Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования 4
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 4
1.2. Принципы и методы планирования 9
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 14
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования 14
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования 21
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.21 Кб (Скачать)

Шестой этап представляет собой среднесрочное  планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы  и программы.

На основе стратегического  плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма  разрабатывает годичные планы и  проекты.

Восьмой и девятый  этапы, не являясь стадиями непосредственного  процесса планирования, определяют предпосылки  для создания новых планов.

Таким образом, назначение планирования как функции  менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности  все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в  фирму.

Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.

1.2. Принципы  и методы планирования 

В работе над  программой развития предприятия необходимо руководствоваться общими принципами и методами внутрифирменного планирования.

Под принципами планирования понимают основополагающие правила, которыми рекомендуется руководствоваться  при выборе целей, приоритетов, действий и средств достижения поставленных целей.

Правильное соблюдение принципов планирования создает  предпосылки для эффективной  работы предприятия и уменьшает  возможность отрицательных результатов  планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые "общие  черты хорошей программы действий", были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности.

Позднее (в 50-е  годы) один из основоположников менеджмента  И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. [1, C.247]

По моему мнению, все вышеперечисленные принципы могут быть использованы для внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях.

Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный  подход к задачам планирования.

Сбалансированность  планирования предполагает увязку потребностей в ресурсах с их источниками по каждому направлению развития предприятия, соблюдение необходимых пропорций  в развитии основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры, согласования темпов роста расходов на оплату труда и  повышение его производительности.

Комплексный подход требует учета совокупного влияния  факторов внешней и внутренней среды, зависимости развития предприятия  от общего экономического цикла и  достижений в предыдущие периоды, региональных особенностей, увязки планов развития головного предприятия с филиалами  и дочерними предприятиями. Этот принцип требует параллельного решения экономических, социальных, экологических, научно-технических задач.

Обоснованность (реальность) планов обеспечивается их ориентацией на прогнозные расчеты  потенциальных потребностей рынка  продуктов и услуг, выявление  тенденций его развития и особенностей спроса потребителей конкретного сегмента рынка. Реальность планов достигается  при помощи учета внутренних возможностей и ресурсов предприятия, прежде всего  имеющихся производственно-технических  средств и личностно-квалификационного  потенциала персонала, а также сбалансированностью  всех разделов и показателей плана.

Приоритетность (принцип ведущего звена в планировании) - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия, выделение в каждом разделе плана "главного показателя", определяющего значение остальных. Например, выбор целевой установки  на расширение производства продуктов  и повышение их качества обусловливает  потребность предприятия в технологическом  оборудовании, запасных частях, сырье  и материалах, квалификации обслуживающего персонала и пр.

Непрерывность планирования вытекает из необходимости  ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип  предполагает ведущую роль перспективных  планов, определяющих параметры текущих  планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы  в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг  и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить  коррективы в ход достижения перспективных  целей.

Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов планирования и их сочетания в зависимости  от предмета планирования.  

Методы планирования предполагают экономическое обоснование  и непосредственные расчеты показателей  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор  методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.

В процессе анализа  деятельности предприятия очень  важно постоянно наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием  рыночного спроса на различные виды продуктов и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного  внутреннего оперативного учета  состояния технических средств, запасов, данных выборочного учета, единовременных обследований, периодических  специальных мероприятий в виде опросов населения.

В качестве основных методов планирования деятельности предприятия используются программно-целевой  метод, балансовый метод, метод нормативных  технико-экономических расчетов.

Программно-целевой  метод целесообразно использовать при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового  оздоровления предприятия и других, исходя из стратегических целей развития предприятия.

Балансовый метод  играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении  различных видов балансов (бюджетов) предприятия.

Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия  представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые  цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может  составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который  рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.

Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный  метод обеспечивает оперативность  в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.

Нормы и нормативы  устанавливаются либо федеральными органами управления (например, нормы  амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения  окружающей среды, командировочных  расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).

Нормы и нормативы  могут разрабатываться и устанавливаться  самими предприятиями путем изучения передового опыта в целях рационализации затрат. При этом предполагается, что  нормативы хозяйственной деятельности должны ориентировать предприятия  на использование более прогрессивных  технологий и эффективного менеджмента. Но в рыночных условиях к этому  их более всего побуждает конкурентная борьба. Предприятия сами устанавливают  нормативы затрат сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции  или оказываемых услуг, накладных  расходов, отчислений на ремонт основных фондов и пр.

Кроме перечисленных  методов в планировании могут  использоваться экономико-математические методы.

Таким образом, практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия основана на описанных  выше методах планирования. Чтобы  не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие должно тщательно  планировать на перспективу пути и способы развития собственных  производственных возможностей и потребностей рынка как минимум на 2-3 года.

Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие должно увязывать свою производственно-хозяйственную  деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной  ситуацией, положением на рынке и  намерениями конкурентов, ситуацией  за пределами предприятия.

Для решения  этих задач специалисты по стратегическому  менеджменту рекомендуют прибегать  к хорошо зарекомендовавшему себя методам SWOT-АНАЛИЗА, PEST-анализа, матрицы отбора стратегий и пр.

Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования

2.1. Основные  виды внутрифирменного планирования 

Вид планирования обусловлен характером задач, которые  ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней) (см. приложение 3):

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный  в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит  в сроках получения конечного  результата. Что касается объекта  планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие  может включаться во все виды планов.

Например, подготовка производства и продажи изделия  включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и  материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение  персонала по объемам, связанным  с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные  отличия. Они заключаются главным  образом в:

- точности устанавливаемого  интервала планирования;

- степени интеграции  и дифференциации, а также количестве  показателей планирования;

- степени точности  расчетов затрат и результатов  производства;

- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой  единую систему планирования. Посредством  планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (см.приложение 4).

Процесс долгосрочного  планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного  плана.

Под экономическим  прогнозом понимают многовариантную  гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия  в перспективе, а также требуемых  для их достижения ресурсах и организационных  мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:

- анализ экономических,  социальных, экологических и научно-технических  тенденций; 

- оценка сложившихся  ситуаций и выявление узловых  проблем хозяйственного развития;

- анализ направлений  изменения в соответствующих  областях, оценка их действий  в будущем и предвидение новых  экономических проблем; 

- определение  возможных альтернатив развития  в перспективе; 

- накопление  достаточной информации для всестороннего  обоснования принятия оптимальных  плановых решений. 

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования  позволяет преодолеть инерционность  экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка.

Информация о работе Внутрифирменное планирование