Внешний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в 21 веке. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицита и имеет ярко выраженные долговые черты. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Вероятно, зависимость России в данной сфере будет и дальше усиливаться по мере усиления процессов глобализации и либерализации на финансовых рынках

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………………………………………..5
1.1 Факторы и причины формирования внешнего долга…………………….5
1.2 Возможности получения внешнего долга……………………………….10
1.3 Динамика внешнего долга в постсоветской России……………………18
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ………..22
2.1 Возможности управления внешним долгом…………………………….22
2.2 Совершенствование управления внешним долгом……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

внешний долг.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

В настоящее время РФ входит в  тройку самых крупных должников  мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным кредиторам возникла в период перестройки 1985 - 1991 гг. За это время внешний долг СССР вырос почти в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд. долларов США.

Основными западными  кредиторами РФ являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.12

В то же время Российская Федерация является и крупным кредитором многих государств. Образование финансовых активов во многом было предопределено политическими факторами - ориентацией СССР на оказание финансовой и экономической помощи развивающимся государствам, вставшим на путь независимого развития. Это обусловило и многие сложности реализации этих активов, с которыми столкнулась Российская Федерация в 1990-е гг.

Структура внешней задолженности  РФ следующая:

1. Задолженность официальным  кредиторам, т.е. перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют кредиты под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, который объединяет официальных представителей основных стран - международных кредиторов.

2. Кредиты, предоставленные  коммерческими банками западных  стран самостоятельно, без государственных  гарантий. Регулирует задолженность  по таким кредитам Лондонский  клуб, который объединяет банкиров-кредиторов  на неофициальной основе.

3. Задолженность различным  западным коммерческим структурам  по фирменным кредитам, связанным  с поставкой товаров и оказанием  услуг.

4. Задолженность международным  финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

5. Кроме того, Россия  приняла на себя долги СССР странам - бывшим членам СЭВ: Венгрии и Чехословакии (Чехии и Словакии).

6. К категории внешнего  долга можно также отнести  валютный долг РФ собственным  предприятиям, образовавшийся в  результате блокирования средств  на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно-конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга. Первоначально названный долг собственным предприятиям и банкам составлял 8 млрд. долларов США. Затем в результате проведенных мероприятий он несколько снизился.13

В советское время  никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся  первоклассным заемщиком, так как  погашение внешней задолженности  относилось к важнейшим государственным приоритетам. Суммы, необходимые для выполнения графика задолженности, включались в валютный план. Как первоклассный заемщик, Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 г., когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти начали переговоры о предоставлении отсрочки платежей.

Особенности условий  предоставления кредитов Советским  Союзом другим странам заключаются  прежде всего в политических и военно-стратегических мотивах. В списке должников РФ более 50 стран. Проблема долгов этих стран РФ до сих пор полностью не урегулирована.14

Вопросы управления государственным  внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию. Экономический кризис августа 1998 года выявил всю глубину проблем, накопившихся в области управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Управление внешним  долгом является одним из элементов  макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Как показали проверки Счетной  палаты Российской Федерации, широкое  распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных  для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга.15

Таким образом, внешний  долг является тем инструментом финансирования экономики, к которому можно прибегать в условиях дефицита бюджета, однако он повышает напряженность, в случае несвоевременной выплаты платежей по долгу - снижает уровень доверия к стране и возможности международного сотрудничества, что обусловливает необходимость осторожного отношения к данному инструменту финансирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Регулирование внешнего долга  России

2.1 Возможности управления внешним долгом

Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:

1. консолидация - пересмотр  условий погашения задолженности,  который может быть реализован  либо путем изменения условий  погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;

2. реструктуризация - основанное  на соглашении прекращение долговых  обязательств, составляющих государственный  или муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств;

3. рефинансирование представляет  собой процесс погашения старых  займов за счет привлечения  новых;

4. конверсия - применение  различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника;

5. секьюритизация - переоформление  нерыночных займов в ценные  бумаги, свободно обращающиеся на  финансовых рынках;

6. аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам.16 Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:

- сохранение объема  государственного долга на экономически  безопасном уровне;

- сокращение стоимости обслуживания государственного долга;

- обеспечение исполнения  обязательств в полном объеме.

Говоря о проблемах  совершенствования правоотношений в сфере управления государственным  долгом, необходимо назвать проблему, связанную с исполнением государством взятых на себя долговых обязательств. Применение "методов управления государственным долгом" на практике управления государственным долгом свидетельствует о достаточно серьезных проблемах как в аспекте соблюдения прав граждан и организаций - кредиторов государства, так и теоретических проблем, касающихся коллизий между бюджетным и гражданским законодательством.

Вместе с тем имеется  ряд проблем, требующих решения  с использованием различных политических, финансовых и административных ресурсов.17

Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства  в области управления государственным  внешним долгом. Проведение такой  политики заимствований позволило  бы в дальнейшем осуществлять выплаты  по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. Такая политика предполагает реализацию следующих мер.

1. Обозначение пределов  новых заимствований. Сейчас самым  важным моментом является снижение  величины задолженности путем  частичного отказа от новых  заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников.

2. Особое внимание  следует уделять первичным условиям  заимствований, номинальной стоимости  облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и  частоте выплаты доходов и т.п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена.

3. Структура заимствования  должна быть оптимальной по  срокам и по самому портфелю. Оптимизация заимствования состоит  в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удлинять и удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов. Ежегодная программа новых заимствований, представляемая правительством в ходе бюджетного процесса, должна включать в себя в качестве составного элемента расчетные графики платежей по погашению и обслуживанию долга.

4. Отказ от практики  привлечения связанных кредитов.

5. В целях создания  предпосылок для эффективного  управления государственным долгом, соответствующего мировым стандартам  в этой области, необходимо  принять меры по обмену нерыночных категорий долга на рыночные финансовые инструменты. Особое направление - это обмен задолженности перед странами - членами Парижского клуба на облигации. До настоящего времени Клуб подобных операций не проводил. По этой причине даже проработка данного вопроса потребует большого политического давления на делегации, участвующие в заседаниях Клуба, тем более что такой обмен мог бы сопровождаться списанием части долга по аналогии с операцией по Лондонскому клубу.

6. В целях повышения  эффективности использования средств, выделяемых на погашение и обслуживание задолженности, важное значение имеет получение поддержки лидеров стран "семерки" в вопросах предоставления Российской Федерации права на проведение конверсионных операций в различных формах. Работа российской делегации в Парижском клубе показывает, что без такой поддержки делегации стран - членов Клуба не в состоянии принять устраивающее Российскую Федерацию решение.

7. Отдельная проблема - это явно ненормальная ситуация "разрыва" между фактическим  экономическим, финансовым и политическим положением Российской Федерации и значениями ее суверенных кредитных рейтингов. В стране произошли существенные изменения, ее долговые коэффициенты вышли из зон долговой неустойчивости. Тем не менее уровни текущих российских рейтингов, даже с учетом их недавнего повышения, соответствуют значениям 1996 года - периода, когда Российская Федерация только возвращалась на мировые финансовые рынки, а ее экономика характеризовалась качественно худшими параметрами. Без повышения оперативности пересмотра международными агентствами присваиваемых Российской Федерации кредитных рейтингов притока в страну крупных объемов инвестиционных ресурсов можно ожидать не ранее чем через полтора - два года.

Необходимо стимулирование более интенсивной поддержки лидерами зарубежных стран, в первую очередь входящих в ОЭСР, линии на перевод Российской Федерации в группу рисков, соответствующую действительности, а также качественное улучшение работы с ведущими международными рейтинговыми агентствами. Решению таких задач может способствовать восстановление поста специального представителя Президента Российской Федерации по связям с международными финансовыми организациями.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный  банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.18

2.2 Совершенствование управления внешним  долгом

В настоящее время  внешняя задолженность оказывает  негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

  • усиливается зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  • ослабляется мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
  • сокращается объём средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  • дестабилизируется денежно-кредитная ситуация;
  • происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Информация о работе Внешний долг