Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Существующая прежде экономическая система СССР на рубеже 1992 - 1993гг. потерпела распад, т.к. наступила катастрофическая потеря устойчивости экономических отношений. Раскол советской экономики облегчался тем, что хозяйственные связи рвались не только на границах республик бывшего Союза, но и внутри них. Предприятия прекращали поставки продукции своим постоянным клиентам, что приводило к остановке целых производств, и пытались наладить её сбыт за рубежом за свободно конвертируемую валюту.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности..............4
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности……………………9
1.2. Экономическое положение стран СНГ……………………………………11
1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..13
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности России со странами СНГ……………………………………………………………………………….21
2.1. Динамика торговли России со странами СНГ…………………………….21
2.2. Таможенный союз, как основной фактор развития внешнеэкономической деятельности на территории СНГ……...……………………………………….22
2.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках ЕврАзЭС………………………………………………………………………….24
Глава 3. Перспективы развития торговли России со странами СНГ………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……
4.
Различный уровень научно-
5.Особенности
географического положения,
Под
внешнеэкономической
Как следует из определения, внешнеторговая деятельность является одним из видов внешнеэкономической деятельности.
Виды
внешнеэкономической
Приведенный
перечень видов и форм внешнеэкономической
деятельности является весьма полным
и охватывает практически все
известные в мировой практике
виды. Однако следует отметить, что
ведущую роль среди них играет
такая форма
1.2. Экономическое положение стран СНГ
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:
Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.
На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход к рынку. Оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.
Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16, 3% мировой территории, 5 - численности населения, 25 - запасов природных ресурсов, 10 - промышленного производства, 12 - научно-технического потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.
Только
разведанные месторождения
Еще
недавно эффективность
1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве
Экономика СССР развивалась как высоко интегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).
Сразу же после распада СССР у большинства бывших советских республик (кроме стран Балтии, взявших четкий курс на вступление в ЕС) возникли тенденции к взаимной интеграции. На первом этапе они проявлялись в попытках ослабить дезинтеграционные процессы в прежнем едином экономическом пространстве, в первую очередь в тех областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). результатом таких попыток стало образование в 1991 г. СНГ. В середине 1990-х (1996-1997 гг.) наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Первый — продолжение попыток сохранения интеграции в рамках всего Содружества. Второй — развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы.
Интеграционные процессы в СНГ связаны прежде всего с Россией, т.к.она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на неё приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП.
Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве обусловлены, помимо всего прочего, следующими факторами:
1.
Сложившимся ранее в СССР
2.
Технологической
3.
Длительным совместным
4. Постепенным осознанием значительной частью политических и предпринимательских кругов России геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 90-е годы эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом.
5. Экономической, политической необходимостью. Страны запада не горели желанием принимать постсоветские государства со всеми их проблемами, Россия в этом отношении придерживалась иной позиции. Во всяком случае, она инициировала шаги по сближению стран на этом самом пространстве.
В то же время интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции:
1.
Стремление правящих кругов в
бывших советских республиках
упрочить недавно полученный
суверенитет, укрепить свою
2.
Свою прежнюю специализацию в
рамках СССР многие страны
нередко считали для себя
3.
Различия в характере
4.
Готовность бывших советских
республик к интеграции была
различной, что определялось
5. Наконец, Запад (прежде всего США), с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки “воссоздания СССР”, сначала скрыто, а затем открыто, начал противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая финансовую и политическую зависимость многих постсоветских государств, вошедших в образование СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам. Немалое значение имели расчеты, существовавшие в первые годы после распада СССР, на крупномасштабную помощь Запада в том случае, если эти страны не будут торопиться с интеграцией.