Внешний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в 21 веке. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицита и имеет ярко выраженные долговые черты. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Вероятно, зависимость России в данной сфере будет и дальше усиливаться по мере усиления процессов глобализации и либерализации на финансовых рынках

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………………………………………..5
1.1 Факторы и причины формирования внешнего долга…………………….5
1.2 Возможности получения внешнего долга……………………………….10
1.3 Динамика внешнего долга в постсоветской России……………………18
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ………..22
2.1 Возможности управления внешним долгом…………………………….22
2.2 Совершенствование управления внешним долгом……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

внешний долг.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Привлечение внешних  заимствований на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер. В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для  выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, 4 фактора:

  • финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
  • возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
  • цена внешних финансовых ресурсов;
  • степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при  привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, которая на сегодняшний день представляет собой угрозу национальной безопасности России.

Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание внешнего  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности страны.

2. Контроль за графиком  долговых выплат с тем, чтобы  в нём отсутствовали периоды  пиковых нагрузок, а основные  выплаты приходились бы на  моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации стоимости  долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности. 

4. Своевременное и  полное выполнение обязательств  с целью избежать начисления  штрафов за просрочки и обеспечить  стране репутацию первоклассного  заёмщика.

5. Обеспечение эффективного  целевого использования привлечённых средств.  
6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Однако кризисность  российской ситуации даёт основания  полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы. Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  • отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  • разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  • создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  • согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё ещё  актуальным остается ряд нестандартных  методов, основанных на использовании  зарубежного опыта, а именно:

  • целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;
  • возможно применение схемы реструктуризации "облигации-акции" с соответствующими ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран-кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;
  • целесообразным представляется эмиссия нестандартных финансовых инструментов, например облигаций с доходом, зависящим от мировых цен на нефть. Подобные операции могли бы сделать более эффективным перераспределение доходов, получаемых экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга.19

Основополагающее влияние  на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие  к властям. Если такое доверие  есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог к выше написанному  следует отметить, что внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

На сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.:ЭКСМО, 2011.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2003.

3. Бочаров В.В., Ленонтьев  В.Е., Радковская Н.П. Финансы. - СПб.: Питер, 2009.

4. Бурцев В.В. Организация  системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Дашков и К, 2009.

5. Вавилов Ю.Я. Государственный  долг. - М.: Перспектива, 2004.

6. Воронин Ю.М., Кабашкин  В.А. Управление государственным  долгом // Экономист. - 2006. - № 1.

7. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации / Учебное пособие. Великие Луки, 2004.

8. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. - 2010. - № 4.

9. Иванова Е.Е. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовые аспекты. - М.: ГРАНД, 2009.

10. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2003. - N 2.

11. Ковешников Е.М. Муниципальное право. -М.: ИНФРА-М, 2008.

12. Копейкин М. Стабилизационный фонд: деньги должны работать // Известия. - 2006. - 13 марта.

13. Крохина Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право. - 2009. - №2

14. Кузнецов В.М. Значение государственного финансового контроля в процессе привлечения и использования средств займов международных финансовых организаций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - Сентябрь-октябрь.

15. Кузнецов В.М. Оценка использования бюджетных средств в части внешних заимствований Российской Федерации // Анализ эффективности федерального бюджета: вопросы теории и практики: сборник научных статей / под ред. Шахрая С.М., Ярыгиной ТВ. - М.: ДЕЛО, 2006.

16. Кузнецов В.М. Эволюция взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями и дальнейшее направление его развития // Финансовая аналитика. - 2008. - № 8.

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2010.

18. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Внешний долг России и проблемы его урегулирования / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: ТЕИС - 2007. - №3

19. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы. - 2008. - N 3.

20. Рябухин С.Н. Аудит эффективности и использования государственных ресурсов. - М.: ЮНИТИ, 2010.

21. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

22. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. – М.: Наука, 2008.

23. Столяров Н.С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика): Монография. - М.: РГСУ «Союз», 2006.

24. Тарасов А.М. Государственный контроль в России: Монография. - М: ЗАО «Издательство «Континент», 2008.

25. Уколов Ш.Л Государственная собственность. – М.: Экономикс, 2007.

26. Улюкаев А.В. О действующей концепции управления государственным долгом // Материалы научно-практической конференции «Эффективность управления государственным долгом». - М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2008.

27. Финансы: Учебник / Под ред. А.И.Архипова, И.А.Погосова. - М.: Проспект, 2009.

28. Финансы: Учебник / под ред. С.И.Лушина, В.А.Слепова. - М.: Экономист, 2007.

29. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. - 2011. - N 2.

30. Шохин С.О., Махмутова Э.Х. Об управлении государственным долгом // Финансы. - 2002. - №12.

31. http://bo.bdc.ru

32. http://www.rosbalt.ru

33. http://www.minfin.ru

34. http://www.alfabank.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года


Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые РФ)

 

 

35 964,4

 

 

25 369,9

Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба

 

577,9

 

407,7

Задолженность перед официальными кредиторами  – не членами Парижского клуба

 

 

1 484,1

 

 

1 046,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

 

1 043,1

 

735,8

Коммерческая  задолженность бывшего СССР

 

57,8

 

40,8

Задолженность перед международными фин. организациями

 

2 626,7

 

1 852,9


 

Продолжение таблицы 1


Задолженность по внешним облигационным займам

 

29 183,4

 

20 586,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа)

 

 

1,8

 

 

1,2

Задолженность по гарантиям РФ в иностранной  валюте

 

24,6

 

17,3

Государственные гарантии РФ в иностранной валюте

 

966,8

 

682,0


 

Таблица 2. Динамика государственного внешнего долга России


Дата

Сумма, млрд. долл. США

1991, 25 декабря

67,9

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5


 

Продолжение таблицы 2

Информация о работе Внешний долг