Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Протекционистская политика…………………………………………………..5
2. Традиционные и нетрадиционные ограничения в международной
торговле……………………………………………………………………………..9
3. Общая теория таможенных тарифов……………………………………...…..12
4. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства…………………………………....14
5. Доводы «за» и «против» тарифов……………………………………………..17
6. Зоны свободной торговли ЕЭС, Североамериканская зона свободной торговли……………………………………………………………………………23
7. Таможенный союз стран СНГ.………………………………………………...28
8. Роль торговых союзов……………………………………………………….....30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….…35

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Соглашение  о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных  инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный  режим; снятие особых требований к инвестициям  или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства  или одобренным им, в качестве условия  учреждения или функционирования иностранных  предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

         В рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

 

7. Таможенный союз  стран СНГ

         В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. - Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально.  
        Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории [2. C. 116].   
          В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты [9. C. 27]:  
-снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза; 
-перенос таможенного контроля на внешний периметр союза; 
-устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;  
-унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики; 
-согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;   
-введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;  
-создание общей системы преференций.  
        Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
 
 
 

 

8. Роль торговых  союзов

         Разрастание комплекса региональных и двусторонних соглашений о свободной торговле превратилось в новую усиливающуюся и все более приковывающую к себе внимание исследователей, политиков, предпринимателей тенденцию в современной мировой экономике. Если 60-е и 90-е годы ознаменовались, соответственно, первой и второй волнами регионализма (были созданы или реанимированы экономические организации практически во всех регионах как развитого, так и развивающегося мира), то в 1990-2000-х годах отмечен всплеск билатерализма, то есть заключения двусторонних соглашений о свободной торговле, причем во многих случаях между странами, принадлежащими к разным регионам. Новизна данного явления весьма красноречиво определена в докладе Всемирного банка «Перспективы развития мировой экономики в 2005 г.», темой которого стали «Торговля, регионализм и развитие»: «Многие из существующих преференциальных соглашений глубоко уходят корнями в исторические условия торговых отношений, однако некоторые из совсем недавно заключенных двусторонних соглашений о свободной торговле выходят за пределы этих исторических условий. Созвучно с этим и мнение российской науки: «Все это выходит за привычные представления о регионализации».

         Заключение двусторонних соглашений о свободной торговле (ДССТ) подобно процессу формирования снежного кома. Одни соглашения порождают другие: здесь играют роль такие факторы, как стремление избежать дискриминации и не потерять конкурентные преимущества на иностранных рынках, страх остаться исключенным из всеобщего процесса, наконец, демонстрационный эффект, или, как его определил Р. Болдуин, «эффект домино». Если регионализм обгоняет глобальную (многостороннюю) либерализацию, то билатерализм обгоняет и первую, и вторую упомянутые тенденции - это процесс нарастающий и довольно интенсивный. «Редкий день обходится без новостей о соглашениях о свободной торговле. Непосредственно в эту минуту, несомненно, усталые торговые чиновники где-то отрабатывают последние детали какого-нибудь двустороннего торгового договора» [16. C. 39].

        Стоит особо остановиться на принципе учета ДССТ. Большинство публикаций, посвященных данной теме, использует статистику ВТО, основанную на официальных уведомлениях стран - членов этой организации о своем участии в соглашениях о свободной торговле (ССТ) и таможенных союзах, что ведет к искажению реальной картины по нескольким причинам. ВТО не делает различия между региональными, двусторонними соглашениями и соглашениями о присоединении отдельных государств к уже действующим региональным союзам, объединяя их в одну категорию «региональных торговых соглашений». Как самостоятельные учитываются соглашения о либерализации торговли услугами, заключаемые обычно в дополнение к базовым соглашениям о свободной торговле товарами. Это, с одной стороны, ведет к завышению общего числа ДССТ, с другой, возникает их недоучет, поскольку во многих случаях страны-члены, несмотря на действующие положения, уведомляют ВТО о заключении соглашений с большим опозданием, либо вообще не делают этого. В данной работе в число ДССТ включены все соглашения, подписанные между двумя странами или их группами (независимо от членства в ВТО) и декларирующие цель как минимум полного устранения барьеров во взаимной торговле товарами. ДССТ могут заключаться не только между двумя странами. Их частным видом является соглашение, где, с одной стороны, выступает одно государство, а с другой - блок других государств. Обычно такие соглашения подписываются с таможенными союзами (и более продвинутыми интеграционными объединениями), каковыми, например, являются Европейский союз (ЕС), Общий рынок Южной Америки (МЕРКОСУР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Таможенный союз стран юга Африки (САКУ). Единой группой также выступают государства - члены Европейской ассоциаций свободной торговли (ЕАСТ), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Двусторонние соглашения заключаются и между двумя блоками - ЕС-ЕАСТ, МЕРКОСУР - Андское сообщество, ЕАСТ-САКУ.

        Относительно новая разновидность ССТ - трех-, четырехсторонние соглашения о свобод-ной торговле, например «Агадир» (Иордания-Тунис-Египет-Марокко), «Группа 3» (Мексика-Колумбия-Венесуэла), «Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство» (Чили-Сингапур-Бруней-Новая Зеландия).

        Именно ЕС стал родоначальником билатерализма в современной экономической истории, заключив в 70-х годах соглашения о свободной торговле со странами ЕАСТ. В 1983 г. было подписано Соглашение о более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией - двустороннее соглашение о свободной торговле, которое можно считать в то же время и региональным. В 1985 г. заключено соглашение о свободной торговле между США и Израилем - первое трансрегиональное соглашение между двумя отдельными государствами. В 1988 г. в ДССТ вступили США и Канада, заложив, таким образом, основу для Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). 

 

Заключение

        Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

         Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

        Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

       Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

         Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую «стратегичность», устойчивость, предсказуемость.

        Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

Список  использованной литературы

  1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО «Коммерческий вестник», 2008.- 81 с.
  2. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.- 116 с.
  3. Василевский Э. Структурные сдвиги, динамики и эффектность роста экономики.//Мировая экономика и международные отношения.-2010.- № 11.- 62 с.
  4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2008.- 93 с.
  5. Караев Б.М. Ускоренный рост торговли.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2011.- № 4.- 33 с.
  6. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.- 261 с.
  7. Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.- 38 с.
  8. Майданик К. «Четвёртая волна». Продолжение.//Мировая экономика и международные отношения. -2010.- № 12.- 55 с.
  9. Мурадов К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле.//Мировая экономика и международные отношения.-2010.-№7.- 27 с.
  10. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / кол.авт.; под общей ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р,К, Щенина. - 4 изд.; перераб. И доп. - М.: Крокус, 2009.- 53 с.
  11. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2008.- 130 с.
  12. Силаев К.Н. В биотехнологическая промышленность.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2011.- № 3.- 38 с.
  13. Смитенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / под ред. Б,М, Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2009.- 82 с.
  14. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2008.- 13 с.
  15. Тонарева О. А. МВФ о положении в экономике.//Бюллетень иностранной экономической информации. -2010.- № 87.- 26 с.
  16. Фомишин С.В. Международные экономические отношения: Учебник. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 39 с.
  17. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.- 83 с.
  18. Шишков Ю.В. Теория региональных интеграций.//Мировая экономика и международные отношения. -2010.- № 4.- 8 с.

 

Глоссарий

  1. Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.
  2. Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.
  3. Протекционизм - экономическая политика государства противоположная политике «свободной торговли» и направленная:   
    - на защиту от иностранной конкуренции имеющих стратегическое значение отраслей отечественной экономики;   
    - на временную защиту относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики;   
    - на расширение внешнего рынка;   
    + как ответная мера при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
  4. Регулирование внешней торговли - меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.
  5. Свобода торговли - отсутствие установленных государством ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.
  6. Экономическая интеграция - высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.  Формами (стадиями) экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция.
  7. Эффект тарифов и квот - увеличение цен на внутреннем рынке, приводящее к сокращению потребления, при   
    - росте внутреннего объема производства;   
    - сокращении импорта продукта, на который был введен тариф или квота.
  8. Фритредерство - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. Первоначально фритредерство возникло в Великобритании в последней трети XIX века.
  9. Таможенный союз - форма международной экономической интеграции, в соответствии с которой наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика (гармонизация) в отношении третьих стран

Информация о работе Внешняя торговля