Развитие общества, техники и технологий, исчерпание традиционных видов энергетических ресурсов, сырья, может привести, и в ряде случаев уже приводит, к возникновению ренты в процессе использования таких природных ресурсов как солнечная энергия, ветер, энергия приливов и отливов. Классификация ренты позволяет прогнозировать появление новых видов ренты. Например, космическая рента подразделяется на солнечную, метеоритную, лунную, орбитальную и марсианскую. Использование солнечной энергии, продажа метеоритов на бирже, реализация участков на Луне, использование орбиты Земли для размещения спутников и станций уже формирует космическую ренту. Возникновение марсианской ренты может произойти после успешной реализации соответствующей космической программы.              [17]                            Изменения в природе, экономике, обществе, науке и технике обусловили пополнение классификации новыми видами и разновидностями ренты, например: космической, энергетической, частотной, инновационной, рекламной и другими.                                                                                                                                                                         Таким образом,  вся рента имеет экономическое содержание. Когда выделяется экономическая рента как самостоятельный тип, подчеркивается ее не природный, а “чисто“ экономический характер, экономическая рента бывает  природной и неприродной. Неприродная экономическая рента подразделяется на монопольную, торговую, производственную, финансовую, имущественную, дарственную, спекулятивную, экспортно-импортную, интеллектуальную, историко-культурную и др. Природная экономическая рента: земельная рента, горная рента, водная рента, лесная, промысловая, аэротранспортная, экологическая рента и др. Все данные подвиды рент  проявляются в форме дифференциальной, абсолютной, а также возможно применение понятие монопольной  формы ренты, в зависимости от того какой классификации придерживается автор.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ  АБСОЛЮТНОЙ  РЕНТЫ  В   СССР  И  РОССИИ

 

2.1.Абсолютная  рента в  СССР: механизм централизованного изъятия

             

              Собственность на любой ограниченный ресурс  дает основание для получения  чистой или абсолютной  экономической  ренты. При достаточном долгом  отождествлении  земельной и абсолютной ренты, считалось, что  выплата абсолютной ренты выступает своеобразным налогом, повышающим цену   продукта с земельного участка, поэтому еще в XIX  высказывались предложения о передаче земли государству через национализацию. Однако в XX в. в ряде социалистических  стран землю была национализирована, объявлена государственной собственностью, что, однако не привело к ее более эффективному использованию.              Рассмотрим данный процесс более подробно на России и выясним, была ли абсолютная рента.              [19;310]             

              При государственной собственности на землю и другие природные ресурсы вся масса ренты достается государству. В этом случае оно в качестве земельного собственника-монополиста, выходя с продукцией добывающих отраслей на внешний рынок, автоматически присваивает абсолютную ренту, а через налогообложение прибыли и систему регулируемых цен  - и значительную часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией лучших природных ресурсов, направляя всю образующуюся сверхприбыль в централизованный чистый доход. В прошлом было немало попыток определения реальной величины ренты, образующейся в сельском и лесном хозяйстве, в добывающих отраслях промышленности. С помощью различных методов расчета ученые получали примерно одну и ту же величину ренты, поступавшей централизованно в распоряжение государства. Ее полностью относили к дифференциальной ренте, являющейся следствием различий природных условий производства. Так называемая абсолютная рента, выступающая как результат экономической реализации собственности на землю и другие природные ресурсы, вообще не принималась в расчет, поскольку положение об отсутствии абсолютной ренты в условиях безграничной монополии государственной собственности в народном хозяйстве относилось к священным постулатам политэкономии социализма.              [4;84]                                                                                    Первая дискуссия, посвященная рентным отношениям, прошла в нашей стране в 1924-1926 гг. Экономисты леворадикального направления утверждали, что проведенная национализация земли означала и ликвидацию всех видов ренты. Противоположной точки зрения придерживались экономисты-прагматики, полагавшие, что национализация земли, по сути, не внесла принципиальных изменений в характер рентных отношений. По их мнению, в СССР продолжала существовать не только дифференциальная, но и абсолютная рента, которую они считали "вечной" категорией. И поскольку цены на мировом хлебном рынке складываются "на капиталистической основе", то есть включают абсолютную земельную ренту, то представление о ликвидации последней с отменой частной собственности на землю является предрассудком.
                  Как известно, обе точки зрения были отвергнуты большинством советских экономистов, и в дальнейшем утвердилась единственная позиция, признающая наличие только дифференциальной ренты. Впрочем, истина оказалась как всегда посередине и заключалась в том, что оба вида ренты сохранились, хотя и в несколько модифицированном виде, обусловленном особенностями системы всеобщего государственного регулирования.              [11]              В добывающей промышленности СССР до 1930 г. рента изымалась в виде арендной платы, учитывающей рентообразующие факторы и дифференцированной по районам страны. Кроме арендной платы, для предприятий были установлены разведочный сбор (для возмещения геологоразведочных расходов) и погектарная уплата (для изъятия собственно земельной ренты).                                                                                                                                             После налоговой реформы 1930 г. все формы прямого изъятия дифференциальной ренты в народном хозяйстве были отменены, и вместо различных платежей и налогов начал применяться механизм налога с оборота, который  исчислялся как разница между оптовой и розничной ценой и взимался преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. Плательщиками  налога  с   оборота   были государственные  производственные  объединения,  предприятия,   организации, предприятия  общественных  и  кооперативных  (кроме  колхозов)   организаций (фабрики, заводы, фирмы,  оптово-сбытовые  организации,  специализированные  оптовые организaции министерства торговли союзных республик,  предприятия  и оргaнизации потребительской  кооперации  и  др.),  действовавшие  на  основе хозрасчета, имевшие самостоятельный  баланс  и  расчетный  счет  в  Госбанке  СССР. Преобладающий метод исчисления налога  (исчислялось  свыше  85%  суммыплатежа) - метод разницы  в  ценах,  который применялся  при  наличии  двух  прейскурантов  цен  и  утвержденных  твердых оптовых  цен  предприятия   на  определенные  виды  товаров.  Наряду  с  этим  по   многим   товарам   налог  исчислялся по ставкам в рублях и  копейках  с  единицы  измерения  (т,  м3,штуки) и в процентах к выручке от реализации.              [6]                                                        Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по  розничным  или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров  собственного  производства или собственной закупки всем покупателям, а также  при  отпуске по  указанным  ценам  отдельных   товаров   (растительное   масло,   дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения,  предприятия.К  облагаемому  обороту  относились  также  суммы  (за  товары,   подлежащие  обложению налогом с оборота), поступающие на  основании  решения  арбитража,судебных и других  органов  по  рассмотрению споров,  в  порядке  частичной  оплаты  счетов;  от  организации  железнодорожного,  водного,  воздушного  и  автомобильного  транспорта  по  претензиям  за  утрату,  недостачу  и  порчу  товаров при перевозках; суммы надбавок  к  розничным  ценам  (оптовым  ценам  промышленности),   предусмотренные    соответствующим    прейскурантом    за  дополнительную обработку или качественное улучшение товаров. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров,  по которым не установлено обложение налогом  с  оборота  (мясомолочные  товары,овощи, картофель, фрукты и др.);  при  от.  пуске  товаров  в  установленном  порядке по оптовым ценам пред приятий (без налога с оборота)  для  экспорта  внешнеторговым организациям, а также организациям Государственного  комитета  СССР  по  материальным  резервам  и  для   промышленного   потребления;   от   реализации товаров, по которым розничные цены за вычетом торговых и  оптово - сбытовых  скидок  не  превышают  оптовых  цен  предприятий  (без  налога   с  оборота); от  продажи  изделий,  изготовленных  из  материала  заказчика  на  давальческих началах, и от оказания услуг от реализации товаров,  которые  в  виде льготы  полностью  освобождаются  от  обложения  (например,  товары  из  местного сырья и отходов, производимые вновь организованными  предприятиями  местной   промышленности);   от   продажи   товаров   после    произведенной  дополнительной обработки (крашение, полировка, шлифовка, пропитка  и  т.п.); упаковки, расфасовки, если эти товары  были  приобретены  по  розничным  ценам или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота); от  реализации  отходов, полученных при переработке товаров, облагаемых налогом  с  оборота. Не подлежали обложению налогом с оборота также суммы авансов,  полученных  в  соответствии с  действующим  порядком  от  покупателей  :взысканные  с  лиц, виновных в хищениях, недостаче и порче товаров;  выделяемые  поставщиками  в  счетах отдельной  строкой,  не  относящиеся  к  стоимости  товаров  денежных  доходов   государственных,   кооперативных,  общественных   предприятий   и  организаций от реализации услуг  и  нетоварных  работ  (услуги  транспортных  предприятий,  парикмахерских,  предприятий   стирки  и  крашения,  ремонта  вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.).  Этот  налог  был введен налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР  от  3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с  оборота.  Уплачивался  с  полной  валовой выручки от нетоварных операций, фактически  полученной  за  истекший  месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в  зависимости  от  вида  работ  или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов.[13]                                                                                     С 1  января  1958  г.              налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен. За счет существовавшего в стране централизованного механизма определения структуры розничных цен налог с оборота наряду с отчислениями от прибыли составлял основную часть поступлений в бюджет. Данный налог платили все государственные предприятия, организации и производственные объединения (комбинаты), а также общественные, кооперативные и межхозяйственные организации (кроме колхозов), имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Налог с оборота платился независимо от того, произошла или нет фактическая реализация товара. Такой порядок не давал предприятиям возможности своевременно реагировать на изменение спроса.                                                                                                   В результате земля и другие природные ресурсы стали использоваться как бы "бесплатно", что привело к известным отрицательным последствиям - возникновению "затратой экономики". Так, для добывающих отраслей были введены рентные платежи в нефтяной и газовой промышленности, установленные с учетом не столько рентных факторов (продуктивность, местоположение природных богатств), сколько нормативов рентабельности предприятий. Рентные платежи не включались в себестоимость, а выплачивались из прибыли в виде твердой ставки за каждую тонну нефти и кубометр газа.[16]                                                                                                                                            Длительное время (с 1930 по 1992 г.) функцию аккумулирования значительной части прибавочного продукта (чистого дохода) отдельных отраслей народного хозяйства и передачи ее в централизованный бюджет государства выполнял налог с оборота. Причем основным по объему источником налога с оборота служил прибавочный продукт, создаваемый почти на 80% в сырьевых и добывающих отраслях. В то же время он реализовывался главным образом в отраслях перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, где рентные доходы ресурсодобывающих отраслей через систему оптовых и розничных цен принимали форму доходов отраслей, производящих конечную продукцию.[4;86]                                                                                                  В период 1942-81 гг. в СССР взималась также земельная рента. Она  была введена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 «О местных налогах и сборах». Земельная рента  уплачивалась кооперативными предприятиями и организациями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного назначения, предоставленные в бессрочное пользование.                                                                                                                               От уплаты земельной ренты, были освобождены государственные предприятия, учреждения и организации, военнослужащие срочной службы и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы трех степеней, колхозники и ряд др. владельцев земельных участков. В 1981 взамен земельной ренты был установлен земельный налог, который взимался в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 «О местных налогах и сборах» в период с 1 июля 1981 до 1991. Земельный налог уплачивали  кооперативные  предприятия, учреждения и организации, граждане СССР, иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства за земельные участки, отведенные им в бессрочное пользование.[13]                                           Налог исчислялся исходя из площади земельного участка и установленных ставок на 1 кв.м. площади, дифференцированных по 6 классам в зависимости от административного значения поселений, численности населения, развития торговли, промышленности и др. экономич. условий (1-й класс- 1,8 коп., 2-й класс - 1,5 коп., 3-й класс - 1,2 коп., 4-й класс -0,9 коп., 5-й класс - 0,6 коп., 6-й класс - 0,4 коп.).                                                                                                                 Земельный налог уплачивался ежегодно за текущий календарный год: кооперативными предприятитиями, учреждениями и организациями - 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября; гражданами-к 15 июня и к 15 августа равными долями.                                                                                                                                                          Не взимался земельный налог с земли, обслуживающей строения, с которых не взимался налог с владельцев строений; за земли, занятые садами, парками, детскими площадками, стадионами и др. культурно-бытовыми и спортивными объектами; за земельные участки, отведенные гражданам под коллективное и индивидуальное огородничество и садоводство в сельской местности и др. От уплаты налога освобождались государственные организации, колхозы, кооперативные предприятия, учреждения и  организации за земельные участки, отведенные им для с.-х. пользования, в т.ч. для сенокошения и выпаса скота; колхозники и др. граждане, ведущие сельское хозяйство и уплачивающие сельскохозяйственный полог; пенсионеры, военнослужащие срочной службы и члены их семей, Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны и ряд др. категорий граждан.[16]                                                                                                                                                                        Это была законная  дифференцированная  рента, на которой остановились в СССР, а абсолютной ренты в законодательстве как бы не существовало.              По расчетам экономистов, в 70-80-е годы величина земельной ренты достигала в среднем около 60% суммы налога с оборота, а всей ренты в народном хозяйстве, включая горную, - почти 80%.               .                                          Минимальная величина ренты, поступавшей в бюджет СССР, в 1987-1989 гг. в среднем ежегодно составляла около 63 млрд. руб., а в 1989 г. - свыше 69 млрд. руб..В ее составе можно выделить земельную ренту и горную ренту. Например, в 1989 г. вся величина ренты  - 69,2 млрд. руб. состояла из: земельной ренты – 56,7 млрд.руб. и горной ренты  ренты – 12,5 млрд.руб. В 1989 г. приблизительная величина ренты, образующаяся  в добывающих отраслях  и  реализуемая в топливной промышленности составила  около 13%.                                                        Передача государству рентных доходов, образующихся в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, практически может быть обеспечена двумя методами - или с помощью зональной дифференциации закупочных и оптовых цен, или путем прямой передачи ренты государству в местах ее возникновения. Первый метод широко применялся в народнохозяйственной практике СССР, второй, впервые предложенный в конце 50-х годов академиком В. Немчиновым, несмотря на его очевидные достоинства остался лишь в теории, поскольку больше подходил для рыночной экономики. Предложения В. Немчинова сводились к тому, чтобы заменить большую часть налога с оборота рентными платежами, в частности, форму рентных платежей приобрела бы доля налога с оборота, имеющая сельскохозяйственное происхождение. Аналогично и доля налога с оборота, представляющая часть чистого дохода государства, созданного в добывающей промышленности, приняла бы форму прямых рентных платежей по нефтепродуктам, природному газу, углю и т.п. Оставшаяся часть налога с оборота представляла бы в основном акцизные платежи, поступающие в бюджет от реализации специфических потребительских товаров (табачных изделий, алкогольных напитков, предметов роскоши и др.).                                                                                                                                             Возможно, сейчас, когда накоплен негативный опыт добровольной передачи государством в частные руки большой доли ренты на фоне возрастающего дефицита бюджета, становится понятно, почему раньше находились крупные средства для бюджетного финансирования. Очевидно, доля ренты, изымаемой ежегодно в бюджет, была более весомой, чем отражалось статистикой (резервом выступала абсолютная рента). Да и сам механизм изъятия ренты был в то время достаточно отработанным и совершенным по сравнению с тем, что наблюдается сегодня во взаимоотношениях государства и предприятий-товаропроизводителей, даже находящихся в федеральной собственности.                                                                                                                                                           Важно отметить, что раньше государство как собственник земли и всех природных ресурсов с помощью налога с оборота взимало со всех предприятий своего рода арендную плату (в размере нормативно установленной величины абсолютной ренты), а с работающих в лучших условиях - и образующийся дополнительный чистый доход - дифференциальную ренту (через налогообложение прибыли). Эти два вида доходов, поступавших в госбюджет СССР были довольно близки по своей величине. Например, в 1989 г. налог с оборота составлял 111 млрд. руб., а платежи из прибыли предприятии -119 млрд. руб., то есть вместе они обеспечивали более половины всех бюджетных поступлений. По многолетним расчетам экономистов, рентный характер был присущ примерно 75-80% налога с оборота и 60-65% отчислений от прибыли (в бюджет поступало до 25%, остальные 35-40% оставались в распоряжении предприятии).                                                                                                                                                           По данным межотраслевого баланса СССР за 1989 г., по отраслям топливной промышленности из 22,6 млрд. руб. прибавочного продукта, создаваемого в ней, прибыль составляла 13,1 млрд. руб., а налог с оборота - 9,5 млрд.  руб. В госбюджет поступало примерно 209.5 млрд. руб. абсолютной и 3,3 млрд. руб. дифференциальной ренты, то есть суммарно рентные доходы от топливной промышленности в 1989 г. (без учета внешней торговли, а это дополнительно 25-30% доходов от внешнеэкономической деятельности) превышали 12,8 млрд. руб.               [4;85 -87]                                                                                                  Следовательно, через систему регулируемых цен и налог с оборота в централизованный бюджет государства поступала большая часть абсолютной ренты. Централизованно изымалась и значительная часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией и разработкой лучших природных ресурсов (с помощью налогообложения прибыли). Таким образом, по сути негласное признание наличия в хозяйственной практике абсолютной ренты в реальности приводило к ее изъятию прежде всего через налог с оборота. Все виды рентных платежей в сумме составляли рентные доходы, которые официально были отнесены лишь к дифференциальной ренте. Наверное, в прошлом, в условиях полного господства государственной собственности, эта разница понятий не имела особого значения, но она приобретает новый смысл в современной России, когда существенная часть рентных доходов не контролируется государством и не поступает в федеральный бюджет.

   

 

 

 

2.2.Абсолютная рента в современной России, отрасли ее  применения

 

 Прежний отечественный опыт аккумулирования большой доли доходов рентного происхождения в государственном бюджете, методы их последующего межотраслевого перераспределения представляют особый интерес для современной хозяйственной практики в России. Сейчас число рентообразующих отраслей (способных давать крупные рентные доходы) уменьшается, практически лишь топливная и горнорудная промышленность еще в состоянии реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось. [7;22]Однако появляются новые сферы использования ренты, в том числе и абсолютной.                                                                                                                              На сегодняшний день абсолютная рента получила широкое распространение в нефтедобыче. В данном случае под ней понимается постоянный доход, получаемый  собственником с каждой единицы сырья  добываемого минерального сырья. Она образуется независимо  от экспорта  -  даже при относительно невысоких внутренних ценах на сырую нефть. Разумеется, при чрезмерно  заниженных  ценах на нефть абсолютной ренты может и не быть. Однако в настоящее время она заведомо существует, при  чем составляет значительную большую величину. Хорошо известный налог на добычу полезных ископаемых  как раз и отражает попытку ее изъятия.[3;11] При добыче нефти и газового  кондесата  используется твердая налоговая ставка с 1 т. нефти 419 рублей, а за 1000 м3  147 рублей. [14]Если предположить, что все предприятия, добывающие данные вид полезного ископаемого, продают его по одинаковой цене, то сумма налога на единицу будет для всех одинаковой. В тоже время  удельные затраты  на добычу полезных ископаемых, очевидно, варьируется под влиянием различных, в том числе  природных факторов.                                          Другими словами, величина ренты  колеблется в зависимости от объективных условий, в которых происходит разработка месторождений. Следовательно, специальное налогообложение  в рамках налога на добычу полезных ископаемых  должно быть дифференцированным. Однако в настоящее время она является  фактически равным. Соответственно одинаковый (недифференцированный) налог приводит сегодня к тому, что компания, работающая с хорошими, рентабельными месторождениями, не доплачивает налог, а компания, работающая с малым, нерентабельным месторождением, платит такой же налог, который в отношении затрат крайне высок, и работать с таким месторождением крайне невыгодно. Одни получают сверхприбыли, а другие балансируют на грани рентабельности.              [1;51]                                                        Следует иметь  в  виду, что при завышенной  величине абсолютной ренты  часть общей  потребности в нефти не будет удовлетворена. Это связано с тем, что действующие  низкорентабельные  объекты разработки, которые  позволяют выдерживать  обусловленный технологический  годовой уровень нефтедобычи, при возросшей  налоговой нагрузке могут оказаться  убыточными и будут выведены  из эксплуатации. При этом сложившийся баланс нефти и нефтепродуктов будет нарушен. Поэтому важнейшее условие, связанное с определением величины абсолютной ренты, -  обеспечение приемлемой (стимулирующей  нефтяников) рентабельности  на объекте, замыкающем  баланс производства – потребление  сырой нефти. Сегодняшнюю ставку  на нефть                 419 рублей  за 1т              следует считать завышенной: так как еще в 2004 году при ставке  347 р./т  привело к приостановке добычи полезных ископаемых на многих   месторождениях, к банкротству  ряда  нефтедобывающих   предприятий малого и  среднего  бизнеса.              [7;29]                                                                                                  Таким образом, абсолютная рента вызывает ряд негативных последствий в отношении следующих групп  субъектов:

          -  это небольшие компании, которые не могут минимизировать  затраты  за                 счет эффекта масштаба, направляют на экспорт  незначительную  часть               добытой  продукции, разрабатывают  низкодебитные месторождения

              - компании, только  приступившие к разработке месторождения. На ее               начальной стадии удельные затраты высоки, рентабельность как правило               отрицательная.             

              Также стоило бы отметить, что налоговый режим  оставляет значительные сумы ренты в руках  частных компаний, пользующихся  государственным фондом недр, не выполняет  своего предназначения, поскольку не преумножает  благосостояния  всех  граждан. В лучшем случае лишь какая – то часть этих средств   направляется   на расширение  и  совершенствование производства; но чаще всего  рентные доходы   растрачиваются на удовлетворение непомерно возросших  запросов руководителей, а на подкуп чиновников во властных структурах. Едва ли не половина рентных доходов  в России  в итоге просто обращается   в доллары  и переводится за рубеж.  Кроме того,              высокая рента, достающаяся предпринимателям, порождает антистимулы, становится основной причиной               сдерживания  роста инвестиций  и модернизации воспроизводимых факторов экономики.               Поэтому  государство при   изменении  налоговой нагрузки  в стране, не должно одинаково подходить к предприятиям разных отраслей.[3;8]                                                                                                                За счет природной ренты в настоящее время  вполне возможно  покрывать первоочередные  расходы  на  обороны, науку, образование, культуру  и здравоохранение.              Необходимо, просто правильное              распределение видов ренты.                                                                                                                                                                        Кроме того, взимание абсолютной ренты с более низкой ставкой  может стимулировать  более эффективное  использование (освоение) ресурсов  по аналогии с регулирующей ролью  налогов  на имущество. Таким образом, отмеченный выше недостаток (регрессивности) при определенных условиях может стать его достоинством, способствуя  снижению затрат  на добычу полезных ископаемых.              [8;82]                                                                                                                                           

         Вообще в отношении ренты в России наблюдается полное отсутствие законодательных актов, этакий правовой нигилизм, когда каждый может понимать под рентой, что угодно, употреблять это слово для доказательства политических амбиций, для убеждения народа России, что рента успешно изымается, поступает в бюджет, наполняет копилку резервных фондов и т.д. и т. п.                                                                                                                              

                 Хотя законодательно понятие ренты в России отсутствует, тем не менее, российская экономика и ее взаимодействие с мировой экономикой объективно генерирует различные виды ренты в большом количестве, в частности и абсолютную ренту.

               В Налоговом кодексе РФ нет ни одного упоминания о ренте, однако многие налоги являются по факту рентой, в частности абсолютной. Так, например, мы платим за воду, которой пользуемся, при этом существует два способа оплаты и тот и другой можно назвать абсолютной рентой. При первом способе мы платим определенную сумму, за любое количество воды которое израсходуем, а во втором платим за каждый кубометр воды. Оба способа оплаты включают в себя абсолютную ренту, т.к. данная плата не зависит от того на каком расстояние от нас находится вода, ее источник. Владелец  любого  ресурса, который он сдает в аренду или пользование, будет получать в составе платы, сумму за использование абсолютной ренты. Поэтому неудивительно, что сейчас во многих сферах экономики стоит вопросы об использовании категории ренты, в том числе абсолютной.

              На сегодняшний день идут постоянные разговоры об интеллектуальной ренте, ее существовании. Интеллектуальная деятельность занимает важное место в хозяйстве России, а ее результаты представляют собой заметный компонент национального богатства России. В настоящее время значительная часть результатов интеллектуальной деятельности в форме интеллектуальной ренты попадает на мировой рынок. Интеллектуальная рента – это прибыль, получаемая при использовании воспроизводимых, не связанных с эксплуатацией природных ресурсов, интеллектуальных факторов производства, прежде всего интеллектуального капитала. Она образуется у собственников патентов на изобретения, субъектов других видов интеллектуальной собственности, если получила широкое распространение и приносит сверхдоходы. Интеллектуальная рента является результатом таланта и инициативы ученых, изобретателей, инженеров, менеджеров и предпринимателей, которые вправе претендовать на основную часть сверхприбыли. Эта рента служит главным стимулом для повышения инновационной активности. Интеллектуальная рента представляет собой форму экономической реализации различных видов собственности на интеллектуальные ресурсы и инновационные продукты, это доход сверх того минимального уровня, который необходим для привлечения интеллектуальных ресурсов в данную сферу деятельности. Видами интеллектуальной ренты выступают монопольная интеллектуальная рента, дифференциальная интеллектуальная рента и абсолютная интеллектуальная рента.[18]

         В современных условиях   остро стоит вопрос и  о туристической ренте. Туристская рента при соответствующих законодательных основах и мудрой социально-экономической политике государства может создать необходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельности в любом регионе России. И напротив, полное забвение вопроса о туристской ренте может повести развитие туризма в  России по двум направлениям, которые одинаково гибельны: или постоянное упование на дотацию из государственного бюджета, или безудержная коммерциализация туризма, который из-за этого скоро станет недоступным миллионам тружеников. Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Иными словами, туристская рента - это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы. К туристским ресурсам относятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций. В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования трех форм туристском ренты: монопольной, дифференциальной и абсолютной. Абсолютная рента образуется на чисто рыночной основе вне зависимости от формы собственности на туристские ресурсы. Речь идет о том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных, исторических и социально-культурных факторов по своим потребительским качествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор. Понятие "худший природный ресурс" как бы остается в пределах чисто природной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурс обладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической, исторической и социально-культурной, духовной.[9]

Информация о работе Возрождение абсолютной ренты