Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования 4
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 4
1.2. Принципы и методы планирования 9
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 14
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования 14
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования 21
Заключение 25
Список литературы 27
Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.
На основе стратегического
плана и результатов
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.
Таким образом,
назначение планирования как функции
менеджмента состоит в
Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.
1.2. Принципы и методы планирования
В работе над программой развития предприятия необходимо руководствоваться общими принципами и методами внутрифирменного планирования.
Под принципами
планирования понимают основополагающие
правила, которыми рекомендуется
Правильное соблюдение
принципов планирования создает
предпосылки для эффективной
работы предприятия и уменьшает
возможность отрицательных
Позднее (в 50-е годы) один из основоположников менеджмента И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. [1, C.247]
По моему мнению, все вышеперечисленные принципы могут быть использованы для внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях.
Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный подход к задачам планирования.
Сбалансированность
планирования предполагает увязку потребностей
в ресурсах с их источниками по
каждому направлению развития предприятия,
соблюдение необходимых пропорций
в развитии основного и вспомогательного
производства, производственной и социальной
инфраструктуры, согласования темпов
роста расходов на оплату труда и
повышение его
Комплексный подход
требует учета совокупного
Обоснованность
(реальность) планов обеспечивается их
ориентацией на прогнозные расчеты
потенциальных потребностей рынка
продуктов и услуг, выявление
тенденций его развития и особенностей
спроса потребителей конкретного сегмента
рынка. Реальность планов достигается
при помощи учета внутренних возможностей
и ресурсов предприятия, прежде всего
имеющихся производственно-
Приоритетность
(принцип ведущего звена в планировании)
- это подчиненность всех программ
и планов стратегической цели развития
предприятия, выделение в каждом
разделе плана "главного показателя",
определяющего значение остальных.
Например, выбор целевой установки
на расширение производства продуктов
и повышение их качества обусловливает
потребность предприятия в
Непрерывность планирования вытекает из необходимости ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.
Принцип обоснованности
планов реализуется через применение
определенных методов планирования
и их сочетания в зависимости
от предмета планирования.
Методы планирования предполагают экономическое обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.
В процессе анализа деятельности предприятия очень важно постоянно наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием рыночного спроса на различные виды продуктов и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного внутреннего оперативного учета состояния технических средств, запасов, данных выборочного учета, единовременных обследований, периодических специальных мероприятий в виде опросов населения.
В качестве основных
методов планирования деятельности
предприятия используются программно-целевой
метод, балансовый метод, метод нормативных
технико-экономических
Программно-целевой
метод целесообразно
Балансовый метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении различных видов балансов (бюджетов) предприятия.
Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.
Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.
Нормы и нормативы устанавливаются либо федеральными органами управления (например, нормы амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).
Нормы и нормативы
могут разрабатываться и
Кроме перечисленных методов в планировании могут использоваться экономико-математические методы.
Таким образом,
практически вся система
Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие должно увязывать свою производственно-хозяйственную деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Для решения
этих задач специалисты по стратегическому
менеджменту рекомендуют
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
2.1. Основные
виды внутрифирменного
Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней) (см. приложение 3):
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.
Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
- точности устанавливаемого интервала планирования;
- степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
- степени точности расчетов затрат и результатов производства;
- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
В целом долгосрочное,
текущее и оперативное
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.
Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:
- анализ экономических,
социальных, экологических и научно-
- оценка сложившихся
ситуаций и выявление узловых
проблем хозяйственного
- анализ направлений изменения в соответствующих областях, оценка их действий в будущем и предвидение новых экономических проблем;
- определение
возможных альтернатив
- накопление
достаточной информации для
Продолжительность
периода долгосрочного