Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования 4
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 4
1.2. Принципы и методы планирования 9
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 14
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования 14
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования 21
Заключение 25
Список литературы 27
«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов».[9, С 21]
Таким образом,
бизнес-план предполагает оценку собственной
предпринимательской
В определенном
смысле, бизнес-план, как форма планирования,
позволяет повышать эффективность
предпринимательской
Обычно целью
разработки бизнес-плана является необходимость
долговременного или
В связи с этим важное значение имеет структура бизнес-плана, которая должна логически связать все элементы внутрифирменного планирования, охватить все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, охарактеризовать состояние и перспективы развития компании, дать наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.
Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть, важна не только их постановка, но и последующая реализация, без чего составление бизнес-планов, в сущности, теряет смысл. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.
Практика российских
компаний убедительно свидетельствует
о необходимости бизнес-
Бизнес-план можно
с полной уверенностью рассматривать
в качестве формы планирования, определяющего
содержание целей и задач, время
и пути их достижения. Его значение
обусловлено и возможностью использования
бизнес-плана в качестве средства
привлечения необходимых
Бизнес-план выступает
как объективная оценка собственной
предпринимательской
Следовательно,
бизнес-план – одновременно поисковая,
научно – исследовательская и
проектная работа. В связи с
тем, что бизнес-план представляет собой
результат исследований и организационной
работы, имеющей целью изучение конкретного
направления деятельности фирмы (продукта
или услуг) на определенном рынке
и в сложившихся
- конкретный
проект производства
- всесторонний
анализ производственно-
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Таким образом, бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Совершенствование внутрифирменного планирования" можно сделать ряд выводов:
Внутрифирменное планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием.
В современных
условиях становления рыночных отношений
внутрифирменное планирование приобрело
качественно новые черты и
особенности. Это обусловлено огромными
масштабами обобществления производства;
расширением горизонта
В целом, внутрифирменное планирование – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
Процесс внутрифирменного планирования включает:
- формирование
общих целей (стратегии)
- определение
конкретных целей и задач
- установление путей и средств их достижения;
- обоснование
потребности в
- контроль за
достижением поставленных
Использование методов внутрифирменного планирования, передовых способов разработки и контроля выполнения плана - основной путь развития современного производственного менеджмента.
Основные черты
процесса планирования различаются
в зависимости от видов планирования.
Основные виды планирования: стратегическое
и тактическое. Стратегическое и
тактическое планирование – процессы
далеко неоднозначные. Стратегия –
это не функция времени, а функция
направления. Стратегическое планирование
не сосредоточено на данном отрезке
времени, а включает в себя совокупность
глобальных идей развития фирмы. Тактическое
планирование – это принятие решений
о том, как должны быть распределены
ресурсы организации для
Мировой опыт подсказывает,
что в качестве универсального инструмента
внутрифирменного планирования целесообразно
использовать такой новый для
управленческой системы России документ,
как бизнес-план. В отличие от
технико-экономического обоснования
бизнес-план, как показал первый
опыт его применения в менеджменте
российских компаний, охватывает практически
все проблемы, с которыми хозяйствующий
субъект сталкивается на рынке, помогает
менеджерам в разработке и выборе
оптимальных вариантов
Роль бизнес-плана во внутрифирменном планировании:
- используется
для разработки концепции и
стратегии деятельности
-предоставляет
менеджерам возможность
- является главным
документом для потенциальных
инвесторов и кредиторов, средством
привлечения или изыскания
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 1999.-346с.
2. Басовский, Л.Е. Планирование: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М., 1999. – 326с.
3. Богомолов,
В.А. Стратегический
4. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. и спец. «Менеджмент»/ О.С. Виханский – М.: Гардарика, 1998.-321с.
6. Волкоганова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник/ О.Д. Волкоганова, А.Т. Зуб -М.: Форум: ИНФРА-М,2004.-256с.
7. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Пер. с англ./ Дэвид Г. Бэнгз. - М.: Финпресс, 1998.-578с.
8. Ефремов, B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. -№2.-С.23-25.
9. Идрисов, А.Б.
Стратегическое планирование и
анализ эффективности
10. Костюков, А.Н. Финансы в управлении предприятия / А.Н. Костюков. - М.: Финансы и статистика, 1995.- 334с.
11. Миронова, А.В.
Сущность процесса
12. Пашигорева, Г.И. Системы управленческого учета и анализа. / Г.И. Пашигорева, О. С. Савченко. – СПб.: Питер, 2003.- 423с.
13. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособ. для вузов/ А.И. Панов -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-240с.
14. Табурчак, П.П. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов/ П.П.Табурчак, Ю.А. Дорошенко -СП.б.:Химиздат,2005.-265с.
15. Уткин, Э.А.
Бизнес-план. Организация и планирование
предпринимательской
16. Черняк, В.З. Оценка бизнеса / В.З. Черняк. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 387с.