Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:43, контрольная работа
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в 21 веке. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицита и имеет ярко выраженные долговые черты. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Вероятно, зависимость России в данной сфере будет и дальше усиливаться по мере усиления процессов глобализации и либерализации на финансовых рынках
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………………………………………..5
1.1 Факторы и причины формирования внешнего долга…………………….5
1.2 Возможности получения внешнего долга……………………………….10
1.3 Динамика внешнего долга в постсоветской России……………………18
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ………..22
2.1 Возможности управления внешним долгом…………………………….22
2.2 Совершенствование управления внешним долгом……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34
содержание
Введение…………………………………………………………
глава 1. внешний долг…………………………………………………..5
1.1 факторы и причины формирования внешнего долга…………………….5
1.2 Возможности получения внешнего долга……………………………….10
1.3 Динамика внешнего
долга в постсоветской России……
Глава 2. Регулирование внешнего долга России………..22
2.1 Возможности управления внешним долгом…………………………….22
2.2 Совершенствование
управления внешним долгом……………
заключение……………………………………………………
список литературы…………………………………
приложение……………………………………………………
введение
Одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики – это эффективное управление внешними заимствованиями.
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в 21 веке. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицита и имеет ярко выраженные долговые черты. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Вероятно, зависимость России в данной сфере будет и дальше усиливаться по мере усиления процессов глобализации и либерализации на финансовых рынках.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. В этой области наша страна, к сожалению, не располагает сколь – либо значительными достижениями.
В настоящее время
внешняя задолженность
В силу изложенного возникает объективная потребность в исследовании проблем обеспечения эффективности управления внешним долгом и разработке показателей оценки эффективности управления заёмными средствами.
Данная тема применительно к современному уровню познания исследуемого процесса не в полной мере разработана. До настоящего времени проблемы повышения эффективности управления внешними займами в России с учётом теоретического и практического опыта остаются недостаточно систематизированными.
В отечественной науке проблемы эффективности внешних заимствований и государственного контроля за их расходованием нашли отражение в работах В. В. Бурцева, С. Н. Рябухина, С. В. Степашина, Н. С. Столярова, А. М. Тарасова.
Целью данной работы является выявление проблем в управлении внешним долгом, а также исследование особенностей управления внешним долгом в российской экономике. Для достижения поставленной цели в данной работе решены следующие задачи:
1. Охарактеризована сущность, основные направления формирования и динамика внешнего долга России;
2. Определены возможности и основные направления совершенствования системы управления внешним долгом Российской Федерации.
На поставленных в работе цели и задаче строится структура данной работы, состоящей из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложения.
глава 1. внешний долг
1.1 Факторы и причины формирования внешнего долга
Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после его распада, в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.
В то же время Российская Федерация является и крупным кредитором многих государств. Образование финансовых активов во многом было предопределено политическими факторами - ориентацией СССР на оказание финансовой и экономической помощи развивающимся государствам, вставшим на путь независимого развития. Это обусловило и многие сложности реализации этих активов, с которыми столкнулась Российская Федерация в 1990-е гг.
Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию. Экономический кризис августа 1998 года выявил всю глубину проблем, накопившихся в области управления государственным внешним долгом Российской Федерации.
Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.
Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга.1
Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:
- консолидация - пересмотр
условий погашения
- реструктуризация - основанное
на соглашении прекращение
Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
- рефинансирование представляет
собой процесс погашения
- конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
- секьюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
- аннулирование - отказ
от всех обязательств по ранее
выпущенным займам. Но применение
этого метода ведет к
Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.
Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая:
- сохранение объема
государственного долга на
- сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
- обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.
Важным направлением
повышения эффективности
Российская Федерация постепенно восстанавливает утраченные после распада бывшего СССР позиции одного из крупнейших в мире кредиторов и заемщиков. Проявляется тенденция к увеличению ежегодного объема предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, существенно улучшились долговые коэффициенты страны, повышаются суверенные кредитные рейтинги.
Под государственным
долгом понимаются долговые обязательства
РФ перед физическими и
В теоретическом аспекте государственный долг характеризует совокупность денежных отношений в процессе перераспределения финансовых ресурсов для формирования централизованного денежного фонда на условиях срочности, платности и возвратности (с учетом регулирования задолженности перед кредиторами) в целях реализации функций государства.
В практическом аспекте государственный долг - это обязательства, вытекающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц и другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.4
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Для государственного долга характерны следующие признаки:
- с макроэкономической позиции он выражен только в денежной форме;
- он носит относительно
постоянный характер, так как
прежние долговые
- вещественным носителем
этого долга выступают
Отдельные исследования полагают, что государственный долг - стоимостная (экономическая) категория. Если такое утверждение правомерно, то государственный долг может выполнять две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция государственного долга заключается в том, что этот долг государство использует для покрытия бюджетного дефицита, нивелируя тем самым неравномерность поступления налоговых платежей.