Вопросы рационального использования земли в сельском хозяйстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ использования земли и выделение её роли в сельском хозяйстве России.
Для достижения данной цели были решены такие задачи, как: выявление основных проблем рационального использования земли; определение особенности земли как фактора производства; выявление государственного значения при использовании земли в России; определение роли земельной ренты; анализ использования земли в сельском хозяйстве России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Земля и проблемы её использования в сельском хозяйстве………..4
1.1. Роль земли в сельском хозяйстве и её особенности как фактора производства……………………………………………………………..6
1.2. Анализ использования земли в сельском хозяйстве России…….9
Глава 2. Вопросы рационального использования земли………………….13
2.1. Земельная и аграрная реформы…………………………………17
2.2. Земельная рента и её роль………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ использования земли в сельском хозяйстве России.

 

Организация рационального использования земли - понятие широкое и многогранное. Однако из всего комплекса мероприятий по решению данной проблемы приходится выбирать наиболее приемлемые и реальные для практического осуществления в настоящее время.

В субъектах Федерации активно создаётся механизм перераспределения земельных ресурсов в целях концентрации сельскохозяйственных угодий у эффективных пользователей (индивидуальных и коллективных). Закрепляемые в региональных законах нормы земельных отношений направлены на устранение расточительства земельных ресурсов аграрного землепользования, под каким бы предлогом оно ни осуществлялось, в  некоторых регионах возникает организационно-экономический механизм передачи, в том числе на возмездной основе, земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность субъекта Федерации или муниципального образования на его территории. Применительно к сформировавшемуся многообразию форм собственности на землю в качестве основных мер государственного регулирования сельскохозяйственного землепользования следует отнести такие:

                  Контроль за недопустимостью самовольного изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель и формирование «прозрачных» процедур такого изменения в случае необходимости;

                  Преимущественное право государства (или муниципальных образований) на покупку продаваемых земельных участков, используемых в товарном сельскохозяйственном производстве, а также земельных долей;

                  Борьба с монополистическими проявлениями (в том числе при помощи ограничений излишней концентрации земель);

                  Расширение сферы действия налоговых регуляторов, в том числе дифференцированный подход к налогообложению земельных сделок (например, в зависимости от разницы цен при покупке и последующей перепродаже земли, продолжительности владения и других факторов).

При этом к основным регуляторам сельскохозяйственного землепользования наряду с налогами на сделки следует отнести также земельный налог, арендную плату и выкупные платежи за государственные и муниципальные земли, компенсационные выплаты, связанные с возмещением убытков прежних землепользователей или потерь сельского хозяйства (при выбывании плодородных земель из сферы аграрного производства). Причём такие платежи должны обеспечить как поступление стабильных доходов, так и решение задач по государственному управлению землепользованием: выравнивание условий хозяйственной деятельности на землях различного бонитета и местоположения; воздействие на мотивацию участников земельных отношений (стимулирование их к более рациональному распределению земель, например к отказу от тех земель, эффективно использовать которые они не в состоянии); регулирование земельных сделок, совершаемых частными лицами, а также разрешение споров при установлении ограничений в использовании земель (путём введения понижающих коэффициентов для соответствующих участков или их частей); выравнивание социальных диспропорций и стимулирование различных форм землепользования.

В последние годы идёт процесс акционирования и приватизации землеустроительных организаций. Повышенный спрос на такие услуги связан с постановкой земельных участков на кадастровый учёт, а также с необходимостью переоформить в сжатые сроки прежние права на землю для подавляющего большинства юридических лиц (требование Земельного кодекса 2001 г.). В этой связи следовало бы дифференцировать степень регулирующего участия государства землеустроительных услуг в зависимости от категории лиц, которым такие услуги оказываются.

В частности, можно выделить три принципиально различные группы потребителей землеустроительных услуг.

Во-первых, органы власти, привлекающие землеустроительные организации для выполнения работ, связанных с разграничением государственной земельной собственности и др. Как правило, заказы на такие работы распределяются на конкурсной основе. Соответственно землеустроительные организации, конкурирую между собой за возможность получить крупный контракт, не должны диктовать свои условия заказчику.

Во-вторых, юридические лица, переоформляющие прежнее право бессрочного (постоянного) пользование землёй на право собственности или аренды. В данном случае стоимость землеустроительных услуг, как правило, включается в выкупную цену, поступающую затем в государственные или местные бюджеты.

В-третьих, граждане, сталкивающиеся при оказании им таких услуг с «диктатом» одной или нескольких (но действующих согласованно) землеустроительных организаций. При этом со стороны последних полнее возможны: завышение цен на услуги; навязывание дополнительных услуг, в том числе связанных с необоснованно высокой точностью работ. Взаимоотношение граждан и оказывающих им услуги организаций должны регулироваться государством (определение минимума обязательных землеустроительных действий при постановке земельного участка на кадастровый учёт или при совершении с ним разного рода сделок, борьба с монополизацией рынка землеустроительных услуг и т. п.).

Таким образом, в стране созданы необходимые организационно-правовые условия для формирования регулируемых государством рыночных отношений во всех секторах сельскохозяйственного землепользования. Вместе с тем в отношении сектора товарного производства окончательно урегулированными эти вопросы можно будет считать только после принятия в регионах законодательных актов, конкретизирующих с учётом местной специфики положения федерального законодательства. Так, к настоящему времени более чем в половине субъектов Федерации уже действуют региональные законодательные акты.

Современный процесс совершенствования земельных отношений и становления механизмов их государственного регулирования можно разделить на следующие этапы:

Первый – осуществлены массовое административное перераспределение и приватизация земли, а также связанная с ними реорганизация бывших колхозов и совхозов (1990-1993 гг).

Второй – принципиальное изменение характера земельных отношений, в том числе механизмов государственного воздействия на их участников при перераспределении земель (в секторах нетоварного сельскохозяйственного производства – с 1993 по 1997-1998-е гг, товарного производства с 2003 г. по настоящее время, в период 1993-2003 гг. рынок формально существовал, но не имел должного правового обеспечения).

Третий – формировавшийся механизм саморегулирования земельных отношений и дальнейшее совершенствование форм и методов его государственного регулирования (только в секторе нетоварного сельскохозяйственного производства – с 1998-1999 гг. по настоящее время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Вопросы рационального использования земли.

 

Рациональное использование земли выступает на двух уровнях: 1) народнохозяйственный; 2) отраслевой, включающий самостоятельное хозяйствование отдельных сельхозпроизводителей.

Практикой сельскохозяйственных предприятий выявлены преимущества крупных хозяйств перед мелкими. В них создаются большие возможности для применения достижений научно-технического прогресса, новых технологий, техники и оборудования; повышения урожайности культур и продуктивности животных, снижения себестоимости продукции, роста производительности труда; развития большего числа отраслей с замкнутым циклом производства, переработки и реализации продукции без посредников; формирования социальной структуры села, содержание необходимого штата высококвалифицированных руководителей и специалистов, обеспечение дополнительных рабочих мест; лучших условий труда, быта, культуры и более высокой заработной платы. Такие хозяйства обладают большей инвестиционной привлекательностью для инвесторов. В них наиболее эффективно используются средства государственной поддержки, а также частные инвестиции.

Однако, развитие личных подсобных хозяйств – явление, также имеющее ряд положительных сторон. Удельный вес земель, находящихся в собственности фермеров, составляет 41,8% общего количества предоставленных угодий, а в пользовании – 15,3%. Ожидать в будущем значительного увеличения этой категории земель не предоставляется возможным из-за необходимости наличия у фермеров значительных денежных средств для их приобретения.

Однако нельзя не согласиться с тем, что возврат к примитивному самообеспечению по многим видам продукции за счёт хозяйств населения – это мера временная и обусловлена исключительно тем, что крупные товарные хозяйства сегодня не способны в ускоренном темпе увеличивать объёмы производства сельскохозяйственной продукции.

Как показал анализ, около 82% хозяйств ведут своё сельскохозяйственное производство, чтобы получить доход, необходимый для удовлетворения текущих потребностей семьи. Данная категория крестьянских хозяйств будет продолжать использовать и те земли, которые не приносят даже среднего дохода. Предельным земельным участком, который имеет для них смысл обрабатывать, является такой, когда за вычетом всех расходов он принесёт фермеру лишь обычную «заработную плату». Эти хозяйства готовы обрабатывать любые участки, приносящие хоть какой-нибудь доход, т. е. они руководствуются интересами обеспечения денежными ресурсами семьи и потребления, а не стремлением к получению максимального дохода.

Производственная, экономическая и финансовая устойчивость этих крестьянских хозяйств, ведущее натуральное и низкотоварное производство, объясняется меньшей потребностью в денежных средствах, независимостью от внешних условий, таких как кредитование, налогообложение, ценообразование, бюджетное финансирование.

Однако данная группа хозяйств может сократиться из-за непрохождения государственной регистрации крестьянскими хозяйствами, имеющими статус юридического лица (в 2004 г. налоговые органы начали процесс закрытия хозяйств) и осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица (на 1 январе 2005 г. не прошли перерегистрацию 369 крестьянских хозяйств). Количественные изменения в сторону увеличения произойдут в крупных высокодоходных и технически оснащённых хозяйств. Их уже насчитывается около 18% общей численности хозяйств.

Но суть их сводится к одному – сельское хозяйство страны находится в тяжёлом финансовом положении. Более трети сельскохозяйственных организаций являются убыточными. Цена на сельскохозяйственную и промышленную продукцию постоянно растут, что негативно сказывается на производстве. Удорожание энергоносителей, рост других затрат ведёт к значительному повышению себестоимости продукции, и в конечном итоге – к снижению конкурентоспособности сельского хозяйства, резкому спаду производства.

Особо необходимо остановиться на проблеме восстановления и повышения плодородия почв. Их состояние вызывает тревогу. Четвёртая часть земли охвачена водной и ветровой эрозией, каждый пятый гектар – это засоленные и солонцеватые почвы.  Запасы гумуса в пахотном слое ежегодно сокращаются в среднем на 0,5%, водной и ветровой эрозии подвергнуто 27% площадей сельскохозяйственных угодий. Вынос питательных веществ из почвы с урожаем многократно превышает их внесение с удобрениями (табл. 2).

Таблица 2

Площадь распространения видов деградации земель в стране

Площадь с/х угодий, млн. га

Вид деградации земель, % с/х угодий

Всего

Пашня

Эрозия водная

Эрозия ветровая

Заболоченные и переувлажнённые

Засоленные,

солонцеватые

220,6

121,6

17,8

8,4

12,3

20,1

Информация о работе Вопросы рационального использования земли в сельском хозяйстве России