Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ использования земли и выделение её роли в сельском хозяйстве России.
Для достижения данной цели были решены такие задачи, как: выявление основных проблем рационального использования земли; определение особенности земли как фактора производства; выявление государственного значения при использовании земли в России; определение роли земельной ренты; анализ использования земли в сельском хозяйстве России.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Земля и проблемы её использования в сельском хозяйстве………..4
1.1. Роль земли в сельском хозяйстве и её особенности как фактора производства……………………………………………………………..6
1.2. Анализ использования земли в сельском хозяйстве России…….9
Глава 2. Вопросы рационального использования земли………………….13
2.1. Земельная и аграрная реформы…………………………………17
2.2. Земельная рента и её роль………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………31
В то же время финансирование мероприятий по плодородию почв не отвечает потребностям и не может обеспечить условий повышения продуктивности земель, продолжается процесс деградации земель. Для решения этой проблемы необходима переориентация рынка минеральных удобрений на отечественного производителя в объёме 4-5 млн. т действующего вещества в год.
Для научного обеспечения реализации государственной программы по вопросам земледелия наиболее важны следующие мероприятия:
Методологическое обеспечение агроэкологической, кадастровой оценки земель, проектирование систем земледелия на ландшафтной основе и агротехнологий различного уровня интенсификации;
Научно обоснованная разработка системы мер по возврату в сельскохозяйственное производство и консервации земель, выбывших из оборота;
Прогноз уязвимости агросферы в условиях меняющегося климата, оценка рисков аномальных условий для сельскохозяйственного производства и деградации земель;
Развитие исследований по проблемам биотехнологии использования микробного потенциала агроценозов на основе молекулярной биологии и нанотехнологии;
Усовершенствование технологических приёмов ведения сельскохозяйственного производства на территориях, подвергшихся техногенному загрязнению.
Провести эти мероприятия возможно лишь при консолидации средств бюджетов Минсельхоза РФ и Россельхозакадемии при участии Росгидромета и др. Большое значение при этом имеет сохранение и расширение площадей мелиорированных земель, доля которых в общей площади пашни в целом по стране должна составить не менее 8%. Институты отделения мелиорации имеют достаточные заделы по разработке новых технологий и технических средств мелиорации. С привлечением ведущих учёных вузов и специалистов министерства они уже подготовили концепцию мелиорации сельскохозяйственных земель в России.
2.1. Земельная и аграрная реформы.
Рыночные преобразования в аграрном секторе за полтора десятилетия изменили земельные отношения. Сложилось частное пользование землёй. Действующие законодательство о земле расширило права владельцев. Речь идёт о вовлечении в оборот купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе земельной реформы были реализованы такие направления, как приватизация земель колхозов и совхозов; наделение землёй крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения; переход к системе платного землевладения и землепользования; создание основ функционирования земельного рынка.
Начало реформы положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В соответствии с ним комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам (структура администрации) могли создать фонд перераспределения земли, заниматься оформлением изъятия, предоставления, закрепления земель, а также продавать землю при условии её использования для сельскохозяйственных целей по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов – на аукционах гражданам и юридическим лицам. Таким образом, для организации или экстенсивного расширения сельскохозяйственного производства граждане и юридические лица могли купить землю ещё в 1992 году. В дальнейшем, вплоть до настоящего времени, было принято более 30 законодательных и нормативных актов, которые в той или иной степени детализировали возможности приобретения земли для ведения сельскохозяйственного производства.
Происходит постепенный поворот в сторону признания за агропромышленным комплексом приоритетного развития. Об этом свидетельствует ряд показателей:
Значительную роль в изменении ситуации сыграл национальный проект «Развитие АПК». Как следует из материалов Минсельхоза России, по большинству показателей намеченные этим проектом параметры достигнуты, а по размерам предоставления кредитов существенно превышены по всем трём направлениям аграрной реформы: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования», «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов на селе». Этот проект определил место АПК и сельского хозяйства в экономике страны, как в центре, так и в субъектах Федерации, создал хорошую стартовую площадку для создания условий его ускоренного экономического развития.
Однако экономика большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им осуществлять расширенное воспроизводство, использовать экономические стимулы, предоставляемые государством. Отстаёт модернизация и техническое обновление отрасли сельского хозяйства. Это связанно, как с низкой доходностью товаропроизводителей, так и с состоянием сельскохозяйственного машиностроения. Всё это предопределяет важность и необходимость реализации в полной мере «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».
Цель и основные направления государственной программы. Определены три цели: развитие сельских территорий; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Кроме того обозначены пять основных направлений, на которые направлены финансовые ресурсы:
Устойчивое развитие сельских территорий – 20%;
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства – 12%;
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства –13%;
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства – 54%;
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – примерно 1%.
В целом федеральная и региональная поддержка сельского хозяйства составит за 5 лет около 1 трлн. 100 млрд. руб. Это значительные средства, но они, во-первых, несоизмеримы с объёмами поддержки сельского хозяйства в развитых странах, и, во-вторых, необходимо в сжатые сроки после длительного периода разрушения производственного потенциала решать неотложные проблемы технической модернизации, восстановления плодородия почв, поголовья скота, обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Если это не сделать, то создать конкурентоспособное агропромышленное производство будет сложно.
Именно поэтому национальный проект «Развитие АПК» получил широкое распространение. Данная программа открывает большие возможности для роста объёма инвестиций агропромышленный комплекс страны. ОАО «Россельхозбанк» стал одной из ведущих кредитных организаций, обеспечивающих финансовую поддержку. Банк предоставляет кредиты производителям продукции животноводства, для организации подсобных (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных кооперативов, а также обеспечивает финансовую поддержку строительства и реконструкции предприятий сельскохозяйственного назначения.
Общий объём финансирования национального проекта, имея в виду субсидирование процентной ставки на текущий и следующие годы, определён в сумме 34,9 млрд. руб. (2007 г.). Таким образом, для деятельности кредитных организаций страны открываются широкие перспективы. А главное – механизм привлечения инвестиций в сельское хозяйство начинает работать целенаправленно.
Для того чтобы обеспечить более широкую доступность кредитных ресурсов, банком значительно упрощены правила их предоставления для всех категорий заёмщиков, и особенно владельцев личных подсобных хозяйств. В частности, принято принципиальное решение: предоставлять кредиты по всем программам проекта со ставкой не выше 14%. Сняты некоторые ограничения для субъектов малого предпринимательства.
Первые шаги по реализации проекта убеждают в том, что совокупность действий на ближайшие годы определена правильно. Включив банковские механизмы и тем самым, повысив эффективность кредитно-финансовой системы, государство получило возможность значительно увеличить вложения в развитие АПК, существенно поднять его потенциал и конкурентоспособность. При этом новые подходы к финансированию обеспечивают устойчивость, равнодоступность и гарантированность поддержки товаропроизводителя. Всё это открывает хорошие перспективы для роста инвестиций в аграрный сектор.
Условием для развития агропромышленного комплекса, в том числе и сельского хозяйства, является переход на инновационную модель развития. Инновации начинаются с научных исследований, которые призваны вести Россельхозакадемия и её научно-исследовательские учреждения. При этом необходимы участие учёных в научном сопровождении реализации государственной программы и выработка мер по дополнению и корректировке её положений. Ведущим в этой программе является раздел по устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, т. е. человека, с его нуждами и потребностями, необходимыми знаниями, мотивировкой к производительному труду, без которого невозможно высокотехнологичное производство. Однако для достижения этой цели недостаточно тех мер, которые предусмотрены программой. В связи с этим целесообразно разработать предложение по следующим направлениям.
В перспективном периоде следует ожидать, что переход на индустриальные технологии вызовет, с одной стороны, значительное высвобождение рабочей силы из сельскохозяйственного производства и рост безработицы на селе. Её уровень и сейчас достигает 11%, не считая занятых в личных подсобных хозяйствах. С другой стороны, уже сейчас ощущается недостаток квалифицированных кадров, способных осваивать эти технологии. Поэтому учёным-экономистам предстоит в дополнение государственной программе разработать федеральную и региональные отраслевые программы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности, включая несельскохозяйственные виды деятельности, а также программу по системе непрерывного обучения кадров. Все программы должны быть увязаны с повышением производительности труда, которая пока остаётся низкой.
Большое значение для эффективной реализации программы имеют более благоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства. В их числе: пролонгация (продление) до 2012 г. федеральной целевой программы по сохранению и восстановлению плодородия почв; создание системы государственного информационного обеспечения АПК, ресурсами которой могут пользоваться на бесплатной основе сельскохозяйственные товаропроизводители; активизация участия в формировании и реализации аграрной политики союзов и ассоциаций товаропроизводителей.
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она всё более вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решились проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, учёта трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, правового, экономического и экологического обоснований решений по перераспределению земель. Значительная площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т. д.).
По мере проведения земельной реформы изменились социально-экономические связи в аграрном производстве, ослабли процессы концентрации и специализации производства, упростились технологические процессы, произошла деградация трудового потенциала. Сельскохозяйственные предприятия различных форм хозяйствования до сих пор уменьшаются в размерах: сокращаются площади земельных угодий, численность занятых, поголовье скота, количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Сформировался слой крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжении которых переданы большие земельные площади. Развитие фермерского уклада осуществлялось неравномерно, однако размеры фермерских хозяйств в настоящее время стабилизировались.
2.2. Земельная рента и её роль.
Собственная земля в большинстве случаев, как показала практика функционирования семейных предприятий, не доставляет фермерам достаточных финансовых средств для обеспечения их семей и осуществления инвестиций, вследствие чего дальнейшее развитие получит аренда. Арендованные крестьянскими хозяйствами земли в 2003 г. составил 41,9% общей площади предоставленных им земельных угодий, или 5711,7 тыс. га (2,9% всех сельскохозяйственных угодий страны).
Информация о работе Вопросы рационального использования земли в сельском хозяйстве России