Внешнеэкономические связи стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Существующая прежде экономическая система СССР на рубеже 1992 - 1993гг. потерпела распад, т.к. наступила катастрофическая потеря устойчивости экономических отношений. Раскол советской экономики облегчался тем, что хозяйственные связи рвались не только на границах республик бывшего Союза, но и внутри них. Предприятия прекращали поставки продукции своим постоянным клиентам, что приводило к остановке целых производств, и пытались наладить её сбыт за рубежом за свободно конвертируемую валюту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности..............4
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности……………………9
1.2. Экономическое положение стран СНГ……………………………………11
1.3. Виды экономически интеграционных группировок на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..13

Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности России со странами СНГ……………………………………………………………………………….21

2.1. Динамика торговли России со странами СНГ…………………………….21

2.2. Таможенный союз, как основной фактор развития внешнеэкономической деятельности на территории СНГ……...……………………………………….22
2.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках ЕврАзЭС………………………………………………………………………….24
Глава 3. Перспективы развития торговли России со странами СНГ………..26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……

Работа содержит 1 файл

СНГ.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

    Значение  отдельных факторов с течением времени меняется, кроме того, развиваются новые важные процессы. В частности, сужается оставленная в наследство от СССР объективная база разделения труда между новыми государствами, население постсоветских республик начинает все больше считать суверенитет своих государств предпочтительным состоянием. В то же время, например, существенно возросла интегрирующая роль массовой трудовой миграции населения многих стран СНГ в Россию и крупномасштабных переводов части заработанных мигрантами средств своим семьям в этих странах, что увеличивает их зависимость от России.

    В торгово-экономической области главным  достижением СНГ следует считать  создание в основных чертах зоны свободой торговли, хотя здесь пока ещё сохранились  некоторые ограничения.

    В целом с помощью многосторонних соглашений удалось обеспечить функционирование социальных механизмов и жизненно важных элементов единого экономического пространства: транспорта, энергетики, выплаты пенсий и пособий, беспрепятственного, а в дальнейшем, возможно, с умеренными ограничениями, передвижения на территории стран СНГ товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

    Тем не менее большинство оценок результатов  деятельности СНГ — сдержанные, а чаще даже отрицательные. Это частично объясняется завышенными ожиданиями при создании СНГ, которые в дальнейшем не оправдались.

    Геополитическое и экономическое значение отношений  со странами СНГ весьма значительно, особенно в перспективе. Страны СНГ  — естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях и регионах СНГ существенно повысит вес этих стран и, разумеется, России в международных отношениях, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором их экономического развития.

    Некоторое оживление и модификацию внесла в объединительные процессы идея интеграции разных скоростей, то есть создание союзов между странами с разной степенью интегрированности.

    Наиболее  интенсивная интеграция в различных  областях идет между Россией и  Белоруссией. Это объясняется высоким  уровнем разделения труда и взаимозависимости этих стран. С 1996 г. идет работа по строительству Союзного государства России и Белоруссии, предусматривающая широкий круг интеграционных мер. Но до сих пор этот процесс не подошел к завершению в силу ряда политических причин, а так же неисполнения Белоруссией обязательств по соглашениям с Россией.

    В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого  таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако реализация договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.

    С октября 2000 г. Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов, она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзЭС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях. В скором времени предполагается присоединение к организации Узбекистана.

    Общие интересы в развитии региональных связей привели к созданию в 2002 году Организации  Центрально-азиатского сотрудничества (ЦАС) между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

    18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. Россию пригласили в ЦАС по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова.

    6 октября 2005 в Петербурге на  саммите ЦАС принято решение,  в связи с предстоящим вступлением  Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить  документы для создания объединённой  организации ЦАС-ЕврАзЭС — т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

    По  мнению некоторых наблюдателей, ликвидированное  ЦАС фактически никак себя не проявило и не реализовало ни одной из намеченных целей.

    Была  предпринята попытка сближения  между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией в рамках неформального объединения ГУАМ, межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 этими бывшими советскими республиками (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). ГУАМ был заявлен как одно объединений субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы. В основе учреждения лежат, в частности, интересы в области создания транспортного коридора на юге бывшего СССР. Характерной чертой организации изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России.

    Проблема  поставок на внешние рынки нефти  и газа из Азербайджана, Туркмении  и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития стран ГУАМ. В качестве политических причин создания союза называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.

    Вышеуказанные причины обусловили то, что ГУАМ с самого зарождения получал существенную экономическую и политическую поддержку  от США, так как цели ГУАМ совпадали с их геополитическими целями.

    До  Событий в Украине (февраль-март 2005 — Оранжевая революция), организация  в общем себя практически не проявляла. Не отличаясь активностью ни в  политической, ни в какой-либо другой из заявленных областей, но после указанных событий ГУАМ активизировал свою деятельность. Для входящих в Союз государств ГУАМ является формальным полем для организации дружбы против России.

    В сентябре 2003 г. президенты Белоруссии, Казахстана, России, и Украины подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ — с целью обеспечить свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы между участниками соглашения посредством согласования взаимной экономической политики. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». В 2005 на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику, чего Украина не желает.

    Воздействие регионализации на общие интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых  Государств неоднозначно. С одной  стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, регионализация означает “мини-интеграцию” на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах интеграция разных скоростей может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая “зоны кристаллизации”, втягивая другие страны в общую ткань сотрудничества.

    Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества. За интеграцией  разных скоростей стоят объективные  интересы стран СНГ в различных областях.

    Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов  на постсоветском пространстве будет  зависеть от многих причин. Но главным  фактором будут результаты развития российской рыночной экономики и  политики России в целом. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми странами. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Анализ внешнеэкономической деятельности России со странами СНГ

2.1. Динамика торговли  России со странами  СНГ

    Из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию в августе 2010г. поступило 98,3% масла подсолнечного, 63,1% молока и сливок сгущенных, 68,8% продуктов, содержащих какао, 71,6% сахара белого, 47,9% масла сливочного и прочих молочных жиров, 52,9% труб стальных, 18,1% алкогольных напитков (в стоимостном выражении), 31,9% изделий и консервов из мяса, 5,1% угля каменного, от общего импорта указанных товаров. (см. табл. 2 и табл. 3 в приложении) 

Динамика объёмов  экспорта и импорта России в 1994-2009 годах, млрд долларов США 
 
 
 
 
 

2.2. Таможенный союз, как основной фактор  развития ВЭД на  территории СНГ

    Три государства – Белоруссия, Россия и Казахстан, которые составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, подписали документы о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза. На территории стран-участниц проживают около 180 млн человек. По замыслу создателей, объединенная экономика стран – союзниц может существенно вырасти за счет снятия таможенных ограничений. По сути - это форма коллективного протекционизма от третьих стран.

    Таможенный союз – это единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый тариф, не применяются пошлины и ограничения экономического характера. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим, государствам нужно будет унифицировать свои торговые отношения с третьими странами – свести их к единому знаменателю. Пока получается плохо, и ничего кроме убытков и пробок на таможнях из всего этого не вышло.

    Объективной причиной создания зон свободной торговли и таможенных союзов являются процессы, происходящие в мировой экономике, характеризующиеся интернационализацией производства и, как следствие, ускорением формирования региональных торгово-экономических союзов и группировок. Страны-соседи все больше стремятся к объединению ресурсов, средств и усилий для проведения скоординированной, а в идеале — совместной экономической политики. 

    Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности:

    1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

    2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза.

    3. Решения о внесении изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией таможенного союза на основании предложений таможенных органов в установленном порядке.

    Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности и решения о внесении в нее изменений публикуются  Комиссией таможенного союза.

    4. Техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного дела, в том числе:

    1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

    2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;

Информация о работе Внешнеэкономические связи стран СНГ