Внешнеэкономические связи стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Существующая прежде экономическая система СССР на рубеже 1992 - 1993гг. потерпела распад, т.к. наступила катастрофическая потеря устойчивости экономических отношений. Раскол советской экономики облегчался тем, что хозяйственные связи рвались не только на границах республик бывшего Союза, но и внутри них. Предприятия прекращали поставки продукции своим постоянным клиентам, что приводило к остановке целых производств, и пытались наладить её сбыт за рубежом за свободно конвертируемую валюту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности..............4
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности……………………9
1.2. Экономическое положение стран СНГ……………………………………11
1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..13

Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности России со странами СНГ……………………………………………………………………………….21

2.1. Динамика торговли России со странами СНГ…………………………….21

2.2. Таможенный союз, как основной фактор развития внешнеэкономической деятельности на территории СНГ……...……………………………………….22
2.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках ЕврАзЭС………………………………………………………………………….24
Глава 3. Перспективы развития торговли России со странами СНГ………..26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……

Работа содержит 1 файл

СНГ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

    4. Различный уровень научно-технического  развития. Формированию внешнеэкономической  деятельности способствует обмен  между странами студентами, стажерами,  научными сотрудниками, преподавателями;  проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

    5.Особенности  географического положения, природных  и климатических условий. К  результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести: 

    • дальнейшее  углубление международного разделения труда;
    • экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
    • интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
    • дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
    • увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
    • успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
    • расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.
 
 
 
 
 
    1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности

    Под внешнеэкономической деятельностью  понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

    Как следует из определения, внешнеторговая деятельность является одним из видов внешнеэкономической деятельности.

    Виды  внешнеэкономической деятельности:

  • экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
  • оказание субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других, не запрещенных законами государства;
  • научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами государства;
  • кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами государства;
  • совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории государства и за ее пределами;
  • предпринимательская деятельность на территории государства, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами государства;
  • организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории государства за иностранную валюту;
  • товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
  • арендные, в том числе лизинговые операции;
  • операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
  • работы на контрактной основе физических лиц государства с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
  • другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законами государства.

    Приведенный перечень видов и форм внешнеэкономической  деятельности является весьма полным и охватывает практически все  известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что  ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических  связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще. 
 
 
 
 
 

1.2. Экономическое положение  стран СНГ

    После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых  вошли в состав СНГ. Прежде чем  охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:

  • введено президентство;
  • прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;
  • вступление в ООН;
  • укрепление политических и экономических связей с Западом;
  • вступление в ряд международных организаций.

    Но  приобретение политической независимости  не привело к экономическому и  социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ  стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.

    На  экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход  к рынку. Оказалось, что потенциальные  и реальные возможности в странах  СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.

    Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16, 3% мировой территории, 5 - численности населения, 25 - запасов природных ресурсов, 10 - промышленного производства, 12 - научно-технического потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

    Только  разведанные месторождения нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане - около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине, в Казахстане и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей. (См. табл. 1 в приложение)

    Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В бывшем СССР по железным дорогам перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве

    Экономика СССР развивалась как высоко интегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

    Сразу же после распада СССР у большинства бывших советских республик (кроме стран Балтии, взявших четкий курс на вступление в ЕС) возникли тенденции к взаимной интеграции. На первом этапе они проявлялись в попытках ослабить дезинтеграционные процессы в прежнем едином экономическом пространстве, в первую очередь в тех областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). результатом таких попыток стало образование в 1991 г. СНГ. В середине 1990-х (1996-1997 гг.) наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Первый — продолжение попыток сохранения интеграции в рамках всего Содружества. Второй — развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы.

    Интеграционные  процессы в СНГ связаны прежде всего с Россией, т.к.она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на неё приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП.

    Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских  республик

    Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве обусловлены, помимо всего прочего, следующими факторами:

    1. Сложившимся ранее в СССР разделением  труда, которое невозможно было  полностью изменить за прошедший  короткий промежуток времени.  В большинстве случаев это  было и нецелесообразно.

    2. Технологической взаимозависимостью  предприятий, строившихся по общим стандартам, едиными техническими нормами, одинаковым характером инженерной подготовки персонала.

    3. Длительным совместным проживанием  народов в пределах одного  государства, которое создало  плотную «ткань отношений» в  разнообразных формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, совместного исторического прошлого, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения в странах постсоветского пространства поддерживать достаточно тесные взаимные связи.

    4. Постепенным осознанием значительной частью политических и предпринимательских кругов России геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 90-е годы эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом.

    5. Экономической, политической необходимостью. Страны запада не горели желанием принимать постсоветские государства со всеми их проблемами, Россия в этом отношении придерживалась иной позиции. Во всяком случае, она инициировала шаги по сближению стран на этом самом пространстве.

    В то же время интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции:

    1. Стремление правящих кругов в  бывших советских республиках  упрочить недавно полученный  суверенитет, укрепить свою государственность.  Это рассматривалось ими как  безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план. Интеграционные меры воспринимались ими как ограничение суверенитета, так как всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях.

    2. Свою прежнюю специализацию в  рамках СССР многие страны  нередко считали для себя невыгодной  и не хотели «возврата в  прошлое». Нахождение нового места  в международном разделении труда требовало времени и целенаправленных усилий, в том числе за счет диверсификации внешнеэкономических связей.

    3. Различия в характере системных  реформ в разных странах создавали  трудности в налаживании взаимных  связей, особенно при отношениях между частными предприятиями, поскольку возникали несоответствия в их правах и обязанностях.

    4. Готовность бывших советских  республик к интеграции была  различной, что определялось не  столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. Так, с самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах на постсоветском пространстве, в частности — СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого возможно дальше с целью «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей с некоторыми другими странами постсоветского пространства. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, руководство которой провозгласило курс на присоединение к Европе, Грузии — из-за проблем с сепаратистскими движениями, Туркменистана и Узбекистана, где установились жесткие авторитарные режим с изоляционистскими тенденциями. Более положительное отношение наблюдается со стороны Белоруссии, Молдавии, Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Но многие из них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь при этом минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей. Задача реального сближения стран СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и неудовлетворительное выполнение большинства принятых решений.

    5. Наконец, Запад (прежде всего  США), с неодобрением встречавший  любые интеграционные процессы  на постсоветском пространстве  и рассматривавший их как попытки “воссоздания СССР”, сначала скрыто, а затем открыто, начал противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая финансовую и политическую зависимость многих постсоветских государств, вошедших в образование СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам. Немалое значение имели расчеты, существовавшие в первые годы после распада СССР, на крупномасштабную помощь Запада в том случае, если эти страны не будут торопиться с интеграцией.

Информация о работе Внешнеэкономические связи стран СНГ