Внебюджетные фонды и их значение в социальном развитии общества

Автор: M*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

Содержание

Введение
1. Внебюджетные фонды: их сущность и значение
1.1 Сущность внебюджетных фондов
1.2 Значение внебюджетных фондов
2. Классификация внебюджетных фондов по функциональному значению и уровням управления
2.1 Пенсионный фонд РФ
2.2 Фонд социального страхования РФ
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
2.4 Государственный фонд занятости населения РФ
3. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ГМФ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Т.о., значительное количество внебюджетных фондов образовано в рамках субъектов  РФ – это так называемые региональные или территориальные, а также  фонды, образуемые органами власти на местах. Кроме того, существует большое количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. 2

     Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для решения важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация дорожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие таможенной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание). Экономические фонды формируются за счет:

  • специальных налогов (например, плата за использование дорогами, как источник дорожного фонда);
  • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
  • сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий;
  • сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, за другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, и т.п. Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные экономические фонды, так как последние имеют свои собственные источники формирования доходной базы. Но неиспользованные средства некоторых фондов могут поступать в доходы соответствующих бюджетов.

     Представительный  орган власти вправе принимать решения  об образовании валютного фонда  в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

     Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим  представительным органом власти.

     Средства  внебюджетных и валютного фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствий с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом власти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.

     В орган управления внебюджетного  фонда в случаях, в порядке  и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители  законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица. 

     2.1 Пенсионный фонд РФ 

     Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарение населения) и других факторов, нагрузка на работающих возрастает: если в 1992 г. на 100 занятых в экономике приходилось 450 пенсионеров, состоящих на учёте в органах соцальной защиты, то в 1995 г. этот показатель увеличился на 13% и составил 554 пенсионера. В отдельных регионах это соотношение уравнялось, а в северных, наоборот, “нагрузка пенсионеров” на работающих снижается из-за миграции в центральные и южные регионы России.

     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может иметь определённый доход.

     Пенсионный  фонд РФ осуществляет 2 основные функции:

     Сбор  страховых взносов от 3,5 млн. плательщиков (по данным на середину 1995г.) и финансирование выплат назначенных пенсий всему контингенту пенсионеров (своевременно и в полном объёме).

     Начисление  страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством.

     Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах – уполномоченные отделения. В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.3

     Аккумуляция и перераспределение средств  ПФ проходит по следующему маршруту: страховые  взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном  уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения неснижаемого остатка на счетах и оптимизации сумм в пути. 

     2.2 Фонд социального страхования РФ 

     Вторым  по объёму аккумулируемых средств государственным  внебюджетным фондом является Фонд социального  страхования РФ. Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:

     Одна  группа включает социальную помощь в  период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период – на цели санаторно-курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также  санаторно-курортное лечение и  оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

     Вторая  группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей. И включает 5 основных видов пособий:

  1. пособие по беременности и родам
  2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  3. единовременное пособие при рождение ребёнка
  4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет
  5. единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы – до её окончания, но не старше 18 лет.

     Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, на период дополнительного  отпуска по уходу за ребёнком производятся за счёт средств предприятия, направленных на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий. 4

     Финансирование  единого ежемесячного пособия на ребёнка осуществляется за счёт средств субъектов РФ. При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на данный вид пособия, в иных случаях – в органах социальной защиты населения.

     Контроль  за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование  возложен на ФСС РФ и Государственную  налоговую службу РФ, а за расходованием этих средств – на ФСС РФ с участием профессиональных союзов. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. 

     2.3 Фонды обязательного медицинского страхования 

     Закон “О медицинском страховании граждан  РФ”, определяет правовые, экономические  и организационные основы мед  страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на мед помощь в рамках базовой программы.

     Принятая  базовая программа обязательного  мед страхования граждан РФ определяет объём и условия оказания мед помощи. На основе базовой программы в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются территориальные программы. Обязательное мед страхование:

     Является  всеобщим для населения РФ. Нормы, касающиеся обязательного мед страхования, распространяются на работающих граждан  с момента заключения с ними трудового договора;

     Гарантирует объём и условия оказания мед  и лекарственной помощи гражданам;

     Реализуется в соответствии с программой обязательного  мед страхования – базовой  программой и территориальными программами;

     Тарифы  на услуги мед учреждений определяются соглашением между страховыми мед организациями, органами исполнительной власти субъекта РФ и профессиональными мед ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность мед учреждения и своевременный уровень медпомощи.5

     Добровольное  мед страхование осуществляется на основе программ добровольного мед страхования за счёт прибыли предприятий и личных средств граждан путём заключения договора. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных мед и иных услуг сверх установленных программами обязательного мед страхования и может быть коллективным и индивидуальным. Поэтому страхователями могут быть: отдельные дееспособные граждане; предприятия, представляющие интересы граждан.

     Введение  обязательного мед страхования  означает появление новой формы  социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой, существовавшей в стране с 1912 г. по 1933 г. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе которых определяющими являются обязательные страховые взносы работодателей и граждан-предпринимателей.

     Бюджетные средства обеспечивают финансирование здравоохранения в части неработающего  населения, а внебюджетные – работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий. Тариф страховых взносов устанавливается Федеральным Собранием РФ по представлению федерального правительства. С самого начала его установления тариф оставался неизменным – в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение по договорам подряда и поручения. Законом РФ от02.04.93 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР”О мед страховании граждан в РСФСР” определено, что от уплаты взносов на ОМС освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей. Согласно действующему положению плательщики обязаны перечислять страховые взносы платёжными поручениями на транзитные счета Федерального и Территориального фондов, открытые в учреждениях банков, ведущих счета Федерального бюджета и обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.

Информация о работе Внебюджетные фонды и их значение в социальном развитии общества