Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Протекционистская политика…………………………………………………..5
2. Традиционные и нетрадиционные ограничения в международной
торговле……………………………………………………………………………..9
3. Общая теория таможенных тарифов……………………………………...…..12
4. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства…………………………………....14
5. Доводы «за» и «против» тарифов……………………………………………..17
6. Зоны свободной торговли ЕЭС, Североамериканская зона свободной торговли……………………………………………………………………………23
7. Таможенный союз стран СНГ.………………………………………………...28
8. Роль торговых союзов……………………………………………………….....30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….…35

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Протекционистская политика…………………………………………………..5

2. Традиционные  и нетрадиционные ограничения в международной

торговле……………………………………………………………………………..9

3. Общая теория таможенных тарифов……………………………………...…..12

4. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства…………………………………....14

5. Доводы «за» и «против» тарифов……………………………………………..17

6. Зоны свободной  торговли ЕЭС, Североамериканская  зона свободной торговли……………………………………………………………………………23

7. Таможенный  союз стран СНГ.………………………………………………...28

8. Роль торговых союзов……………………………………………………….....30

Заключение………………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………………………………………….…35

 

Введение

         Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

         Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

         Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет

        Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

        Внешнеторговая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

        По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

        Актуальность контрольной работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений, которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

         Объектом данной работы является внешнеторговая политика.

         Предмет исследования - направления внешнеторговой политики.

        Цель работы - рассмотрение сущности и основных направлений внешнеторговой политики.

         Задачи настоящей  работы заключаются в изучении:

-протекционической политики,

-традиционных  и нетрадиционных ограничений в международной торговле,

-общей  теории таможенных тарифов,

-эффекта введения таможенных пошлин, их влияние на доходы, производителей, покупателей и государства;

-доводов «за» и «против» тарифов,

-зон свободной торговли ЕЭС, Североамериканская зона свободной торговли

-таможенного союза стран СНГ,

-роли торговых союзов.

         Контрольная работа состоит из  введения, восемь глав, заключения  и списка использованной литературы. 

1. Протекционистская политика

          Протекционизм - это теория и практика регулирования внешней торговли, наплавленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции [5. С. 33].

          В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развитие национальной экономики современных развитых стран.

          Несмотря на явно положительные влияния протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие доводы [12. C. 38]:

          1. Протекционизму присуща определенная нелогичность - преследуя цель достичь сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности.

           2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрессу и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигнутые доходы и монопольные привилегии.

           3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом - технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными.

         4. В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации - ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить в страну.

          Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговле показывает их относительно равное соотношение (по правилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обмена товарами к началу 90-х гг.).

         Основные теоретические аргументы, традиционно приводимые в пользу проведения политики активного государственного регулирования внешней торговли [7. C. 38]:

         Необходимость защиты зарождающихся отраслей экономики. В экономике той или иной страны могут существовать отрасли, обладающие потенциальными сравнительными преимуществами, в данный момент находящиеся в стадии своего становления. Это означает, что в своем нынешнем состоянии они еще слишком слабы для того, чтобы реализовать экономию от увеличения масштабов производства, рабочая сила, занятая в этих отраслях, еще не имеет достаточной квалификации, а производственная и научно-исследовательская инфраструктуры развиты еще явно недостаточно. Рассматриваемые отрасли не в состоянии выдержать конкуренции иностранных фирм без эффективной защиты со стороны государства. Но существует серьезная проблема определения тех отраслей, на которые следует распространить меры протекционистской защиты. Еще серьезной проблемой является определение того периода времени, в течение которого проведение протекционистской политики является действительно целесообразным.

         Необходимость поддержки отраслей, находящихся в состоянии временного кризиса. Здесь речь идет об отраслях, которые когда-то имели сравнительные преимущества, но впоследствии их утратили.

          Изменение сравнительных преимуществ и негибкость рынка. Условия формирования сравнительных преимуществ не являются чем-то данным раз и навсегда. Со временем они могут меняться и в действительности меняются.   Это происходит в силу целого ряда причин, таких как например:

-изменение природных условий (в результате открытия новых месторождений полезных ископаемых или нового вида полезных ископаемых);

-проведение целенаправленной государственной политики (в области образования, инвестиций, НИОКР и т.п.);

-разработка новых товаров и технологий и др.

         Так как рыночный механизм в реальной действительности инерционен и не характеризуется таким свойством, как абсолютная гибкость, то факторы производства обладают относительно ограниченной мобильностью. Это означает, что производство может сравнительно медленно адаптироваться к указанным изменениям. В этих условиях государственное вмешательство может позволить сократить временной лаг, существующий между изменением условий формирования сравнительных преимуществ и последующей корректировкой внешнеторговых потоков.

         Недопущение демпинга и других приемов недобросовестной конкуренции. В тех нередких случаях, когда материальной основой демпинга являются экспортные субсидии, цены могут не отражать реальное соотношение сравнительных издержек. Отсюда вполне возможна ситуация, при которой страна будет экспортировать товар, на производство которого она в действительности затрачивает слишком много ресурсов. В этом случае теоретически всем будет выгоднее, если, например, на основе введения повышенных импортных пошлин будет нейтрализован эффект субсидирования.

          Идея применения временных протекционистских мер, носящих в случае демпинга название предварительной антидемпинговой пошлины.

         Ослабление зависимости от экспорта «неперспективных товаров. Структура экспорта многих развивающихся стран  традиционно характеризуется безусловным преобладанием сырья и (в ряде случаев) продовольственных товаров. Спрос на продовольствие и на сырье на мировом рынке отличается относительно низкой эластичностью по доходу. В этих условиях свободная торговля приводит к закреплению однобокой экспортной ориентации, препятствуя развитию отраслей обрабатывающей промышленности, производящих продукцию, спрос на которую отличается большей эластичностью по доходу. Проведение протекционистской политики, напротив, может стимулировать развитие данной группы отраслей.

         Ослабление влияния торговли на формирование потребительских предпочтении. Как известно, в действительности имеющий основополагающее значение для обеспечения эффективного функционирования всей системы рыночной экономики принцип суверенитета потребителя реализуется далеко не в полной мере. Объясняется это в частности тем, что крупные компании, в первую очередь ТНК, на основе использования рекламы и других современных методов маркетинга фактически формируют спрос, а не пассивно следуют за изменением предпочтений и вкусов потребителей. В таких условиях проведение протекционистской политики, направленной на ограничение свободы действий зарубежных фирм-гигантов, в известной мере способно защищать интересы отечественных покупателей.

         Во всех рассмотренных выше случаях проведение протекционистской политики, по крайней мере, в долгосрочной перспективе должно, при выполнении соответствующих предпосылок, повлечь за собой суммарный выигрыш (в эффективности, уровне благосостояния и т.п.) для всех участников международной торговли. Применительно к рассматриваемой проблеме принцип «игры с нулевой суммой» означает, что некая страна может в результате проведения протекционистской политики получить выгоды для себя за счет ухудшения положения своих торговых партнеров.

 

2. Традиционные и  нетрадиционные ограничения 

в международной торговле

         Завуалированная форма запретов предусматривает, например, ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Так, законодательство США о торговом флоте требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в США. В результате, хотя и нет запрета на ввоз иностранных судов в США, фактически их использование во внутренних водах не допускается.

          Традиционными количественными нетарифными ограничениями импорта в международной практике являются квотирование, лицензирование и контингентирование [18. C. 18].

           Квотирование - количественное лимитирование размера импорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений (квот).

          Квотирование вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Информация о работе Внешняя торговля