Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:02, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность вывоза капитала на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить сущность и причины вывоза капитала; охарактеризовать основные формы вывоза капитала; выделить особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики; дать характеристику существующему государственному и межгосударственному регулированию вывоза капитала.
Введение …………………………………………………………………………………………2
Сущность ,причины и цели вывоза капитала……………………………………………..3-5
Формы вывоза капитала……………………………………………………………………5-17
Государственное и межгосударственное регулирование ……………………………..18-19
Заключение……………………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………………….21-22
Ссылки на источники…………………………………………………………………………
Конечно, тут
возникает вопрос о том, как долго
следует поддерживать валютные ограничения?
Ответ определяется теми предпосылками,
которые обусловливают их применение.
Они нужны, видимо, до тех пор, пока
имеет место массированный
14
элемента вывоз капитала за границу. Если удалось бы сдержать отток связанного с этой системой капитала, то можно было бы прогнозировать увеличение в деловой жизни России доли легального бизнеса и рост внутренних инвестиций, по крайней мере, в форме возрастания объемов самофинансирования предприятий. Рост же внутренних инвестиций способен улучшить общую конъюнктуру в стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов.
Российское же
правительство вводит новое, более
либеральное валютное законодательство,
которое, как оно считает, поможет
сделать рубль полностью
Новая версия отменяет
применявшийся ранее принцип
приобретения экспортерами иностранной
валюты в соответствии с заключенными
контрактами. Другими словами, сейчас
предприниматель может
Новое законодательство
кардинально меняет также механизм
регулирования валютных операций, связанных
с движением капитала. Устраняются
действовавшие ранее
Правда, до 2007 года,
Закон вводит ограничения иного
рода, предоставляя Правительству и
Центральному банку право (исходя из
конкретной ситуации, сложившейся в
тот или иной период) затормозить
интенсивность капитальных
Прежде всего,
это проявляется в том, что
предусмотренный Законом
15
Понятно, что крупные структуры, занимающиеся вывозом капитала и имеющие, как правило, тесные связи с различными финансовыми организациями, способны без труда и с минимальными затратами получить подобное обеспечение.
Кроме того, резервирование и использование других ограничений (проведение операций через специальные счета в уполномоченных банках, установление специального режима счетов) не могут быть использованы на регулярной основе, а лишь в крайних случаях. Это вытекает из того обстоятельства, что новое валютное законодательство предусматривает применение ограничений ко всем субъектам валютно-обменных отношений и исключает их использование по отношению к отдельным предприятиям и организациям.
Иными словами, оно не учитывает различий в формах вывоза капитала: к вывозу капитала, необходимого для продвижения российских товаров и услуг за границей, например, не следует применять те же ограничения, что и для вывоза, осуществляемого, в частности, с целью полного сворачивания экономической деятельности в нашей стране и ее переноса в зарубежные страны. В связи с этим данные меры сдерживания оттока капитала будут, очевидно, использоваться Правительством и Центральным банком эпизодически, в чрезвычайных обстоятельствах массированного бегства капитала за границу. Их применение в нормальных условиях будет наносить вред торговой и иной экспансии российских предприятий за рубежом, а потому не может рассматриваться как полезная акция.
Во многом формальный характер новых ограничений связан также с тем обстоятельством, что новая версия Закона позволяет российским предприятиям и организациям открывать в заграничных банках счета (в сугубо уведомительном порядке, то есть без обращения за разрешением к российским органам валютного контроля) для осуществления расчетов с заграничными контрагентами и аккумулировать там выручку от экспорта. Поскольку такие банки находятся вне сферы действия российского законодательства, то и указанные ограничительные меры, очевидно, не применимы к средствам на этих счетах. Это делает использование валютных ограничений малоэффективным. Более того, их введение может породить ситуацию роста экспорта капитала, вместо его сокращения, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительней вести расчеты с помощью счетов, открываемых в заграничных банках, а не на российской территории. Экспортная выручка, превышающая суммы, подлежащие обязательной конвертации в российскую валюту, в значительной части, очевидно, будет оставаться за границей и использоваться там, в том числе, в качестве инвестиций.
Возможность для
российских предприятий пользоваться
расчетными счетами в иностранных
банках не только подрывает основы
регулирования вывоза капитала за границу,
но чревато также рядом других
отрицательных для нашей
Можно прогнозировать и относительное сокращение ввоза иностранной валюты в страну, а, следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпов накопления государственных валютных резервов. В результате уменьшится способность государства воздействовать на курс рубля в целях проведения той или иной экономической политики.
16
Кроме того, видимо, станут более сложными условия деятельности российских коммерческих банков. Сократятся возможности роста их ресурсной базы в результате перемещения определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. А это, безусловно, скажется негативно на прибыльности и на процессах капитализации российской банковской системы, чем, в последние годы были весьма озабочены российские власти.
Однако, несмотря на неадекватный для нашей экономики характер нового валютного законодательства, его, тем не менее, в ускоренном порядке принял парламент страны. Думается, что это обусловлено рядом причин. Первая состоит в том, что значительная часть правящей политической элиты страны все еще не находится в плену либеральной догмы, утверждающей полезность всякого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни вообще и валютных отношений, в частности.
Следующая причина
заключается в неспособности
государственной власти привести в
действие эффективные административные
и экономические механизмы противодействия
утечке российского капитала за границу.
В решающей степени этому способствует
лоббирование интересов крупного бизнеса,
прежде всего олигархических кругов, связанных
с экспортом продукции сырьевого сектора,
в средствах массовой информации, Правительстве
и Парламенте. Для российских предпринимателей
новое законодательство, открывающее
свободный выход капитала за рубеж, является
`царским подарком`. Хотя для экономики
страны в целом, оно не несет ничего хорошего.
Несложно предвидеть, что наметившееся
в последнее время сокращение вывоза капитала
будет вновь поставлено под большой вопрос,
ибо явно ухудшатся условия государственного
контроля за нелегальной миграцией капитала.
17
Государственное
и межгосударственное
регулирование вывоза
капитала
Формы государственного
регулирования процесса вывоза капитала
условно можно подразделить на три
блока: правовой, административный и
экономический. Методы прямого воздействия
реализуются через инструменты
правового (законодательного) регулирования,
административного и
Таким образом,
в экономических средствах
Меры и инструменты
денежно-кредитного регулирования, в
первую очередь направленные на устранение
дестабилизирующего влияния процессов
вывоза и ввоза капитала на экономику
России, не будут эффективны и не
смогут оказывать планируемое
В целях улучшения
условий для экономического роста,
ввоза иностранного капитала в форме
инвестиций, а также для предотвращения
оттока капитала путем противопоставления
внутренних инвестиций в качестве конкурентоспособной
альтернативы оттоку необходимо не столько
снижать общую налоговую
Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, в том числе через "оффшорные схемы", но и оперативно перекрывать
18
возможные каналы
возникновения налоговых
Из исследования
системы инструментов (методов и
форм) реализации стратегии государственного
регулирования вывоза и ввоза
капитала, в том числе включающей
активно - структурные, фискально-структурные,
монетарные, а также направления
более эффективного их использования,
можно сделать следующие
б) Возможности по использованию инструментов регулирования вывоза и ввоза капитала у государства пока ограничены в силу того, что в настоящее время реально используются незначительное число методов и форм соответствующего регулирования.
в) Для увеличения эффективности и гибкости политики государственного регулирования вывоза и ввоза капитала на вывоз и ввоз капитала в целях достижения стратегических целей развития экономики необходимо использование более широкого спектра инструментов (методов и форм).
Проблема оттока капитала, как законного, так и незаконного вывоза его из России, будет существовать, пока не установится определенная стабильность в стране, в экономике, в праве, пока потенциальные отечественные инвесторы не поверят в надежность бюджетной, налоговой, правовой, институциональной систем страны. Непринятие государством в ближайший период экстренных правовых, финансовых, экономических мер по оздоровлению российской экономики, по перекрытию каналов незаконного вывоза денег за границу может привести к дальнейшему вывозу капитала из России, новому финансовому потрясению.
Информация о работе Воздействие инвестиционного климата на вывоз капитала из страны