Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ использования земли и выделение её роли в сельском хозяйстве России.
Для достижения данной цели были решены такие задачи, как: выявление основных проблем рационального использования земли; определение особенности земли как фактора производства; выявление государственного значения при использовании земли в России; определение роли земельной ренты; анализ использования земли в сельском хозяйстве России.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Земля и проблемы её использования в сельском хозяйстве………..4
1.1. Роль земли в сельском хозяйстве и её особенности как фактора производства……………………………………………………………..6
1.2. Анализ использования земли в сельском хозяйстве России…….9
Глава 2. Вопросы рационального использования земли………………….13
2.1. Земельная и аграрная реформы…………………………………17
2.2. Земельная рента и её роль………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………31
В настоящее время численность крестьянских хозяйств, сдающих свои земельные наделы в аренду, не превышает 4%. В условиях продолжающейся активизации деятельности и расширения производства крупных семейных и коллективных предприятий, вовлечения в аграрный бизнес частного капитала численность мелких фермеров, желающих сдать собственные земельные угодья в аренду, будет увеличиваться. И эта аренда будет носить преимущественно товарный характер. Этому будет способствовать постоянно увеличивающиеся предложения по сдаче в аренду земли работников коллективных предприятий, практически прекративших сою деятельность.
Рента по своей сущности представляет собой материализацию неоплаченного рабочего времени. Чем лучше земля, тем больше этого неоплаченного времени сосредоточенно в стоимости. В этом случае количественное выражение непосредственной экономии общественного труда может быть выражено величиной дифференциальной ренты, чем и определяется меновая стоимость земли. При этом требуется рассмотрение вопроса о непосредственном критерии оценки земли. Как оценить два участка земли с различными свойствами и затратами на их освоение? Из двух участков выбирается тот, который имеет большую экономическую эффективность использования, выражающуюся в экономии затрат живого и овеществлённого труда. Если в качестве выбираемого оказался участок, длительно используемый в производстве, и следовательно, с большими затратами вложенного труда, то эти затраты не учитываются, а принимается во внимание та экономия в затратах, которая в настоящий момент достигается по отношению к другому участку, менее выгодному, что приводит к необходимости выбора в качестве критерия оценки рентного дохода с участка. Для определения количественного выражения величины земельной ренты необходимо рассчитать уровни абсолютной и дифференциальной ренты. Исходя из этого, расчётный рентный доход представляет собой сумму дифференциального и абсолютного рентных доходов. Дифференциальный рентный доход (Pi) определяется по формуле:
Pi = (Bi – Зi H0) + ∆Pi + ∆PMi, руб./га,
Где Вi – кадастровая стоимость валовой продукции, обусловленная плодородием земельного участка;
Зi – нормативные затраты на использование данного объекта оценки, руб./га;
Н0 – минимально необходимый для воспроизводства нормативный коэффициент рентабельности (Н0 = 1,07);
(Bi – Зi H0) – рентный доход по плодородию, руб./га;
∆Pi – рентный доход по технологическим свойствам почв, руб./га;
∆PMi – рентный доход, обусловленный местоположением объекта, руб./га.
Абсолютный рентный доход установлен единым для всей страны и равен одному проценту стоимости валовой продукции растениеводства. Абсолютная рента присуща для любых земель, находящихся в чьей-либо собственности. Несмотря на то, что худшие земельные участки низкорентабельны, их возделывание должно приносить минимальный доход, обуславливающий включение их в оборот. Размер этого дохода должен быть абсолютной земельной рентой, а не 1-2%, как это предусмотрено методикой.
Для оценки земель, обусловленных лучшим качеством и их выгодным местоположением, исчисляется другой вид земельной ренты – дифференциальная рента, составляющая часть стоимости продукции. В методике уровень рентабельности, необходимый для определения цены производства, установлен как её уровень на предприятиях с наихудшими условиями хозяйствования и должен составлять 7%.
Однако при определении дифференциальной ренты, и, следовательно, при кадастровой оценке земли речь идёт о стоимости продукции на худших и лучших землях, складывающейся при средних условиях хозяйствования, что имеет принципиальное значение для методики исчисления дифференциальной ренты. Таким образом, на любых участках, вне зависимости от качественных характеристик, сельскохозяйственный товаропроизводитель должен получать среднюю норму прибыли по отрасли, что даёт экономический стимул вовлечения худших земель в хозяйственный оборот.
Важное значение при расчёте рентного дохода с земельного участка имеет её местоположение. Размер земельной ренты, обусловленный местоположением, рассчитывается как разница между стоимостью внехозяйственной транспортировки грузов при средних по региону значениях тарифов грузоперевозок и удалённости субъекта кадастровой оценки и стоимостью их грузоперевозок при индивидуальных параметрах местоположения. Таким образом, кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение стоимости земельных участков по химическим, физическим и технологическим свойствам, климатическим и пространственным факторам, влияющим на их плодородие, удобство обработки и местоположения.
По результатам кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с использованием показателя земельной ренты определяется цена этих угодий. В процессе проведения государственной кадастровой оценки была определена цена на 1 га сельскохозяйственных угодий по всей стране – в среднем около 12 400 руб.
Заключение.
Тема эффективного рационального использования земли в экономики России особенно актуальна. Её нужно рассматривать в нескольких аспектах.
Первый – экономический. В частности, организационно-экономический механизм перераспределения земель может включать условия опциона (предоставляемое арендатору право получения земли в собственность в период действия арендного договора или к окончанию его срока), предусмотренные при заключении договора аренды земли. Целесообразно также отрегулировать цену, за которую арендатор может выкупить в установленных законом случаях используемые им на правах аренды сельскохозяйственного производства земельные угодья из государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения. Так как применение участков с той или иной конкретной целью требует, как правило, всё больших капиталовложений (для приобретения машин, удобрений и т. д.) со временем происходит падение доли цены самой земли в цене всего земельного участка. Возникает замещение плодородия земельных площадей повышением продуктивности используемых земель в результате увеличения материально-технической оснащённости земледельческих отраслей. Поэтому чем больше лет земельный участок находился в аренде при условии его надлежащего использования, тем меньше цена, за которую он должен приобретаться арендатором в собственность. Однако при этом необходимо учитывать также конъюнктуру в сфере обмена земель.
Второй – территориально-правовой. Ввиду того что на территории субъекта Федерации муниципальные образования часто значительно различаются и по площади земель сельскохозяйственного назначения, и по специализации производства (промышленные и сельскохозяйственные районы), а иногда и по рельефу и другим факторам, в ряде случаев следует отказаться от закреплённой законодательством единой нормы установления предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на всей территории субъекта Федерации.
Такая форма должна быть дифференцирована по муниципальным районам в случае установления как минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, так и максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица.
В случае установления максимального размера единицей измерения соответствующей нормы может служить не процент общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района в момент предоставления или приобретения таких земельных участков, а абсолютные величины площади, выраженные в гектарах.
В региональных законах необходимо закрепить правило, согласно которому при предоставлении преимущественного права приобретения в собственность субъекта Федерации или муниципального образования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в установленных законом случаях следует учитывать расположение и планируемое использование такого участка. Так, в случае если при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет субъект Федерации, но земельный участок примыкает к черте населённого пункта или в соответствии с градостроительной документацией предусмотрено его использование для муниципальных нужд, этот участок должно приобрести в собственность городское или сельское поселение, на территории которого он расположен.
Третий – социальный. При его рассмотрении требуется определить механизмы предоставления социальной поддержки сельским жителям, ведущим личное подсобное хозяйство и передавшим на возмездной основе в соответствии с нормативным актом свои земельные доли в государственную собственность области или муниципального образования, либо в собственность сельскохозяйственной организации или другого сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Таким образом, в рыночной экономике для формирования аграрного землепользования земля, в том числе государственная, передаваемая в частные руки путём земельного оборота должна продаваться по реальной рыночной цене. Но у представителей отечественного крестьянства, включая сельскохозяйственные организации, нет средств, чтобы выкупить землю по рыночным ценам. Поэтому начинает получать распространение механизм привлечения земель сельскохозяйственного назначения через государственного посредника (оператора) в государственную собственность субъектов Федерации с целью последующей передачи таких земель в аренду сельскохозяйственным производителям. Это механизм в определённой мере предотвращает разбазаривание земельных ресурсов и в то же время превращает сельскохозяйственное землепользование в область государственного хозяйствования. В обязанность государства также входит забота о невостребованной земле, пока она не перейдёт к эффективному хозяину. А для поддержания необходимого порядка нужны определённые инвестиции, но это уже другой вопрос. Поэтому не менее важной проблемой становится разработка экономических стимулов, способствующих более рациональному размещению и специализации сельскохозяйственного производства по территории страны. Анализ показывает, что это может обеспечить экономию расходов ресурсов для отдельных товаропроизводителей и государства в целом.
Необходимо усилить внимание к вопросу о предотвращении массового банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей. За последние четыре года соответствующую процедуру прошли около 20 тыс. сельскохозяйственных организаций, некоторые – даже не однажды. В таких условиях организовать стабильное, развивающееся производство невозможно, какие бы организованно-правовые формы ни преобладали в отрасли. Практика показала, что из 280 тыс. созданных за годы реформ крестьянских хозяйств лишь 126 тыс., или менее их половины, занимаются сельскохозяйственным производством. Следует также продолжить исследования по выработке условий повышения доступности кратко, средне- и долгосрочных кредитов, лизинга, совершенствование налогообложения, системы страхования природных, производственных и рыночных рисков.
Несмотря на увеличение выделенных государственных бюджетных ресурсов, они ещё недостаточно для коренного изменения ситуации. Сценарные условия развития экономики страны на предстоящий прогнозный период формируется исходя из стратегической цели, которая определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития РФ, март 2008 г.), - превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход её на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. При этом ставятся задачи повышения благосостояния граждан, укрепления национальной безопасности, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе. Условия на предстоящие пять лет, т. е. на базовый период, для перехода к совершенствованию формирования и развития АПК нового инновационного качества, определены государственной программой. В то же время фактором, который негативно скажется на экономических возможностях АПК, станет завершение либерализации рынков энергоресурсов, в том числе электроэнергии и газа. В предстоящий период готовится вступление России в ВТО, что усилит конкуренцию на внутреннем продовольственном рынке и будет сдерживать наращивание отечественного производства сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим для АПК реальным является рассмотрение двух сценариев его развития до 2020 г.: первый – в условиях реализации государственной программы с сохранением её базовых условий функционирования АПК до 2020 г.; второй (инновационный) – в условиях реализации государственной программы до 2012 г. с коренным улучшением социально-экономических условий функционирования АПК в 2013-2020 гг., предусматривая улучшение экономических отношений в целях повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства, обеспечивающую повышение производительности труда; стимулирование восстановления посевных площадей и поголовья скота и птицы; увеличение вложений в развитие инфраструктуры рынка; разработку и осуществление мер по улучшению условий жизни в сельской местности; восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих агропромышленное производство материально-техническими ресурсами; совершенствование инвестиционной политики; стимулирование развития кооперации и интеграции.
Список литературы.
1. Гаранькин Н. Актуальные проблемы землепользования //Экономист. – 2006. - №2.
2. Дугин П. Критерии оценки земли //Экономист. – 2007. - №3.
3. Емельянов А. Структурная перестройка: цели и результаты //Экономист. – 2008. - №2
4. Емельянов А. Финансово – экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления // Экономист. – 2006. - №8.
5. Жибинова К. В. О рентных отношениях в сельском хозяйстве России; Краснояр. гос. Аграр. Ун-т – Красноярск, 1997.
6. Жибинова К. В. Приватизация и земельно-аграрная реформа в России; Краснояр. гос. Аграр. Ун-т – Красноярск, 2008.
7. Катаев В. Тенденция развития фермерского сектора //Экономист. – 2007. - №2.
8. Колошина Л. Результаты национального проекта «Развитие АПК» // Экономист. – 2008. - №6.
9. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования //Экономист. – 2008. - №1.
10. Крячков И. О концентрации сельскохозяйственного производства // экономист. – 2006. - №3.
11. Липски С. Формы землепользования //Экономист. – 2006. - №3.
12. Семёнова Е. Экономико-правовое развитие рынка земли в Российской Федерации //Экономист. – 2004. - №4.
13. Трушин Ю. Национальный проект по АПК //Экономист. – 2006. - №10.
14. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК // Экономист. – 2007. - №5.
15. Ушачёв И. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы //Экономист. – 2006. - №5.
16. Ушачёв И. Научное обеспечение программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. // Экономист. – 2008. - №4.
2
Информация о работе Вопросы рационального использования земли в сельском хозяйстве России