Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение значения внешнеторгового комплекса России, его структуры и определение возможных направлений его развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Охарактеризовать экспортно-импортные отношения;
2. Рассмотреть проблемы в области экспорта и импорта;
3. Раскрыть стратегии развития внешнеторгового комплекса.
Введение 3
1 Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики 5
1.1 Значение внешней торговли для экономики страны 5
1.2 Формирование законодательной, нормативно - правовой базы внешней торговли России 8
2 Российский экспорт и импорт 12
2.1 Экспортная база страны 12
2.2 Зависимость российской экономики от импорта и возможность импортозамещения 19
3 Стратегия и перспективы развития внешнеторгового комплекса России 25
Заключение 29
Приложение А 33
32
Содержание
Введение
1 Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики
1.1 Значение внешней торговли для экономики страны
1.2 Формирование законодательной, нормативно - правовой базы внешней торговли России
2 Российский экспорт и импорт
2.1 Экспортная база страны
2.2 Зависимость российской экономики от импорта и возможность импортозамещения
3 Стратегия и перспективы развития внешнеторгового комплекса России
Заключение
Приложение А
Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) занимает особое место в развитии национального хозяйства России. С одной стороны, ВЭК выполняет традиционные функции как вторичный сектор экономики по обслуживанию и поддержанию устойчивых связей, реализуемых в различных формах внешнеэкономической деятельности, национального хозяйства с мировой экономикой. С другой стороны, ВЭК во многом определяет направления развития внутренней экономики, так как формирует основу экспортно - сырьевой модели ее развития.
Актуальность обусловлена тем, что мировой кризис дополнительно продемонстрировал ее ущербность модели и негативные последствия для России. Для нового посткризисного подъема должны произойти существенные изменения в технологической и организационной базе мирового хозяйства и экономик отдельных государств. Именно от того, как та или иная страна сможет трансформировать свою структуру, приспособиться к новым глобальным вызовам, зависят ее облик и место в послекризисном мире.
Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно широкую степень разработки внешнеэкономической проблематики, в специальной отечественной литературе до сих пор не существует общепризнанных дефиниций внешнеэкономического комплекса и внешнеэкономической стратегии. Этот факт не только затрудняет проведение углубленных теоретических исследований, но и сдерживает разработку эффективных предложений прикладного характера.
В связи с этим представляется необходимым определить место ВЭК в национальной хозяйственной системе на современном этапе как особого структурного компонента экономики, выявить их внутренние и внешние взаимосвязи. Требуется также уточнить сущность ВЭК России: его состав, структуру и основные базовые свойства, а также взаимосвязь и взаимоподчиненность с внешнеэкономической стратегией страны.
Таким образом, целью работы является рассмотрение значения внешнеторгового комплекса России, его структуры и определение возможных направлений его развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Охарактеризовать экспортно-импортные отношения;
2. Рассмотреть проблемы в области экспорта и импорта;
3. Раскрыть стратегии развития внешнеторгового комплекса.
Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией [1].
Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.
Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:
- трансграничная поставка услуг;
- перемещение потребителей в страну - экспортер;
- учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
- временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги [1].
В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами
- с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
- с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
- на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации [2, c.21].
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:
- в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
- в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
- в форме внешней торговли услугами в других случаях.
Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:
- преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
- интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
- увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;
- на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
- повышается уровень международной специализации страны [15, с. 8].
Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях[11, с.16].
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:
– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;
– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;
– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;
- в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов [4, с. 211].
Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. XX в. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX в. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Р Ф «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции [4,с. 83].
С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.
Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле - внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следующим образом:
обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;
защита внутреннего рынка и отечественного производителя в процессе осуществления внешнеторговых связей;
заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных экономических организаций с целью создания наиболее благоприятных условий для экономического развития страны [4, с.84].
В 90-е гг. XX в. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин [1].
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
российские юридические лица;
российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
иностранные юридические лица и организации в иной форме;
иностранные физические лица;
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации;
муниципальные образования [1].
Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом:
1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной (порядка 80%) объем экспортно-импортных операций.