Внешнеторговый комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение значения внешнеторгового комплекса России, его структуры и определение возможных направлений его развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Охарактеризовать экспортно-импортные отношения;
2. Рассмотреть проблемы в области экспорта и импорта;
3. Раскрыть стратегии развития внешнеторгового комплекса.

Содержание

Введение 3
1 Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики 5
1.1 Значение внешней торговли для экономики страны 5
1.2 Формирование законодательной, нормативно - правовой базы внешней торговли России 8
2 Российский экспорт и импорт 12
2.1 Экспортная база страны 12
2.2 Зависимость российской экономики от импорта и возможность импортозамещения 19
3 Стратегия и перспективы развития внешнеторгового комплекса России 25
Заключение 29
Приложение А 33

Работа содержит 1 файл

п.doc

— 462.50 Кб (Скачать)


32

 

Содержание

 

Введение

1 Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики

1.1   Значение внешней торговли для экономики страны

1.2 Формирование законодательной, нормативно - правовой базы     внешней торговли России

2 Российский экспорт и импорт

2.1 Экспортная база страны

2.2 Зависимость российской экономики от импорта и возможность    импортозамещения

3 Стратегия и перспективы развития внешнеторгового комплекса России

Заключение

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) занимает особое место в развитии национального хозяйства России. С одной стороны, ВЭК выполняет традиционные функции как вторичный сектор экономики по обслуживанию и поддержанию устойчивых связей, реализуемых в различных формах внешнеэкономической деятельности, национального хозяйства с мировой экономикой. С другой стороны, ВЭК во многом определяет направления развития внутренней экономики, так как формирует основу экспортно - сырьевой модели ее развития.

Актуальность обусловлена тем, что мировой кризис дополнительно продемонстрировал ее ущербность модели и негативные последствия для России. Для нового посткризисного подъема должны произойти существенные изменения в технологической и организационной базе мирового хозяйства и экономик отдельных государств. Именно от того, как та или иная страна сможет трансформировать свою структуру, приспособиться к новым глобальным вызовам, зависят ее облик и место в послекризисном мире.

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно широкую степень разработки внешнеэкономической проблематики, в специальной отечественной литературе до сих пор не существует общепризнанных дефиниций внешнеэкономического комплекса и внешнеэкономической стратегии. Этот факт не только затрудняет проведение углубленных теоретических исследований, но и сдерживает разработку эффективных предложений прикладного характера.

В связи с этим представляется необходимым определить место ВЭК в национальной хозяйственной системе на современном этапе как особого структурного компонента экономики, выявить их внутренние и внешние взаимосвязи. Требуется также уточнить сущность ВЭК России: его состав, структуру и основные базовые свойства, а также взаимосвязь и взаимоподчиненность с внешнеэкономической стратегией страны.

Таким образом, целью работы является рассмотрение значения внешнеторгового комплекса России, его структуры и определение возможных направлений его развития.

Исходя из цели, формируются задачи исследования:

1. Охарактеризовать экспортно-импортные отношения;

2. Рассмотреть проблемы в области экспорта и импорта;

3. Раскрыть стратегии развития внешнеторгового комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики

 

1.1 Значение внешней торговли для экономики страны

 

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией [1].

Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

- трансграничная поставка услуг;

- перемещение потребителей в страну - экспортер;

- учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;

- временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги [1].

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами

- с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

- с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

- на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации [2, c.21].

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

- в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;

- в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;

- в форме внешней торговли услугами в других случаях.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

- преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

- интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

- увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

- на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

- повышается уровень международной специализации страны [15, с. 8].

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях[11, с.16].

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:

– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

- в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов [4, с. 211].

 

1.2 Формирование законодательной, нормативно - правовой базы внешней торговли России

 

Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Рыночные отноше­ния стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Ее ослабление происходило уже со вто­рой половины 80-х гг. XX в. Начало было положено расширени­ем прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республи­канские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX в. про­изводители экспортной продукции получили право непосред­ственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регу­лировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Р Ф «О либерализации внешнеэко­номической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию госу­дарства на все виды внешнеэкономических связей, включая внеш­нюю торговлю и валютные операции [4,с. 83].

С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.

Формирование внешнеэкономической политики, законодатель­ной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится са­мостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредст­венное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободно­му рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кре­дитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, фор­мирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расче­тов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле - внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следу­ющим образом:

     обеспечение экономической безопасности, защита эко­номических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешне­экономической деятельности;

 защита внутреннего рынка и отечественного производи­теля в процессе осуществления внешнеторговых связей;

   заключение международных договоров в области внеш­них экономических связей и участие в деятельности международных экономических организаций с целью созда­ния наиболее благоприятных условий для экономическо­го развития страны [4, с.84].

В 90-е гг. XX в. постепенно создается правовая основа внеш­ней торговли, предпринимаются попытки формирования концеп­ции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нета­рифные ограничения, валютный и экспортный контроль, коорди­нацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Фе­дерации.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности» содержит основы государ­ственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодей­ствии с мировым рынком. В нем даются определения таможенно­го тарифа, таможенной территории и таможенной границы, тамо­женной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разде­лы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее опре­деления, а также определению страны происхождения товара. За­кон предусматривает также предоставление тарифных льгот (пре­ференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных по­шлин [1].

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

      российские юридические лица;

     российские физические лица, зарегистрированные в ка­честве индивидуальных предпринимателей;

     иностранные юридические лица и организации в иной форме;

     иностранные физические лица;

     Российская Федерация;

     субъекты Российской Федерации;

     муниципальные образования [1].

Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом:

1.  Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (по­рядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внеш­неторговых связей и обеспечивают основной (порядка 80%) объем экспортно-импортных операций.

Информация о работе Внешнеторговый комплекс