Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Протекционистская политика…………………………………………………..5
2. Традиционные и нетрадиционные ограничения в международной
торговле……………………………………………………………………………..9
3. Общая теория таможенных тарифов……………………………………...…..12
4. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства…………………………………....14
5. Доводы «за» и «против» тарифов……………………………………………..17
6. Зоны свободной торговли ЕЭС, Североамериканская зона свободной торговли……………………………………………………………………………23
7. Таможенный союз стран СНГ.………………………………………………...28
8. Роль торговых союзов……………………………………………………….....30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….…35

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

          Однако импортные квоты не всегда предназначены для защиты отечественных производителей. Так, Япония сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, что позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

          Экспортные квоты устанавливаются с целью обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов и повышения цен на экспорт путем ограничения поставок продукции на внешние рынки. Такие ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволяют странам-производителям квотировать такие товары, как кофе и нефть, в результате чего происходит рост цен этих товаров в странах-импортерах.

          Лицензирование импорта товаров – система государственного контроля над импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения. 

         Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение посредством получения разрешения (лицензии) через специально уполномоченное ведомство на операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза товаров.

          Лицензирование применяется, как правило, в качестве временной меры в целях ограничения нежелательных объемов импорта.

          Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования.

          Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отношении контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что разрешается положениями ГАТТ.

          Контингентирование – установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. 

        Двусторонние дискриминационные ограничения импорта являются разновидностью ограничений, предусмотренных соглашениями в рамках межправительственных соглашений, и выступают как неконкретизированные ограничения, форма применения которых индивидуальна. Например, соглашения об упорядочении сбыта, об ограничении косвенного импорта в страны ЕС или ограничения в рамках международной торговли текстильными товарами, предусматривающие двусторонние договоренности в отношении некоторых категорий текстильных изделий.

         В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

          Добровольное самоограничение экспорта – результат компромисса, когда экспортер соглашается ограничить свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. 

          Несмотря на то, что формально установление добровольного ограничения является результатом действий стран-торговых партнеров, фактически это вид нетарифных ограничений, навязываемый страной-импортером под угрозой применения более жестких мер.

 

3. Общая теория таможенных  тарифов

         Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

         Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

         Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства [10. C. 53].      

         Основными теоретическими выводами анализа влияния таможенных тарифов на национальную экономику являются следующие утверждения [4. C. 93]:

         1. Таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния населения торгующих стран (в том числе и той, которая является их инициатором).

         2. Как правило, к цели, которую планируется достигнуть с помощью учреждения тарифа, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами, используя для этого другие инструменты внешнеэкономического регулирования.

         3. Отклонения от политики свободной торговли и применение тарифов оправданы лишь в следующих случаях:

          а) использование «оптимального  тарифа» (в случае, если страна способна оказать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш);

          б) тариф как попытка минимизировать экономические и социальные потери (когда в экономике страны существуют неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезней, чем экономическая пассивность);

          в) при решении отдельных, чисто внешнеторговых проблем введение тарифа иногда эффективнее других экономических мер;

          г) в целях обеспечения национальной безопасности страны.

          Большинство ученых-экономистов последовательно выступают за либерализацию внешней торговли, снижение тарифов и других торговых барьеров. И хотя именно экономисты приложили немало труда, чтобы выявить те случаи, когда введение тарифов, по их мнению, является оправданным, в целом они относятся к торговым барьерам более критически, чем другие группы населения. Подобное единомыслие - редкость в этой профессии.  
        Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства. Вывод, к которому приходят исследователи в результате этого более детального анализа торговой политики, по-прежнему состоит в том, что в общем случае свободная торговля остается более предпочтительной по сравнению с политикой частичных ограничений.  

4. Эффект введения  таможенных пошлин, их влияние на  доходы производителей, покупателей и  государства

         Влияние таможенного тарифа на потребителей:

        Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей. Анализ тарифа с помощью кривых спроса и предложения дает возможность определить в денежных единицах, во сколько обходится потребителю и производителю введение тарифа [6. C. 261].

        Рис. 4.1. Влияние тарифа на поведение потребителя

         В отсутствие тарифа импорт товара «Х» осуществлялся бы свободно по мировой цене – 160 долл. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также бы установилась на уровне 160 долл. Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей 60 тыс. штук., а импорт составил бы 80 тыс. штук товара «Х» в год, доводя общий объем потребления до 140 тыс. штук. Кривая спроса позволяет подсчитать, сколько выигрывают потребители от возможности приобретения товара «Х». Вся площадь фигуры треугольника ACE, ограниченная кривой спроса и линией мировой цены, показывает выигрыш от приобретения товаров по данной цене.

        Тариф в 20 долл. увеличивает стоимость товара «Х» на 10 % и сокращает выигрыш потребителя от его покупки до величины, равной площади треугольника BCD. В результате совокупный спрос сокращается с 140 тыс. до 120 тыс. Чистые потери потребителя образуют область a+b+c+d.

         Влияние таможенного тарифа на производителей:

         Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю иностранный товар, тем с большей охотой они обращаются к отечественным производителям, которые выигрывают за счет роста продаж и от более высоких цен (устанавливающихся благодаря введенному тарифу) [6. C. 263]. На рис. 4.2. приводится анализ тарифного эффекта с точки зрения интересов производителя.

       Рис. 4.2. Влияние тарифа на поведение производителя

       Тариф увеличивает прибыль отечественных производителей на величину зоны (а). Однако этот выигрыш не перекрывает потерь потребителей. Причина проста – производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если сравнивать зоны проигрыша потребителей и зоны выигрышей производителей, то введение тарифа в целом привело к потерям.

        Тариф как доход государства:

        Пока тариф лишь частично ограничивает импорт, то есть не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа и объема импорта, им облагаемого (область с рис. 4.1.) [6. C. 266]. Сумма, полученная государством от взымания пошлин, может служить различным целям: на социальные программы, на снижение подоходного налога и др.

 

5. Доводы «за» и  «против» тарифов

        Аргументы против тарифов:

        Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Россию, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

         Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем [5. C. 33]:

        -Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

         -Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие-противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

       -Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

        -Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Информация о работе Внешняя торговля