Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:50, контрольная работа
В условиях развития международных отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.
Противники теории протекционизма выдвигают следующие аргументы против этой теории:
1.
Протекционизму присуща
2.
Секторы национальной
3.
Мультиплицирующий эффект –
4. Протекционизм наносит ущерб потребителю, который вынужден покупать импортные товары, облагаемые таможенными пошлинами, и за товар местного производителя приходиться платить дороже.
5.
В условиях протекционизма
Основными
наиболее распространенными
Таможенная пошлина (тариф) – простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Различают экспортные и импортные пошлины.
По способу оплаты выделяют:
1.
специфические пошлины –
2.
стоимостная (адвалорная) пошлина
устанавливается в виде доли
от объявленной стоимости
Введение пошлин является одним из старейших способов осуществления торговой политики и всегда использовался как одни из источников доходов государства.
В практике мировой торговли
и международных отношений
1.
антидемпинговые таможенные
2.
компенсационные таможенные
3.
сезонные таможенные пошлины
– пошлины налагаемые на
Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга протекционистских мер:
Тарифные методы: тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины и тарифы) – совокупность форм и методов использования покровительственных пошлин и тарифов для затруднения ввоза или вывоза определенных видов продукции, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;
Нетарифные
методы регулирования – совокупность
прямых и косвенных ограничений
внешнеэкономической
Субсидии - система пособий в денежной или натуральной форме, предоставляемых государством национальным производителям для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. Прямые субсидии направлены на развитие определенных сфер экономики, косвенные субсидии – система льготных налоговых ставок. Основные формы субсидий: импортные субсидии – стимулирование импорта, экспортные субсидии – стимулирование экспорта, экспортные премии, выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальными и иностранными перевозчиками, предоставление льгот для экспортных кредитов, обучение кадров;
Налоговые методы (освобождение экспорта от налога на добавленную стоимость, налоговые преференции для прямых инвестиций в отрасли, в развитии которых заинтересовано государство;
Политика валютного курса и валютное регулирование, которое направлено на предотвращение оттока капитала за пределы государства.
Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Все эти понятия располагаются между двумя крайними случаями, когда ограничительная политика принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких бы то ни было инструментов торговой политики. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).
Виды скрытого протекционизма
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.
Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производите лей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан ин формировать потребителей о всех воз можныхрисках использования товара в инструкции, при маркировке, на эти кетке.
Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных
Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
В
российской внешнеторговой практике используются
некоторые виды скрытых нетарифных
мер торговой политики. Наиболее ощутимый
технический барьер — требование
о сертификации большинства импортируемых
товаров. Сертификация призвана обеспечивать
ввоз в Россию товаров, соответствующих
российским стандартам и другим российским
актам, определяющим требования к качеству.
Соответствие требованиям к качеству
трактуется широко как безопасность товара
для жизни, здоровья и имущества и его
экологическая чистота. Сертификация
в России является предварительной, то
есть выступает условием выпуска товара
на ее таможенную территорию, и платной.
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.
Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.
Для
регулирования внешней торговли
государство использует инструменты,
которые можно подразделить на тарифные
(использование таможенного
Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:
предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.
Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.
"Добровольные"
ограничения экспорта означают,
что страна-экспортер
Основная
причина их использования - выгода национальных
производителей стран-импортеров, которым
ограничение ввоза
Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран
Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.
Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели: