Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;
2) анализ экономической политики государства в целом;
3) анализ экономической политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Также правительство финансирует государственные программы, то есть увеличивает расходы, причем необходимо заметить, что в этом плане государство почти не в чем упрекнуть. Программой 2009 года стала разработка аналога Силиконовой долины на территории РБ или Парка высоких технологий. К числу основных направлений деятельности Парка относятся разработка и внедрение информационных технологий и программного обеспечения, а также его экспорт. Резидентами Парка могут быть предприниматели и юридические лица. Резиденты освобождаются от уплаты налогов в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, налога на прибыль и НДС по оборотам от реалиизации такой продукции. Целью этой программы стало достижение высоких темпов развития и качества жизни. На финансирование Парка высоких технологий в РБ предназначается 150 млн. долларов. Это в высшей мере оправданные расходы: Беларусь, имея высокий интеллектуальный потенциал, способна направить его в нужную стезю – на благо экономики страны. Также важной программой является программа возрождения села. Для ее реализации из бюджета страны было выделено почти 70 трлн. Рублей. Эти программы направлены на поднятие экономики и ее стабилизацию. И итоги этих программ, конечно, еще далеко, но все же цели оправдывают средства. Правда, при использовании таких программ есть некоторые сложности, связанные с проблемой времени, а именно с временным лагом, то есть может произойти разрыв между тем моментом, когда государство принимает решение о фискальной политике, и временем, когда она начнет оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.
Правительство Республики Беларусь проводит фискальную политику и посредством ценных бумаг, то есть погашает долг. За январь-май 2005 года бюджет исполнен профицитом в размере 4,2% ВВП. Министерство финансов Республики Беларусь за январь-июнь 2009 года увеличило объем находящихся в обращении государственных бумаг по сравнению с началом года на 15,4%. На рынке представлены государственные ценные бумаги, краткосрочные облигации Национального банка, векселя банков.
В соответствии с Законом о бюджете на 2009 год, на финансирование дефицита бюджета за счет размещения государственных ценных бумаг планируется направить на 21,7% меньше по сравнению с 2008 годом. При этом объем размещения государственных бумаг в 2009 году на 10,7% меньше по сравнению с прошлым годом, погашения – на 6% меньше.
Продолжается рост цен на жилье, тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Вместе с тем данные статистики говорят об устойчивом высоком росте валового национального продукта, экспорта товаров и услуг, доходов населения и вкладов в банках. С другой стороны достижения Республики Беларусь весьма относительны, если сравнивать их с аналогичными показателями других стран. По данным Всемирного банка, в 2008 году на душу населения валовой национальный доход (включает ВВП плюс чистые поступления от первичного дохода за рубежом) в Беларуси составлял $2 120 против $3 410 – в России, $5 460 – в Латвии, $5 740 – в Литве, $6 090 – в Польше, $2 260 – в Казахстане. А по более реальному для сопоставления показателю, по паритету покупательной способности, соответственно: Беларусь - $6 900, Россия - $9 629, Латвия - $11 850, Литва - $12 610, Польша - $12 640, Казахстан - $6 980. По этому показателю среди соседей лишь Украина отстает от Беларуси. Важно учитывать, что в начале перестройки экономики на рыночные условия Польша, Литва, Латвия были примерно на одинаковом уровне экономического развития, а Казахстан существенно отставал от Беларуси. Поэтому достижения этих стран (описанные также во второй главе), которые к тому же не получают от России никаких преференций и льгот, заставляют задуматься о причинах нашего отставания.
Все это свидетельствует о необходимости ускорения темпов реформирования экономики и финансовой системы, направленных на повышение эффективности.
Правительство Республики Беларусь приняло решение сократить оборотные налоги с 2009 года только на 0,9 процентных пункта из-за необходимости финансирования в полном объеме запланированных бюджетных программ и сохранения приемлемого уровня дефицита бюджета.
При сокращении оборотных налогов на 1,9 процентных пункта, как предполагало Министерство экономики РБ, и с учетом всех потребностей и социальных программ возникал дефицит бюджета на уровне 4% ВВП, а это недопустимо много. Дефицит бюджета в 2006 году прогнозируется в пределах 1,5% ВВП. На долю оборотных налогов в доходах консолидированного бюджета Беларуси приходится 17-18%.
Бюджет нашей страны следующего года носит социально направленный характер. Планируется, что средняя заработная плата в Беларуси в реальном секторе экономики составит $300, в бюджетной сфере - $ 250 и возрастут расходы государства на социальные, инвестиционные программы, а также на программу развития и возрождения села. Доходы консолидированного бюджета в 2006 году планируются 45,6% к ВВП. При этом основными источниками доходов будут НДС, акцизы, подоходный налог и доход от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджета составят 36% к ВВП, против 36,5%, как ожидается к концу текущего года. На выплату заработной платы уйдет 38,9% всех расходов бюджета. Также на капитальное строительство направится средств на 30% больше, чем в текущем году. [9, с. 16]
Подведем итог осуществления фискальной политики в Беларуси.
Фундаментальные проблемы,
характеризующие текущее
Основными целями бюджетной политики являются:
Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер. Правительству РБ необходимо: осуществить структурную перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой; снизить к 2010 году уровень налоговой нагрузки не менее чем на 8-10 процентных пунктов; уровень инфляции к 2010 году должен составить 3-4%.
Опыт мировой фискальной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.
Также правительство
финансирует государственные
Таким образом, становление бюджетных отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как выяснилось, государственное вмешательство в экономику необходимо.
Но, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны учитывать вопрос о допустимых пределах этого вмешательства.
Разумный синтез государственного
регулирования и механизма
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.
Существует ряд факторов, которые влияют на экономическую политику государства. Поскольку экономика и политика тесно взаимосвязаны, то, безусловно, одним из таких факторов в прошедшем году оказались парламентские и президентские выборы, которые оставили свой след в экономике страны. Также как одни из факторов мы рассмотрели взаимоотношения бизнеса и власти, усиление популизма и административную реформу, проведенную в прошлом году.
Рассмотренный нами список факторов далеко не полный, и только его перечисление может занять значительный период времени. Поэтому мы рассмотрели только основные факторы, которые оказали свое влияние на экономику прошлого года.
На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется со значительным профицитом, что в полной мере позволяло выполнять различные государственные программы, оказывать значительную поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно служило сдерживающим фактором для развития национальной экономики. Исполнение бюджета в 2009 году с профицитом было достигнуто во многом за счет сокращения государственных расходов, что не могло не отразиться на доходах как предприятий, так и населения.
В 2010 году бюджетно-налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).
2. ГригорьевС.И. Трансформация оценок населением России роли государства в регулировании доходов богатых // Социологические исследования. 1997. № 7. С. 30-43.
3. Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.
7. Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997
9. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
10. Отмахов П.А. Вирджинская
школа в американской
11. Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995.
12. Политическая рента
в рыночной и преходной
13. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100
1Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997, С.112
2 Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.85
3Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995. С.87
4 Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.79
5Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997. С.112
6Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100. С.78
7Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997, С.58
Информация о работе Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие