Внешнеэкономические связи стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Существующая прежде экономическая система СССР на рубеже 1992 - 1993гг. потерпела распад, т.к. наступила катастрофическая потеря устойчивости экономических отношений. Раскол советской экономики облегчался тем, что хозяйственные связи рвались не только на границах республик бывшего Союза, но и внутри них. Предприятия прекращали поставки продукции своим постоянным клиентам, что приводило к остановке целых производств, и пытались наладить её сбыт за рубежом за свободно конвертируемую валюту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности..............4
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности……………………9
1.2. Экономическое положение стран СНГ……………………………………11
1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..13

Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности России со странами СНГ……………………………………………………………………………….21

2.1. Динамика торговли России со странами СНГ…………………………….21

2.2. Таможенный союз, как основной фактор развития внешнеэкономической деятельности на территории СНГ……...……………………………………….22
2.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках ЕврАзЭС………………………………………………………………………….24
Глава 3. Перспективы развития торговли России со странами СНГ………..26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……

Работа содержит 1 файл

СНГ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

    3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

    4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и пояснений к ней;

    5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. 
 
 

2.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках ЕврАзЭС

    Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. ЕврАзЭС создан 10 октября 2000 г.

    Состав:  

    -Беларусь (с 2001 г.). 

    -Казахстан  (с 2001 г). 

    -Киргизия (с 2001 г). 

    -Россия (с 2001 г). 

    -Таджикистан  (с 2001 г). 

    -Узбекистан (2006-2008 - приостановлено).

    Государства-наблюдатели:  

    -Армения  (с 2003 г.). 

    -Молдавия (с 2002 г.). 

    -Украина  (с 2002 г.).

    Поиск и освоение оптимальных форм финансовой и экономической интеграции – одна из основных задач каждого государства в XXI веке. Следуя мировой тенденции развития регионализации национальных экономик, страны постсоветского пространства поступательно осваивают различные интеграционные формы сотрудничества. В настоящий момент на постсоветском пространстве существуют такие экономические интеграционные группы как Содружество Независимых Государств (далее СНГ), Союз России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество (далее ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство. Самым весомым по макроэкономическим показателям является ЕврАзЭС. 

    В настоящее время, несмотря на то, что основу правовых систем стран ЕврАзЭС составляет законодательство бывшего Союза ССР и наличие большого количества сходных черт, в принципах регулирования внешнеторговой деятельности имеются и расхождения. В законах Республики Беларусь, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В законе Республики Казахстан внешняя торговля (деятельность) связана с вывозом из Республики Казахстан и/или ввозом товаров в Республику Казахстан. Закон Республики Узбекистан дает определение как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Существует необходимость правового исследования законодательства и договорной практики стран ЕврАзЭС для выявления особенностей правового регулирования внешнеэкономических сделок, оформляющих внешнеэкономическую деятельность. И как следствие этого - выявление особенностей разрешения споров между хозяйствующими субъектами этих государств.  
Актуальность комплексного исследования и сравнительного анализа норм международных договоров в рамках ЕврАзЭС и норм внутреннего законодательства стран ЕврАзЭС вызвана необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере выбора права, применимого к отношениям между субъектами из стран ЕврАзЭС в области внешнеэкономической деятельности. Нормы национального права стран ЕврАзЭС по ряду вопросов определения применимого права различаются между собой и предусматривают иное по сравнению с межгосударственными соглашениями регулирование. (См. табл. 4 в приложении) 
 
 
 

Глава 3. Перспективы развития торговли России со странами СНГ

    С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

    Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

    Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что  тесно связано с конверсией и  коммерциализацией предприятий  оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

    По  мере развития отечественного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров - машин и оборудования.

    Максимальное  содействие российскому бизнесу  в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ – одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

    Важнейшими  показателями, характеризующими степень  эффективности интеграционных процессов  во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового оборота.

    Крупнейшим  экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой  в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также  основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).

    Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран

    Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

    Важным  направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

    Так что же касательно улучшения интеграционных процессов?

    Проведение  согласованной миграционной политики – один из определяющих факторов успешного  хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 
 
 
 

Заключение

    Итак, по итогам проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

    Существуют  различные точки зрения как на существующие внешнеэкономические отношения России со странами СНГ, так и на то, какими они станут в будущем. Исходя из проведенного анализа можно заметить, что отношения между этими партнерами развиваются, не стоят на месте. Совсем недавно проходила встреча в Казахстане, на которой главы государств Белоруссии, России, Казахстана, конечно, решили продолжать усовершенствовать комплексы мер по созданию Единого Экономического Пространства между вышеназванными государствами

    В целом, проблем еще довольно много, но кризис лишь показал абсолютную необходимость экономической интеграции на всем пространстве бывшего СССР.

    Россия  ведет активную политику по улучшению  условий внешней торговли со странами СНГ.

    Россия  – перспективная страна для нее  очень богатых стран СНГ, которым в период Мирового финансового кризиса приходится еще тяжелее, а для России СНГ – это надежный партнер, с которым, с течением времени, мы лелеем надежду, будет создано Единое Экономическое Пространство, которое не просто поспособствует улучшению торговли между двумя этими субъектами экономики, но и в корни изменит наш взгляд на внешнюю торговлю России и стран СНГ. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. www.gks.ru
  2. http://www.exportsupport.ru
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
  4. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации/А.Е. Лихачев; М.: Экономика, 2006.
  5. Кузнецов А. Два вектора экспансии российских ТНК Евросоюз и СНГ/А. Кузне-цов//Мировая экономика и международные отношения. – 2006
  6. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2007.
  7. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации / B.Н. Бурмистров, К.В. Холопов. - М.: Юристъ, 2006.
  8. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учеб. пособие для вузов / М.Е. Елова и др.; под ред. А.К. Шуркалина, И.С. Цыпиной. - М.: Логос, 2007.
  9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. М.:ЮНИТИ, 2008 год//
  10. http://customsunion.ru/
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАН СНГ1 
в 2010 году

  2010 г.  в % к 2009 г. Сальдо 
внешней торговли, 
млн. долларов США
валовой 
внутренний 
продукт 
(в постоянных ценах)
индексы 
промышленного 
производства
индексы 
потребительских цен
Россия 104,0 108,22 106,9 1516203
Азербайджан 105,0 102,6 105,7 14725,4
Армения 102,6 109,7 108,2 -2771,5
Беларусь 107,6 111,3 107,8 -9642,3
Казахстан 107,0 110,0 107,1 29456,6
Киргизия 98,6 109,8 108,0 -1463,3
Республика  Молдова 106,9 107,0 107,4 -2273,2
Таджикистан 106,5 109,7 106,5 -1462,6
Туркмения 109,2 ... ... ...
Узбекистан 108,5 108,3 ... ...
Украина 104,2 111,2 109,4 -9309,4
 
 

ЭКСПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ

Таблица 2

 

 

    Август 
2010г.
В % к Январь- 
август  
2010г. 
в % к 
январю- 
августу 
2009г.
Справочно
  августу 
2009г.
июлю 
2010г.
август 2009г. в % к январь- 
август 
2009г. 
в % к 
январю- 
августу 
2008г.
  августу 
2008г.
июлю 
2009г.
Нефть сырая, млн.тонн 1,5 51,1 99,9 66,9 96,5 111,0 94,1  
Нефтепродукты, тыс.тонн 378,6 65,2 107,0 63,3 50,2 91,2 88,5  
из  них:    

бензин автомобильный

63,7 61,7 117,5 77,1 70,4 113,3 92,4  
топливо дизельное 227,8 83,4 93,9 71,7 74,1 91,7 80,7  
топлива жидкие 18,9 143,4 115,3 64,4 3,0 35,8 56,4  
Газ природный, млрд.м3 4,7 81,7 102,9 173,0 в 3,0р. 122,8 96,2  
Электроэнергия, млн.кВт·ч 1,7 0,8 104,2 18,3 49,9 97,1 84,8  
Уголь каменный, млн.тонн 1,1 в 2,3р. 119,5 189,3 32,1 57,5 47,4  
Кокс  и полукокс, тыс.тонн 6,0 6,8 152,5 124,0 85,9 в 2,1р. 46,3  
Машины, оборудование и  
 транспортные средства,  
 млн.долларов
722,1 137,7 139,5 121,5 54,2 98,3 46,2  
Руды  и концентраты железные,   
 тыс.тонн
166,5 27,5 140,0 117,6 109,5 77,3 68,3  
Ферросплавы, тыс.тонн 1,6 42,1 76,1 56,4 194,8 31,9 161,1  
Фосфаты кальция, тыс.тонн 39,1 140,4 122,7 102,0 105,3 78,7 116,6  
Черные  металлы (кроме чугуна,  
 ферросплавов, отходов и лома),  
 млн.долларов
206,3 122,6 122,5 151,9 38,0 111,4 38,8  
Каучук  синтетический, тыс.тонн 7,9 89,3 135,2 104,3 67,1 114,1 61,4  
Целлюлоза древесная, тыс.тонн 8,7 130,9 109,8 122,1 102,8 91,2 83,3  
Бумага  газетная, тыс.тонн 9,5 64,2 90,4 93,8 97,6 122,9 86,2  
Ткани хлопчатобумажные, млн.м2 7,4 97,2 85,6 89,3 65,2 91,4 57,8  
Пшеница и меслин, тыс.тонн 120,6 76,2 141,6 30,9 89,7 182,4 в 2,4р.  
Мука  пшеничная или  
 пшенично-ржаная, тыс.тонн
2,2 19,9 25,9 51,6 45,3 93,9 60,7  
Крупа, тыс.тонн 3,1 58,8 74,6 63,0 129,0 92,4 135,6  
Макаронные  изделия, тыс.тонн 6,6 78,5 110,7 86,3 81,4 93,2 84,2  
Кондитерские  мучнистые изделия,  
 тыс.тонн
4,5 52,2 121,3 79,0 92,7 105,1 83,8  
                                 

Информация о работе Внешнеэкономические связи стран СНГ