Внешнеторговый оборот. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Внешнеторговый оборот - это общая величина экспорта и импорта, это сумма стоимостей экспорта и импорта страны или группы стран за определенный период: месяц, квартал, год.

Статистика внешнеторгового оборота характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.
Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировой статистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистика внешнеторгового оборота "видимыми товарами" является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта, указанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнюю торговлю услугами.

Содержание

1. Внешнеторговый оборот. Анализ структуры и динамики
внешнеторгового оборота………………………………………………………...3
1. 1. Внешнеторговый оборот России: основные
методологические аспекты…………………………………………………….…3
1.2. Динамика и структура внешнеторгового оборота РФ.
Особенности современного развития внешней торговли России……………..8
Учет и налогообложение экспорта через посредника………………15
3. Практическая часть…………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

контрольная ВЭД.doc

— 206.00 Кб (Скачать)
 

     Расширение  сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений  внешнеторговых и внешнеэкономических  связей России, которые установлены  на трех уровнях. На долю стран СНГ  приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового  оборота России.

     В последние годы более ¾ общей  стоимости экспорта РФ (с учетом торговли со странами-членами СНГ) приходится на сырьевые товары. Так, в 2008 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы "Минеральные продукты", т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 56,5%; на черные и цветные металлы приходилось 11,4%; на древесину и целлюлозно-бумажные изделия - 3,3%, а на машины, оборудование и транспортные средства - 8,9%; на химические и другие товары - 19,9%.

     Драматические структурные изменения, произошедшие в российской экономике за годы перестройки, отразились на структуре внешней торговле страны. Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительном производстве сократились с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%, тогда как доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до 33%.

     В связи с этими процессами в  товарной структуре экспорта страны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась  с 84% в 1992 г. до почти 90% в 1999 г., а доля готовых изделий сократилась  с 16 до 10%, что было обусловлено, прежде всего, неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий, предлагаемых на экспорт, а также тяжелым финансовым положением российских предприятий.

     Существенные  изменения произошли в объемах  поставок и структуре экспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование и транспортные средства. В 70-е годы доля этой продукции в структуре экспорта Советского Союза превышала 20%, хотя и тогда этот показатель не соответствовал структуре внутреннего производства и был существенно ниже общемирового уровня (около 30%).

     Российский  экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2003 г. составил 11917,5 млн. долл., что было больше на 18,5% уровня 2002 г.

     Положение с экспортом отечественного комплектного оборудования и проектно-монтажных услуг в последние годы не совсем благоприятно. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящее время не превышает 1 млрд. долл., что составляет менее 20% объемов технического содействия СССР в 80-е годы. Основными причинами такого положения является фактический уход России с рынков комплектного оборудования стран Восточной Европы - бывших партнеров по СЭВ, а также с рынков большинства развивающихся стран, что, в свою очередь, обусловлено резким сокращением объемов государственного финансирования этой формы сотрудничества.

     В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они  являются определяющей позицией в товарной группе "Минеральные продукты". В 2003 г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 62,1 млн. тонн каменного угля, 223,5 млн. тонн сырой нефти, 20,9 млрд кВт-час электроэнергии, 189,3 млрд. куб. м природного газа и т.д.

     Объемы  поставок энергоносителей на внешний  рынок становятся столь значительными, что это начинает негативно сказываться на нормальном обеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, поскольку увеличение объемов экспорта энергоносителей происходит на фоне прогрессирующего сокращения их добычи.

     В общем объеме экспорта на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось 56,5%. Только за счет роста средних контрактных цен на энергоносители, валютные поступления от экспорта минерального топлива увеличились более, чем на 10 млрд. долларов. Подробнее динамика экспорта показана в таблице 2 [3, с.31].

     Таблица 2. Динамика экспорта в 2002-2003 гг.

Наименование  продукции      2002      2003
I II III I II III
Сырая нефть, млн т 188,7 153,0 27,2 223,5 173,8 29,0
Дальнее зарубежье 156,0 169,4 27,8 186,4 181,7 29,9
СНГ 32,7 111,2 23,3 37,1 133,7 24,2
Нефтепродукты, млн. т 75,4 148,5 10,5 78,4 180,8 10,6
Дальнее зарубежье 72,8 147,9 11,9 74,9 180,6 12,0
СНГ 2,6 163,8 2,7 3,5 184,9 3,1
Природный газ, млрд куб. м 185,5 85,7 15,0 189,3 105,5 14,9
Дальнее зарубежье 134,2 142,0
СНГ 51,3 47,3
Каменный  уголь, млн. т 43,3 26,7 1,1 62,1 28,5 1,3
Дальнее зарубежье 38,9 26,1 1,1 52,3 27,6 1,3
СНГ 4,4 31,7 0,9 9,8 33,6 1,6
Электроэнергия, млрд кВт-ч 18,0 18,7 0,3 20,9 23,5 0,4
Дальнее зарубежье 10,0 18,7 0,2 12,7 26,0 0,3
СНГ 8,0 18,7 1,0 8,2 19,6 0,8
 

     Примечание: I - количество, II - цена, долл. за тонну, III - доля в общем объеме экспорта

     Важной  статьей российского экспорта является также продукция черной и цветной  металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризис российской промышленности обусловил рост экспорта металлургической продукции. Так, во второй половине 90-х годов было экспортировано около 60% произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля и алюминия. Россия вышла на второе место в мире (после Японии) по экспорту продукции черной металлургии.

     В последние годы заметное место в  российском экспорте стали занимать драгоценные металлы, а также  необработанные алмазы, основным покупателем  которых является фирма "Де Бирс".

     Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являются традиционными видами товаров российского  экспорта, однако доля этой товарной группы в структуре экспорта невелика - в 2003 г. она составила немногим более 3%. Повышение экономической эффективности экспорта данной группы товаров может быть достигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокой переработки.

     По  определенным товарным позициям российские поставки во многом определяют состояние  международного торгового обмена. Так  Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место - по поставкам обычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.

     Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения, как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

     Наиболее  масштабной позицией российского импорта  является "Машины, оборудование и  транспортные средства".

     В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько это явление негативно, можно видеть из следующего.

     В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.

     В российском импорте заметное место  занимают товары народного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого  ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так как осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами - членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Учет  и налогообложение  экспорта через посредника

     Для осуществления экспортных операций организации могут привлекать посредников: поверенных или комиссионеров.

     Валютное  регулирование расчетов по договору поручения

     Поверенный  на основании договора поручения  заключает контракт с иностранным  покупателем от имени и за счет доверителя. Права и обязанности  по сделке возникают непосредственно у доверителя.

     Согласно  положениям Инструкции ЦБ РФ N 86-и, паспорт  сделки открывает лицо, от имени  которого заключен контракт. В данном случае внешнеторговый контракт заключен от имени доверителя. Следовательно, расчеты с иностранным покупателем проводит доверитель. Посредник в расчетах не участвует.

     Вместе  с тем поверенный может оплачивать расходы, связанные с реализацией  экспортных товаров, например, расходы  на транспортировку, экспедирование и  т.п.

     Однако  валютное законодательство не содержит четкого ответа на вопрос, может ли посредник оплатить эти расходы в иностранной валюте и соответственно получить от доверителя иностранную валюту для возмещения произведенных расходов.

     В этой связи мы рекомендуем подобные расходы в иностранной валюте через счет посредника не оплачивать.

     За  исполнение договора поручения посреднику причитается вознаграждение. Оно  должно выплачиваться в рублях, так  как поверенный и доверитель не являются сторонами внешнеторговой сделки и  осуществляют экономическую деятельность на территории Российской Федерации.

     Бухгалтерский и налоговый учет у поверенного

     В бухгалтерском учете у поверенного  отражаются затраты, связанные с  исполнением договора поручения, и  сумма посреднического вознаграждения.

     Планом  счетов предусмотрено, что посреднические организации учет расходов, связанных с их деятельностью, ведут на счете 26 "Общехозяйственные расходы". При определении финансового результата указанные расходы можно полностью списать в дебет счета 90. Это разрешено пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

     Что касается расходов, возмещаемых посреднику доверителем, то учет таких расходов следует вести на счете 76. Конкретный перечень возмещаемых расходов должен быть предусмотрен договором поручения.

     Кроме этого, рекомендуем предусмотреть в договоре, что поверенный представляет доверителю отчет о произведенных расходах с приложением оправдательных документов. Такое условие договора предусмотрено статьей 974 ГК РФ.

     Если  посредник оплатил какие-либо расходы  с НДС, то у посредника налог не возмещается, а подлежит вычету у доверителя. При этом для правомерного возмещения НДС у экспортера счет-фактура, оплаченный посредником, должен быть выставлен непосредственно на имя доверителя. Это требование установлено пунктом 4 письма МНС РФ от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

     У поверенного в бухгалтерском  учете отражаются следующие записи.

Информация о работе Внешнеторговый оборот. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота