Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;
2) анализ экономической политики государства в целом;
3) анализ экономической политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

тема 36 исправление.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

 Также правительство финансирует государственные программы, то есть увеличивает расходы, причем необходимо заметить, что в этом плане государство почти не в чем упрекнуть. Программой 2009 года стала разработка аналога Силиконовой долины на территории РБ или Парка высоких технологий. К числу основных направлений деятельности Парка относятся разработка и внедрение информационных технологий и программного обеспечения, а также его экспорт. Резидентами Парка могут быть предприниматели и юридические лица. Резиденты освобождаются от уплаты налогов в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, налога на прибыль и НДС по оборотам от реалиизации такой продукции. Целью этой программы стало достижение высоких темпов развития и качества жизни. На финансирование Парка высоких технологий в РБ предназначается 150 млн. долларов. Это в высшей мере оправданные расходы: Беларусь, имея высокий интеллектуальный потенциал, способна направить его в нужную стезю – на благо экономики страны. Также важной программой является программа возрождения села. Для ее реализации из бюджета страны было выделено почти 70 трлн. Рублей. Эти программы направлены на поднятие экономики и ее стабилизацию. И итоги этих программ, конечно, еще далеко, но все же цели оправдывают средства. Правда, при использовании таких программ есть некоторые сложности, связанные с проблемой времени, а именно с временным лагом, то есть может произойти разрыв между тем моментом, когда государство принимает решение о фискальной политике, и временем, когда она начнет оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

Правительство Республики Беларусь проводит фискальную политику и посредством ценных бумаг, то есть погашает долг. За январь-май 2005 года бюджет исполнен профицитом в размере 4,2% ВВП. Министерство финансов Республики Беларусь за январь-июнь 2009 года увеличило объем находящихся в обращении государственных бумаг по сравнению с началом года на 15,4%. На рынке представлены государственные ценные бумаги, краткосрочные облигации Национального банка, векселя банков.

В соответствии с Законом  о бюджете на 2009 год, на финансирование дефицита бюджета за счет размещения государственных ценных бумаг планируется направить на 21,7% меньше по сравнению с 2008 годом. При этом объем размещения государственных бумаг в 2009 году на 10,7% меньше по сравнению с прошлым годом, погашения – на 6% меньше.

Продолжается рост цен  на жилье, тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Вместе с  тем данные статистики говорят об устойчивом высоком росте валового национального продукта, экспорта товаров и услуг, доходов населения и вкладов в банках. С другой стороны достижения Республики Беларусь весьма относительны, если сравнивать их с аналогичными показателями других стран. По данным Всемирного банка, в 2008 году на душу населения валовой национальный доход (включает ВВП плюс чистые поступления от первичного дохода за рубежом) в Беларуси составлял $2 120 против $3 410 – в России, $5 460 – в Латвии, $5 740 – в Литве, $6 090 – в Польше, $2 260 – в Казахстане. А по более реальному для сопоставления показателю, по паритету покупательной способности, соответственно: Беларусь - $6 900, Россия - $9 629, Латвия - $11 850, Литва - $12 610, Польша - $12 640, Казахстан - $6 980. По этому показателю среди соседей лишь Украина отстает от Беларуси. Важно учитывать, что в начале перестройки экономики на рыночные условия Польша, Литва, Латвия были примерно на одинаковом уровне экономического развития, а Казахстан существенно отставал от Беларуси. Поэтому достижения этих стран (описанные также во второй главе), которые к тому же не получают от России никаких преференций и льгот, заставляют задуматься о причинах нашего отставания.

Все это свидетельствует  о необходимости ускорения темпов реформирования экономики и финансовой системы, направленных на повышение эффективности.

Правительство Республики Беларусь приняло решение сократить  оборотные налоги с 2009 года только на 0,9 процентных пункта из-за необходимости финансирования в полном объеме запланированных бюджетных программ и сохранения приемлемого уровня дефицита бюджета.

При сокращении оборотных  налогов на 1,9 процентных пункта, как  предполагало Министерство экономики РБ, и с учетом всех потребностей и социальных программ возникал дефицит бюджета на уровне 4% ВВП, а это недопустимо много. Дефицит бюджета в 2006 году прогнозируется в пределах 1,5% ВВП. На долю оборотных налогов в доходах консолидированного бюджета Беларуси приходится 17-18%.

Бюджет нашей страны следующего года носит социально направленный характер. Планируется, что средняя заработная плата в Беларуси в реальном секторе экономики составит $300, в бюджетной сфере - $ 250 и возрастут расходы государства на социальные, инвестиционные программы, а также на программу развития и возрождения села. Доходы консолидированного бюджета в 2006 году планируются 45,6% к ВВП. При этом основными источниками доходов будут НДС, акцизы, подоходный налог и доход от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджета составят 36% к ВВП, против 36,5%, как ожидается к концу текущего года. На выплату заработной платы уйдет 38,9% всех расходов бюджета. Также на капитальное строительство направится средств на 30% больше, чем в текущем году. [9, с. 16]

Подведем итог осуществления  фискальной политики в Беларуси.

Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние  бюджетной системы, заключается в следующем:

  1. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности;
  2. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов;
  3. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

Основными целями бюджетной политики являются:

  • Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
  • Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
  • Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

Для достижения этих целей  Беларуси потребуется поэтапная  реализация комплекса мер. Правительству  РБ необходимо: осуществить структурную  перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой; снизить к 2010 году уровень налоговой нагрузки не менее чем на 8-10 процентных пунктов; уровень инфляции к 2010 году должен составить 3-4%.

Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.

 Также правительство  финансирует государственные программы, такие как Парк высоких технологий и возрождение и развитие села; проводит фискальную политику посредством ценных бумаг, то есть погашает долг. Но все же фискальная политика правительства Республики Беларусь не достаточно эффективна.

Таким образом, становление бюджетных отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, как выяснилось, государственное вмешательство в экономику необходимо.

Но, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, мы должны учитывать вопрос о допустимых пределах этого вмешательства.

Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка  позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества.  Следовательно, вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности.

Государственное регулирование  экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

Существует ряд факторов, которые влияют на экономическую  политику государства. Поскольку экономика  и политика тесно взаимосвязаны, то, безусловно, одним из таких факторов в прошедшем году оказались парламентские и президентские выборы, которые оставили свой след в экономике страны. Также как одни из факторов мы рассмотрели взаимоотношения бизнеса и власти,  усиление популизма и административную реформу, проведенную в прошлом году.

Рассмотренный нами список факторов далеко не полный, и только его перечисление может занять значительный период времени. Поэтому мы рассмотрели только основные факторы, которые оказали свое влияние на экономику прошлого года.

На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется со значительным профицитом, что в полной мере позволяло выполнять различные государственные программы, оказывать значительную поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно служило сдерживающим фактором для развития национальной экономики. Исполнение бюджета в 2009 году с профицитом было достигнуто во многом за счет сокращения государственных расходов, что не могло не отразиться на доходах как предприятий, так и населения.

В 2010 году бюджетно-налоговая  политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Албегрова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А. В.  под  общ.  ред.  Сидоровича А.В.Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку.  // М.: «Дело и сервис», 1998.
  2. Архипов А.И. Большаков А.К Нестеренко А.Н. Экономика. Учебник  //  000 “Издательская группа Проспект”- М.: 1998
  3. Видяпин В.И.  Журавлева Г.П.  Экономическая теория  (политэкономия). Учебник // Инфра-М.-М.: 1997.
  4. Камаева В.Д. Экономическая теория (учебник для вузов) -  М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 1995
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
  7. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
  8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.  Экономическая теория // Учебное пособие. М.: Экономика, 1997.
  9. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И.,  Леусский А.И. Макроэкономика, 6-е изд. -2006 г. - с.231-245
  10. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.
  11. Ходорковский М. Записки из мертвого дома // Ведомости. 2004. 5 апреля.
  12. Цветков В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре // ЭКО. – 2006. - №5. – с.3-24.
  13. Чепурина М.Н., Киселева Е.А Курс экономической теории: учебник – 5-е издание - 2006. – с. 438-442.
  14. Чернова, Л. Экономическая политика России // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.5-10
  15. Шагас Н.Л, Туманова Е.А. Макроэкономика: Учебник - 2006. с. 347-349.
  16. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА : Учебно-методический комплекс – М.: 2008. – 286 с.
  17. Макроэкономика: социально–ориентированный подход. Учебник / Лутохина Э.А., Козловский В.В., Кажуро Н.Я. и др. Под редакцией профессора Э.А. Лутохиной. – Мн.: МИТСО, 2007. – 300 с.
  18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы
  19. http://www.iet.ru

 

 

 

Список литературы

 

1. История экономических  учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).

2. ГригорьевС.И. Трансформация оценок населением России роли государства в регулировании доходов богатых // Социологические исследования. 1997. № 7. С. 30-43.

3. Джеймс Бьюкенен. Сочинения.  Пер. с англ. Серия: "Нобелевские  лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994.

6. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы  и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.

7. Нобелевские лауреаты  по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997

9. Олсон М. Логика  коллективных действий. М.: Фонд экономической  инициативы, 1995.

10. Отмахов П.А. Вирджинская  школа в американской политической  экономии//Проблемы американистики. Вып. 8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее. М.: Издательство МГУ, 1990. С. 325-340.

11. Панорама экономической  мысли XX столетия. Под ред. Д.  Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995.

12. Политическая рента  в рыночной и преходной экономике.  М.: ИМЭМО, 1995.

13. Якобсон Л.И. Экономика  общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100

1Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997, С.112

2 Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.85

3Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.87

4 Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.79

5Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.112

6Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100. С.78

7Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997, С.58


Информация о работе Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие